Право/ 1.История государства и права

К.ю.н. Шапак Унзила

Казахский гуманитарный юридический университет, Астана, Казахстан

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАЛМЫЦКОГО ХАНСТВА: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

 

В настоящее время при реформировании институтов государственной власти не поднимается вопрос соответствия политико-правового порядка национальной культуре, менталитету. Игнорирование собственных национальных традиций в юридической и политической науках привело к тому, что концептуализация государственной власти чаще всего ориентируется на реформах западных стран, подгоняют ее под общую и универсальную модель. Другими словами, не учитывая историю становления государственно-правовых институтов и национальных особенностей, наука и практика отказываются от учета таких особенностей, считая их не соответствующими единообразно подогнанным схемам и современному типу развития.

В каком бы то ни было культурно-цивилизационном пространстве, политико-правовая власть характеризируется своими особенностями и их заимствование всегда связано с переосмыслением традиционных основ бытия, социального мировоззрения и моделей значимого политико-правового поведения и, соответственно, с институциональной перестройкой  национальной политической и правовой сферы. При этом необходимо учитывать, что Казахское государство содержит в себе своеобразные традиции кочевой государственности. Необходимо провести институциональный анализ государственной власти, преемственно воспроизводящей и поддерживающей национальную политико-правовую упорядоченность кочевого общества, и учитывать на стадии формирования и адаптации национальной политики элементы традиционной правовой культуры, присущие традиционному обществу социальную справедливость, политическую гласность и свободу личности в рамках традиционного правопреемства.

Политико-правовое пространство – это сфера общественной жизни, в которой происходит взаимодействие социальных субъектов, которые в свою очередь организовывают и осуществляют государственную власть, непосредственно управляя общественными делами, а также политическим и правовым взаимодействием частных лиц, социальных объединений и институтов. Это обеспечивается определенным государственно-правовым режимом, охватывающим социальную структуру с точки зрения правового, культурного и духовно-нравственного аспектов. Государственная власть детерминируется определенным временным и геоюридическим континуумом, другими словами продуктивный анализ осуществления власти может быть осуществлен лишь при рассмотрении ее в качестве правового феномена в рамках национального пространства.

Продолжая данную мысль и перемещаясь на территорию России, рассмотрим особенности национальной государственной власти кочевого Калмыцкого ханства, которое, имея сложную историческую судьбу и, несмотря на трансформацию социально-правового и политического пространства, образовало свою государственность.

Суждение Г.О. Авлеява о том, что факт создания в составе России уникального государственного образования в форме Калмыцкого ханства, является феноменальным явлением в истории малых народов Российской империи [1], вызывает интерес в научной среде. Однако по этому поводу имеются много спорных вопросов.

В 1966 году была издана работа М.Л. Кичикова «Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов. Образование калмыцкого государства в составе России». В данной работе было указано, что калмыцкая государственность в виде ханства была создана в 50-60 г.г. XVII века и «образовывали» ее Дайчин и Мончак тайшы. В качестве свидетельства такого суждения автор ссылается на тот исторический факт, что была предоставлена необходимая территория; власть в улусе была сосредоточена в руках указанных двух начальников (ахалакчы) тайшы; было осуществлено признание образования ханства в составе России в царском указе, и летом 1664 года в качестве символа государственной власти были «пожалованы золотая булава, инкрустированная яшмой и царская печать с гербом Российского государства, а также еще несколько ценных подарков» [2, С.131- 132].

В восьмом номере журнала «Вопросы истории» 1968 года историк П.С. Преображенская делает отзыв на данную книгу. Высоко оценивая важность и значение работы, тем не менее, она приводит следующие антиаргументы свидетельствам М.Л. Кичикова: в первой половине XXVII века среди калмыцких тайшы были Далай-Батыр, Хо-Орлюк и иные влиятельные тайшы; булава и государственная печать были предоставлены в качестве почета за удачный поход калмыцкой конницы против Крымского ханства, к тому же не были качественно и всесторонне оценены сведения об образовании калмыцкого ханства при Аюк-тайшы в начале XVII века. Данная полемика не была расширена и не нашла свое продолжение в научной среде.

