Строительство и архитектура/ 2. Дизайн городской и ландшафтной архитектуры

К.и. Журавская Т.М.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица, Россия

Проблемы дизайна городской среды города Саппоро. Хоккайдо. Япония

 

 

Хоккайдо – самый северный из крупных островов японского архипелага. Он является одной из 47 префектур, на которые разделена территория Японии. С четырёх сторон остров окружён Тихим океаном, Японским и Охотским морями. Общий вид его местности формируется величественными горами, обширными полями, чистыми озёрами, болотистыми равнинами и лесными просторами. На формирование облика городов, безусловно, влияет особое географическое положение острова.

         Это один из ведущих сельскохозяйственных районов Японии, а после общеизвестных катастрофических событий 11 марта 2011 года на северо-востоке острова Хонсю, его роль в обеспечении потребностей страны продуктами, ещё больше возросла. Рис, пшеница, молочная продукция, фрукты, овощи, морепродукты – они предназначены для внутреннего потребления и на экспорт. И если в других районах Японии предприятия часто работают на привозном сырье, то на Хоккайдо используют своё. Кроме того, не только в пищевой промышленности, но и в других областях используют местные богатые природные ресурсы: древесину, глину, камень и др.

         Проблемами формирования облика регионального дизайна стало следующее:

-Национальная идентификация (выраженные черты отличия японского дизайна от других) при тенденции к всеобщей глобализации;

-Региональная идентификация: особый, узнаваемый «Голос северного дизайна»;

-Сохранение экологии в широком смысле слова;

-Сохранение и пропаганда самобытной культуры айнов – коренных жителей острова;

-Поиск собственных приоритетных направлений развития северного дизайна. Традиционной для Японии промышленности, выпускающей товары, создающие славу высоко технически развитой Японии (электроника, электротехника, автомобилестроение, робототехника и т.д.) на Хоккайдо нет;

-Обеспечение комфортных условий жизни и отдыха всех жителей острова и его гостей средствами дизайна (особенно с учётом быстрого старения населения);

-Комплексное воспитание потребителей, когда дизайн становится частью общественного сознания.

         Конечно, эти проблемы общего характера являются и проблемами формирования городской среды острова Хоккайдо, которые рассмотрены на примере города Саппоро.

         Хоккайдо динамично развивается в соответствии с очередным комплексным планом развития (КПРХ), начало которому было положено первым КПРХ (1952-1962). Он входит в Комплексный план развития Японии.

         Основными мерами КПРХ являются:

1.Создание продовольственной базы с учётом потребностей людей (внутреннее потребление и экспорт);

2.Формирование условий для международного обмена;

3.Охрана окружающей среды, позволяющей сохранить красоту и величие Хоккайдо. Поддержка и усиление функций по защите окружающей среды;

4.Формирование пространства для проведения свободного времени, отвечающего потребностям жителей в разнообразном самовыражении;

5.Формирование безопасных и комфортабельных условий жизни.

         Эти меры КПРХ находят своё выражение в профессиональной деятельности дизайнеров и являются своеобразным ориентиром в определении приоритетных направлений их деятельности. А такими направлениями являются: ландшафтный дизайн, архитектурно-пространственная среда городов, дизайн интерьеров, графический дизайн. Особые, узнаваемые черты, свойственные японскому дизайну, приобретают в северном дизайне Хоккайдо региональное своеобразие и узнаваемость.

Это связь с современным ремеслом, не имеющим такой давней истории, как в центральной Японии, но использующим местные материалы (дерево, глина, бумага и т.д.) и обладающим большим творческим потенциалом. Кроме того, в дизайне городской среды большое внимание уделяется: экологичности, комплексности, вниманию к деталям, тщательности исполнения, ясности, читаемости, познавательности, цветовой гармонии.

Северной столицей Хоккайдо, центральным городом с развитой инфраструктурой, является Саппоро, численность которого в настоящее время составляет около 1 млн. 900 тыс. человек.

Начало истории города, как правило, принято вести от 1869 года. Именно тогда, Управление по развитию Хоккайдо, приняло решение об освоении диких мест севера, вырубке лесов, облагораживанию земель и строительстве дорог. Название города, предположительно, образовано от айнских «сато», «поро», «пэцу», означающих «большая высохшая река» или «река, протекающая через равнину».

Планировка города имеет чёткую структуру: ось города и его главная улица – зелёный бульвар Оодори. Здесь проходят главные праздничные события города: фестивали, шествия, концерты. Бульвар Оодори шириной около 100 метров, длиной более 1500 метров. На его восточной части расположен главный визуальный ориентир города – 147-метровая телевизионная башня. Улицы расположены перпендикулярно друг к другу, образуя чёткую геометрическую структуру, в пространстве которой легко ориентироваться. Это особенно важно, учитывая большой наплыв сезонных туристов, особенно в зимнее время в период проведения Снежного фестиваля и сезон катания на горных лыжах. Система навигации в городе и центры информации, которые обеспечивают туристов необходимыми сведениями, всячески способствуют этому. А средства дизайна, включающие разработку современных знаков и носителей информации, делают передвижение по городу и его окрестностям, комфортным и доступным. Соблюдаются основные дизайнерские принципы создания таких информационных систем: комплексность, различимость, запоминаемость, визуальная активность, образность.

