Психология и социология/8 педагогическая психология

 

 

Финогенова С.А.

 

Саратовский государственный технический университет, Россия

 

Индивидуальные различие близнецов в изобразительной деятельности

 

Во все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим у людей удивление и любопытство. Феномен близнецов, прежде чем им занялась наука, был предметом исследования самых разных жанров фольклора мифов, сказок, легенд, песен. Так, например, основатели Рима, Ромул и Рем были братья близнецы сыновья бога Марса и  прекрасной Рею Сильвии дочери царя Нумитора потомка великого троянского героя Энея [1, с. 528-533]. Культ близнецов получил отражение в изобразительном искусстве в художественной литературе и поэзии.

Во многих культурах мира боги были близнецами. Одна из первых историй о богах близнецах Ормузде и Аримане, детей бога времени  появилась в древней Персии. В древнем Египте были боги близнецы Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида [2, с. 158-167], свои близнецовые божества были у шумер, вавилонян и ассирийцев [3, с. 164]. Культы близнецовых божеств характерны для Китая и Индии. В «Ригведе» древнем эпосе Индии встречаются близнецы Ямы и Ями в «Махабхарате» рассказывается  о близнецах Накулы и Сахадевы. [4, с. 176, 192.]. Близнецовые культы были присущи и древней Греции, некоторые из них вошли в общеевропейскую культуру. Например, близнецы Аполлон и Артемида общеэллинские божества Солнца и Луны, дети Зевса и богини Латоны. В античных мифах и сказаниях можно встретить, множество других близнецовых пар: Диоскуры Кастор и Полидевк, боги ветры близнецы антиподы Борей и Зефир. Верховные божества Рима  Юпитер и Юнона  также были близнецами [1, с. 30-41; 491-493, 497-498; 5, с 153-160].

Близнецов обожествляли и другие народы: африканские зулусы, индейцы Северной и Южной Америки [6, с. 80; 7, с. 174-176]. Культ близнецов был распространен и среди народов Российской империи. Но по мере развития науки в целом, и особенно науки о близнецах, природа последних стала предметом специального исследования.

Исследование близнецов, наиболее активно проводилось в антропологии, генетики и медицине. Большой вклад в изучение феномена близнецов внесли такие ученые, как Ф. Гальтон, Г. Сименс, С.Н. Ардашников, В.В. Бунак, И.И. Канаев, И.В. Равич-Щербо  [8, 9, 10].

Близнецы, это два и более ребенка, рожденные одной матерью почти одновременно. Существует два типа близнецов: однояйцевые и разнояйцевые [11, с. 421]. Однояйцевые близнецы (монозиготные) всегда одного пола. Двухяйцевые близнецы (дизиготные) могут быть как разнополыми, так и однополыми. Разнополые близнецы всегда двуяйцевые, однополые могут быть как однояйцевые так и двух яйцевые. У дизиготных близнецов больше различий чем сходства. Наибольшее сходство наблюдается у монозиготных близнецов. Идентичность монозиготных близнецов обусловлена тем, что они имеют сто процентов общих генов и являются генетическими копиями [12, с. 171].

В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В разных этнических группах существуют достаточно широкие различия частоты многоплодных родов. Одну треть всех близнецов составляют монозиготные и две трети дизиготные пары.

Жизнь близнецов необычна тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют схожий жизненный опыт. Такая пара является, прежде всего, уникальной социальной ситуацией. Французский исследователь Р. Заззо был первым психологом, который глубоко исследовал «близнецовую ситуацию» и ввел само это понятие. Он рассматривал ее как фактор умственного и личностного развития близнецов, в том смысле что «каждый близнец есть часть среды другого». Позже ролевые отношения, существующие в повседневной жизни близнецов были описаны В.В.Семеновым и А. Гезеллем [13, с. 171.].

Принято считать, что у близнецов «один ум на двоих», однако этот предрассудок, не имеет под собой абсолютно никаких оснований. Близнецы это такие же дети, как все остальные. А внимательное отношение к их воспитанию может создать для развития таких детей особо благоприятные условия, что можно наблюдать на примере семьи Пономаревых из г. Саратова (России) где подрастают близнецы Ульяна и Диана.

В большинстве семей где имеются близнецы считается, что если дети похожи друг на друга, то следует обращаться с ними как с одним целым, снабжая их одинаковой одеждой, игрушками и «одинаковым» вниманием. Но какими бы похожими они не казались физически, эмоционально, психически, интеллектуально они совершенно разные. И для того, чтобы они выросли счастливыми и уверенными в себе людьми, они нуждаются в поддержке их особенностей и различий.