Вопросы истории калмыцкого ханства можно проследить в работах Н.Н. Пальмова [3], П.С. Преображенской [4], И.Я. Златкина [5], Т.И. Беликова [6], Бембеева [7] и других. История образования Калмыцкого ханства всесторонне описана в монографии коллектива авторов «Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьской период». Этому посвящены главы IV (авторы – Н.В. Устюгов, М.Л. Кичиков, Т.И. Беликов) и V (авторы – М.Я. Попов, Н.В. Устюгов). Позже были опубликованы специализированные работы ученых У.Э. Эрдниева [8], Г.О. Авлеява [1], К.Н. Максимова [9].

Хоты в исторической литературе всесторонне и основательно изучены политические и военные отношения царского правительства и калмыцких тайшы, после переселения калмыков и торгаутов на территорию России, вопрос о моменте образования ханства, во взаимосвязи с периодом проживания этих народностей в низине р.Волги, не был проанализирован с политико-правовых позиций, то есть определенный период не рассматривался в качестве существования автономного государства в составе России.

Несмотря на то, что много писалось об истории взаимоотношений русских и калмыков, в период дооктябрьской революции авторами (Бакунин В.М. [10], Бичурин Б.Я. (Иакинф) [11], Нефъедов Н.И. [12], Костенков К. [13], Новолетов М. [14], Позднеев А.М. [15] не затрагивалась тема возникновения и функционирования в политико-правовом пространстве Калмыцкого ханства. Видимо многими научными деятелями вообще отрицалась Калмыцкая государственность. Ими признавалось возникновение новой этнической группы на территории Российского государства, что было результатом переселения нескольких враждующих между собой кочевых калмыцких тайшы. Однако мы далеки от утверждения однозначного отрицания учеными историками существования Калмыцкого ханства на политико-правовом пространстве России.

Как указывалось, некоторые авторы (Устюгов Н.В., Беликов Т.И., Кичиков М.Л., Позднеев А.М., Максимов К.Н., Авляев Г.О. и др.) связывают создание Калмыцкого ханства с правлением Дайчи тайшы и Мончак тайшы, другие – связывают сей факт с правлением Аюк хана (1669-1724) (Преображенская и др.). В то же время, по мнению авторов крупных работ, посвященных калмыцкому ханству – У.Э. Эрдниева (Калмаки. – Элиста, 1970) и К.Н. Максимова (Калмыкия в национальной политике, система власти и управления России (XVII в. – XX в. – М., 2002), ханство было создано в 60-е г.г. XVII века. Причиной этому видится создание царским правительством в 1661 году в Москве правомочного территориального государственного органа – отдела в Посольском приказнике Калмыцкого приказника, с целью поддержания устойчивой связи с калмыцким ханством. Таким образом, это событие является признанием на политико-правовом пространстве России калмыцкого государства, расположенного вдоль р.Волги.

Социальная организация кочевого общества представляет собой многоступенчатую сложную иерархическую систему. Здесь мы не будем останавливаться на истории формирования калмыцкого этноса. Безусловно, создание ойратского союза и его состав в домонгольский период, этническая периодизация ойратов и калмыков вдоль р.Волги, последствия введения монголами военной системы для ойратского союза, возникновение в средние века Жонгарии (XIII- XVI в.в.) и Волжских калмык (XY- XVI в.в.), а также их состав – эти и другие вопросы не нашли единого мнения в научной среде и продолжают исследоваться.