Город Саппоро существует в двух уровнях - верхнем, наземном, и нижнем, подземном. Нижний уровень города располагает огромным количеством переходов. Выйдя из помещения офиса, пройдя по переходам, можно совершить необходимые покупки, поесть, отдохнуть, назначить встречу, посмотреть выставку, развлечься и выйти на станцию метро, железнодорожный вокзал, известный универмаг, автомобильную парковку. Все они связаны с подземным городом сетью выходов. Это особенно привлекает, учитывая достаточно суровый, холодный и снежный зимний сезон Хоккайдо.

Дизайнеры большое внимание уделяют проектированию современных транспортных узлов связи: аэропорту, железнодорожному вокзалу, морскому порту.

Они представляют собой комплексные решения многофункционального пространства, целью которого является обеспечение комфортного, безопасного пребывания пассажиров, независимо от их национальности, возраста и физического состояния. Кроме того, привлекательной стороной дизайнерских решений, является задача ненавязчивого воспитания потребителя, приобщения их к ценностям мировой и национальной культуры. Это и постоянные выставки (истории авиации, традиционного прикладного искусства айнов и многих других) в пространстве аэропорта Синтитосэ, произведений современного графического дизайна и фотографий в выставочном пространстве башни центрального вокзала, современной фото графики в рекреационном пространстве морского вокзала города Отару, оригами и каллиграфии на станциях метро. Кроме того, оригинальные фирменные упаковки местной пищевой продукции с символикой Саппоро: стилизованным изображением ландыша, сирени и кукушки, которые являются основными символами города.

По данным Управления торговли и промышленности, департамента экономики губернаторства Хоккайдо, отдела торговых, промышленных и экономических отношений города Саппоро при планировании и строительстве жилых и общественных комплексов, необходимо придерживаться четырёх основных стандартов:

1.     Долговечности.

Предполагает простое в эксплуатации строение, имеющее срок службы от 50 до 100 лет;

2.     Душевного спокойствия и здоровья.

Это требование соответствует стандартам стареющего общества и предполагает эксплуатацию потребителями разного возраста, в том числе и преклонного;

3.     Гармонии с окружающей средой.

В первую очередь, имеется ввиду энергосбережение и снижение негативного воздействия на окружающую среду, «гармоничное сосуществование с природой»;

4.     Местного колорита.

Предполагается использование при строительстве местных материалов, учёт особенностей климата и ландшафта.

Конечно, эти требования влекут за собой разработку и использование в строительстве новых инновационных технологий, особенно с учётом не только сурового северного климата, но и сейсмоустойчивости.

 

В заключение можно сделать некоторые выводы о решении проблем дизайна городской среды северного острова Хоккайдо на примере города Саппоро:

- Дизайн городской среды обладает признаками идентификации японской культуры.

- Городская среда густо застроена и населена, но при этом, имеется много зеленых парковых зон как внутри города, так и в окрестностях. Город окружает зелёное кольцо садов и парков, в планировке которых активное участие принимают архитекторы и дизайнеры.

- Сады и парки планируются в соответствии с продуманной концепцией и служат не только местом отдыха для местных жителей и туристов, но и своеобразными центрами воспитания.

- Городская среда спланирована с использованием разных уровней пространства города: подземный, наземный, надземный (высотное многоэтажное строительство).

- Знаки навигации в городской среде удобны в использовании как пешеходов, так и автомобилистов.

В новой, недавно открывшейся части международного аэропорта Синтитосэ, в центре зала установлена скульптура из дерева Дзина Хасэгава. Она не только лаконична, композиционно выразительна и пластически совершенна, но и несёт глубокий философский смысл. Это скульптурная группа сложенных между собой, как объёмные пазлы, фигур животных и птиц, населяющих остров. В нижней части группы пустое пространство, по форме читаемое как фигура человека с поднятыми вверх руками,. Этот пазл –человеческая фигура, выражающая ужас - стоит в стороне от основной группы. Скульптурную группу сопровождает табличка с текстом: «Всё, живущее на этой планете, взаимодействует друг с другом. Нарушение даже маленькой части в этом взаимодействии, может привести к распаду всей системы. Пазлы символизируют взаимодействие, в котором находится весь мир природы. Каждый пазл представляет различные виды животных, населяющих Хоккайдо. Некоторые из них находятся под угрозой исчезновения. Если это произойдёт, то разрушится вся система. Каждая часть, чтобы сохранилась система, должна находиться на своём месте. Мы, люди – один из пазлов и нуждаемся в сохранении своего места в этой системе».

         Дизайнеры озабочены тем, чтобы гармония, столь высоко ценимая в японской культуре, не нарушалась при проектировании пространственной среды, где старое соседствует с новым, традиционное с новаторским, создавая среду обитания человека в современном городе.

 

 

 

Список литературы

1. Хоккайдо. Информационное издание Управления торговли и промышленности, департамент экономики губернаторства Хоккайдо, отдел торговых, промышленных и экономических отношений. Саппоро, 2009. – 60 с.

2. Design travel.  Hokkaido. D& Department project, 2009. -128 p.

3. Moere. Access Moerenuma park. Japan, 2008. –83 p.