С самого начала родители Ульяны и Дианы видели в своих близнецах две независимые личности, они стараются обращать внимание на различия близнецов, их особенности, говорить им об этом. Одевают  детей по-разному с раннего детства. У каждого ребенка есть своя одежда, свои игрушки,  свои книжки и спальные диванчики. Детей хвалят за любые проявления самостоятельности, индивидуальности, самобытности. Но при этом достаточно тактично, чтобы  не развить ревность и конкуренция между двойняшками. Можно предположить, что в этой семье в отношении с близнецами «быть справедливым» не означает относиться к детям совершенно одинаково, а означает прилагать равные усилия для удовлетворения потребностей каждого. Все это помогает обрести каждому близнецу свое Я. Этому в большей степени способствуют занятия рисованием, которые регулярно проводятся с двойняшками Дианой и Ульяной (рис. 1, 2) опытным педагогом.

В практической психологии и психотерапии хорошо известно, что раннее детство это время установления базовых отношений ребенка с миром. Не случайно говорят, что до пяти лет закладываются основы личности. Стремление упорядочить свои знания о мире, а затем обобщить их в виде умопостигаемой модели мироздания свойственно и самим детям. В возрасте между двумя и тремя годами любой ребенок использует для этого не только словесный язык, который он активно осваивает. В постройках из песка, в пространственных конструкциях из кубиков или других материалов проявляются представления о мироустройстве. В два с половиной  три года роль моделирующей знаковой системы в мироустроительном творчестве ребенка также начинает исполнять и графический язык  ‑ детском рисование. Обычно взрослые не понимают психологического смысла огромной интеллектуальной и духовной работы, которую проделывает рисующий ребенок в возрасте между тремя и четырьмя годами. Хотя именно на примере ранних детских рисунков взрослый может наглядно увидеть последовательность фаз строительства детской умозрительной картины мира. Умозрительной  т.е. обобщающей, достигнутое собственным умом понимание того, как устроен мир. Это понимание ребенок воплощает в своих рисунках и тем самым дает нам возможность хотя бы частично увидеть результаты грандиозной работы, невидимо совершающейся в его душе.

Двойняшки Диана и Ульяна стали рисовать с 3 лет и 8 месяцев под руководством педагога с художественным образованием. В возрасте между тремя с половиной и четырьмя годами они сделали характерный для этого возраста шаг, стали представлять пространство листа как пространство Мира, который должен быть определенным образом организован для того, чтобы туда можно было поселить персонажей (рис 3, 4, 5, 6). Под ногами у них обязательно должна быть земля, а над головой небо. Диана линию земли проводит более уверенно и конкретно коричневой или зеленой чертой, у Ульяны, же она «набрана» из вертикальных черточек  травинок, из цветочков или грибочков. Для них важно, чтобы была реализована в каком-либо виде идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится. Линия «неба» изображаться синей чертой или полосой (Диана), но может состоять из горизонтального ряда птичек, самолетов, звезд, солнц, облаков  все эти элементы воплощают идею неба, верха, находящегося как крыша надо всем (Ульяна). А между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости  целиком, во весь рост и не загораживая друг друга. Такая композиция называется ленточной, или фризовой [14, с.56].

Для психолога же важно то, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги.

Близнец еще  не владеют художественными приемами профессиональных мастеров. Желание сделать рисунок красивым побуждает их обращаться к доступным, пока еще скупым, средствам. Но в каждом отдельном случае они стремятся максимально передать свой замысел. Если отсутствует квалифицированное обучение, самостоятельное обращение юных художников к этим приемам будет носит хаотичный характер. Совершенствование выразительной функции рисунка требует планомерной педагогической помощи. В этом случаи юные художники будут осознанно применять выразительные средства. В построении композиции, при отражении формы предметов, в создании цветовой гармонии приобретенные знания сделают их работы грамотными и одновременно индивидуально неповторимыми. Приведенные образцы рисунков Ульяны и Дианы подтверждают и четко определяют две разные по своему интересные и уникальные  личности. У Ульяны рисунки более лиричные по образам, более нежные по цветовым сочетаниям, она чаще выбирает либо сложные либо пастельные цветовые гаммы. Диана наоборот, в своих рисунках проявляет более конкретное, рациональное решение заданных тем, у нее меньше деталей, меньше  цветовых смешений, она чаще пользуется локальными цветовыми пятнами удачно располагая их по тону в листе (чувствует композицию в целом относительно формата) и всегда доводит рисунок до завершения не зависимо от темы задания.