Переселение, а точнее откочевка является обычным приемом зажиточной, крупной и сильной социальной группы в борьбе за власть. Во второй половине XIV века в результате междоусобицы чингизидов монгольская империя распалась на множество мелких независимых друг от друга владений нойонов (улусов) и ханств. Ойратские тайшы располагались в Западной Монголии и получили в истории наименование Жонгар. Переселившиеся на территорию России калмыки в начале именовали себя ойратами. Ойраты есть наименование предков калмыков. Калмыки  как этнос сформировалось в виду новой геоюридической, исторической и социально-экономической обстановки.

В конце XVI века калмыки делились на несколько кочевых улусов, среди которых были следующие крупные семейства-династии: дорботы, торгауты, хошауты, цоросы (чоросы). Откочевка некоторых влиятельных тайшы на территорию соседней России в результате борьбы за власть между ними и непризнания власти друг друга является закономерным явлением для кочевников.

В начале XVII века через Сибирь калмыки (калмыцкие тайшы, т.е. властители определенных улусов – У.Ш.) начали осуществлять официальные сношения с Российским правительством, что подтверждается историческими свидетельствами. 20 сентября 1606 года в г.Тара прибыл представитель Хо-Орлюк тайшы Катаче Бурдулаев испрашивать разрешения кочевать и торговать вдоль Иртыша (его старший брат Камышлов и в низине Ишима). Первоначально ответ был холоден, и все-таки 20 октября того же года воевода Тары специально направляет двух своих служивых казака Томилу Алексеева и татарина Урдыбая к Хо-Орлюку с ответом на просьбу о кочевке, содержащий: то ли «кочует на наши земли, нам не бив челом…» или «он похочет под нашей царской высокой рукою быть» или «он бы послал в город Тару лучших людей для шерти и укрепления». А возможно и «он бы шел с нашей земли и от соленых озер прочь…» [16, с.365]. Однако эти посланники бесследно исчезают.

Начало XVII века – это период централизации власти и формирования бюрократического аппарата царского правительства России, территориальные вопросы и вопросы внешних сношений находились в ведении царя, в виду чего уездный воевода Сил Иванович Гагарин докладывает о данных сношениях через своего непосредственного начальника – воеводу округа Тобола Р.Ф. Троекурова царской администрации. Так 12 января 1607 года в написанной Грамоте в Приказник Казанского двора (учреждение, осуществляющее военное, финансовое, судебное управление на южных завоеванных рубежах – У.Ш.) им сообщается о прибытии представителей крупных калмык-торгаутских тайшы под предводительством Хо-Орлюк тайшы, кочевавших на территории России, и поступившей просьбы от них, испрашивая при этом, какой ответ надлежит им дать.

30 марта 1607 года воевода Тары С.И. Гагарин получает Грамоту от Приказника Казанского двора, написанную по указу царя. В данной Грамоте воеводе г.Тары С.И. Гагарину предписывается из числа своих служивых оправить представителей в калмыцкий улус с переговорами следующего содержания: «чтоб колмацкие князи и мурзы и всякии улусные люды были под нашею царскою рукою и шерть и утверждение и заклады дали, что им быти вперед под нашею царскою высокою рукою неотступным, и нам ясак с себя платить на вся годы безпереводно, и заклады б они в город на Тару дали, и ясачных волостей, нашим ясачным людем, тесноты не чинили и не побивали, а мы их также велим беречи от недругов оберегати» [17, с.21]. Если будет наличие возможности выполнения указанных условий и калмыки согласятся, нарекалось взять с них клятву в соответствии с их религиозными представлениями.

Начиная с этого момента, центральные учреждения Российского правительства начинают искать официальной возможности закрепить калмыков в структуре Российского государства. Свидетельством этому является запрос от имени Приказника Казанского двора боярина Д.И. Шуйского к С.И. Гагарину о постоянном извещении о состоянии переговоров с калмыками. Таким образом, эти события вызвали интерес со стороны царского правительства, появилась политическая заинтересованность.

Воевода г.Тары С.И. Гагарин, отправив в Приказник Казанского двора вышеуказанную Грамоту, не дожидаясь ответа с центра, 27 января 1607 года отправляет своих повереных предложить дорботскому тайшы Далай-Батыру и торгаутскому тайшы Хо-Орлюку стать подданными России, и для этого «самых хороших и сильных людей» привести к клятве. 16 мая 1607 года посланники под руководством князя Куготая и татарина Енобая вернулись с калмыцкой делегацией (всего 21 человек) под предводительством калмыцкого тайшы Кугон Тубиевым от лица тайшы Далай-Батыра и тайшы Изенея (в составе 45 тайшы от крупных 5 тайшы – Баатыр Янышев, Ичин Уртуев, Ужен Конаев, Юрикт Конаев). Таким образом, впервые калмыцкий официальный представитель Коганай Тубеев с одной стороны и воевода г.Тары С.И. Гагарин от лица царского правительства с другой пришли к устному соглашению о принятии калмыков в российское подданство.

Свидетельства о том, что калмыцкие тайшы могли лично присягать в договорах-присягах, а также от имени улуса отправлять представителей, говорит о наличии у них (кочевников) автономной политической власти, политической свободы и сложившихся традиций дипломатического этикета в международном политическом пространстве.

Встречаются 12 исторических фактов принятия присяги (шерти) в первой половине XVII века калмыцкими тайшы перед царским правительством в лице российских чиновников. [18, С.48]. Первый такой факт – описанное событие в городе Тара, второй произошел в 1608 году в Москве. В этом договоре-присяге приняли участие указанные нами 6 тайшы. Хо-Орлюк тайшы же кочевал отдельно от них и не принял участие в этих договорах-присягах. В грамоте, высланной 1610 году воеводой Тары И.В. Масальским сообщается о третьем договоре-присяге: «А Орлюк и Корсуган тайши добили челом после тех тайшей и шертовали сами и за улусных людей, как были наши люди у соли, а наше де жалованье с вами к ним не послано» [17, С.38, 40]. В 1616 году направленный к калмыкам из г.Тары казак Власка Колашников приводит к присяге Тургень тайшы, Бутак тайшы и Молдышер тайшы – это четвертый факт.

Первый вопрос, стоящий в договоре-присяге – это территориальные притязания. Однако они не были удовлетворены взаимным соглашением сторон. Как указывает В.И. Колесник, «Россиийская корона до середины ХҮІІ в. ни разу не дала согласия на расселение калмыков в ее владениях». Так после личной аудиенции послов Далай-Батыра с царем Василием Шуйским 14 февраля 1608 года, другими словами после официального вхождения калмык в подданство Российского гсударства, в высланной из Москвы грамоте воеводе г.Тары сказано следующее: «...колмацких тайшей Иченея и Баатыря с товарищи и всех улусных людей, выслушав их челбитье, пожаловали, велели им кочевать в Сибирской земле по Иртышу и на Оми реке и по Камышлову и в-иных местах, где похотят и велели им под нашею царскою рукою быть навеки неотступным, и ото всех недругов, от Казацкия орды и от Нагай и от Алтын-хана, велели их оберегати и оборняти» [17, С.36].

Таким образом, калмыки обозначают свои притязания на политико-правовом пространстве России. Невольно возникает вопрос, была ли полностью определена государственная граница России, знал ли воевода г.Тары размер своей территории, существовала ли межа такой границы? Царское правительство в указанной грамоте дало разрешение на кочевку вдоль рек Иртыш и Ом, а также располагаться у Камышлева и вдругих местах, кроме того, размещаться на любых необходимых территориях, в свою очередь обязываясь оберегать от любых кто мог проявить недружелюбные действия (найман, казахов, халхо-монголов). Прислушившись к оттенкам используемого в договоре-присяге “на любые территории”, становится ясно, что царское правительство дает добро на завоевание необходимых для калмык территорий у близ лежащих народов (найман, казахов, халхо-монголов). Причиной тому, неполная определенность границ России, соседство на юге с казахами, на западе с ногаями, на востоке с монголами. Каково же искуссно было со стороны царского правительства определить правовую судьбу своих территорий разместив на них калмыков без официального закрепления таких земель? С этой позиции, калмыки получили возможность выбора своих территорий именно с разрешения Московского царя.