Не углубляясь в дальнейшие подробности развития детского изобразительного языка, можно отметить, что у Ульяны и Дианы к пяти годам в основном уже сложилась индивидуальная символическая система, позволяющая им использовать пространственные и цветовые «коды» для передачи значимой информации при помощи рисунка. Пространственная близость или удаленность персонажей друг от друга, соотношение их размеров, особенности геометрических форм, общность цвета и атрибутов и другие параметры рисунка несут у близнецов смысловую нагрузку. Они служат для выражения душевной близости или отчужденности персонажей рисунка, их значимости или малоценности, отражают их характеры и свойства, о которых хотят заявить маленькие авторы. К пяти годам у сестер Пономаревых наблюдался уже достаточно высокий уровень графической техники, обусловленной согласованностью зрительно-кинетической функцией и влиянию регулярным обучением исполнительской деятельности формирующихся на занятиях по рисованию (рис. 7, 8, 9, 10)

Подводя итог, отметим, что графический образ, включая в себя познавательный, исполнительский, эмоционально-выразительный компоненты, отражает различные сферы личности детей. Его структура динамична и подвержена качественным изменениям, которые могут привести к положительным результатам при условии квалифицированного обучения и воспитания. Традиционно «успешными людьми» считаются те, которые хорошо говорят, активны, общительны и стремятся выделиться из массы. На самом деле, не всякая продуктивная и гармоничная личность подходит под это описание. Есть множество застенчивых и сдержанных детей, из которых вырастают здоровые, счастливые и уравновешенные взрослые. Зная, что представляют из себя близнецы (как вместе, так и по отдельности), и положительно откликаясь на их особенности, в семье Пономаревых дают каждому из них свою поддержку и основы формирования творческой личности.

Литература:

1. Кун Н.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М.: Правда, 1988.

2. Великие мифы и легенды. 100 историй о подвигах, мире богов, тайнах рождения и смерти / Сост. И.А. Мудрова М.: Центрполиграф, 2011. ISBN 978-5-227-02699-6.

3. Овчинникова А. Легенды и мифы Древнего Востока / А. Овчинникова. Ростов н/Д: Феникс; СПб.: Северо-Запад, 2006. ISBN 5-222-08187-7 Феникс, ISBN 5-93835-149-9 Северо-Запад.

4. Герасимов А.В. Культура древней Индии. Наука, М.: 1975.

5. Н.А. Онайко Аполлон  Гиперборейский // История и культура античного мира. М.: Наука, 1977.  

6. Штернберг Л.Я. Античный культ близнецов при свете этнографии // Первобытная религия. Л.: 1936.

7. Иванов В. В. Близнечные мифы //  Мифы народов мира: Энциклопедия. М.:  1980, Т. 1.

8. Канаев И.И. Близнецы очерки по вопросам многоплодия. М. - Л.: Академия наук СССР. 1959.

9. Канаев И.И. Близнецы и генетика. Л.: Наука. 1968.

10. И.В. Равич-Щерба Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романовой. М.: Астрель. 2008. С. 118-134; – ISBN 978-5-17048614-4000 АСТ, ISBN 978-5-271-19922-6000 Астрель.

11. Большая Советская энциклопедия. Третье издание. Т. 3. М.: 1970.

12. Атраментова Л.А., Филипцова О.В. Введение в психогенетику: Учебное пособие. ‑ 2-е изд., испр.  М.: Флинта: МПСИ, 2007. – ISBN 978-5-89349-656-7 Флинта, ISBN 978-5-89502-676-2 МПСИ.

13. Лучнин А.С. Психогенетика: учеб. Пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений. М.: Владос-пресс, 2005. – ISBN 5-305-00129-3

14. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.

 

 


Рис. 1 Диана.                                                      Рис. 2 Ульяна


 


Рис. 3 Осенний лес (Диана)            Рис. 4. Осенний лес (Ульяна)

 

 

 

 

 


 


Рис. 5. Дом (Диана)                                  Рис. 6. Дом (Ульяна)

 

 

                   

Рис. 7 Подводный житель (Ульяна)          Рис. 8 Подводный житель (Диана)

 

 

 

 


 


Рис. 9 Подводные фантазии (Ульяна) Рис. 10 Подводные фантазии (Диана)