Торговые связи в 1624-25 годы начали усиливаться. Так, большим вкладом в стабилизацию жизни кочевого общества было получение разрешения на торговлю в городах Тара, Тюмень, Чердынь, Уфа, Казань, а также освобождение от уплаты налогов на свои товары. Здесь необходимо подчеркнуть то, что в начале калмыки присягали послам воевод, т.е. плохо знающим калмыцкий язык казакам и татарам, позже влиятельным в политической среде царского правительства сыновьям известных бояр – это указывает на возрастание юридического значения таких договоров-присяг.

Сложно раскрыть юридическую природу договоров-присяг, тем не менее, с того самого момента, когда калмыки попросили землю, чувствуется стремление создать в структуре России самостоятельное государство и то, что такие договора-присяги были основаны на принципе равенства сторон и закрепляли взаимные права и обязанности.

С 1620 года Царская Россия открыто проявляет интерес в подданстве калмык. В 1620 году были заключены пятые и шестые договора-присяги: в г.Уфу прибыли торгаутский тайшы Хо-Орлюк, хошаутский тайшы Чукнур, а также Ишим хан и калмыцкие представители его сына Кучума, они присягали перед воеводой О.Я. Прончишевым, тогда как хошаутский тайшы Байбагас в своем улусе дал присягу пришедшему с Уфы “толмачу Пятунко Семенову” [17, С.102-103]. Седьмой, восьмой договора-присяги относятся к 1623 году. Тайшы чоросов Сенгул присягает перед боярским сыном Дмитрием Черкасовым, высланным Тюменским воеводой Ф.Ф. Бобрищев-Пушкиным. Тайшы дорботов Мангит в своем улусе перед сыном уфинского боярина Василием Волковым присягает за себя и за Далай-Батыра, Хо-Орлюка, Илтера и других 30 улусных тайшы дорбот [17, С.121]. В 1630 году в городе Уфа сын Далай-Батыра Дорджи “от имени своего отца, братьев, калмыцкого народа” принял, по нашему подсчету, девятую присягу [17, С.148.]. В 1632 году послы Хо-Орлюка в городе Тюмень от имени своего хозяина и кочевавших с ними тайшы, не включая сына Хо-Орлюка Далая (так как он кочевал самостоятельно) приняли присягу – это десять [17, С.190].

В 1635 году призошло образование Жонгарского ханства под началом Эрдэне-Батур-хунтайджы (сын тайшы династии чоросов Хара-Хула) и второго ойратского ханства под управлением Туру-Байх (сына Гуши-хана) в районе Кукунор близ Тибета. Эти обстоятельства побудили Царское правительство сделать определенные корректировки в проводимой политике. Оно было вынуждено придерживаться разных политик в отношении соседствующих ойратов и распологающихся на их территории калмыков.

После смерти тайшы Далай-Батыра в 1637 году, улус дорботов разделился на несколько небольших улусов. Сын Хо-Орлюка тайшы Дайчин в это время кочевал в низине Урала, в междуречье Волгой и Уралом. Хо-Орлюк тайшы через Жайык и Эмбу отправляется к сыну Дайчину, который начинает писать просьбы о возможности перекочевки в район междуречья Едиля и Жайыка близ Астрахани. Убедив царское правительство в своей верности, в 1636 году он получает следующее разрешение: «ему кочевать по Яику и по Волге, Астрахани близко...» [2, С.66]. В 1640 году представители Хо-Орлюка и Дайчина принимают одиннадцатую присягу [2, С.55].

В начале сентября 1640 года в ущелье Улан-Бура Тарбагатайского горного хребта на территории Джунгарского ханства тайшы Халх и Джонгар на крупном курултае принимают “Монголо-Ойратский закон”. Благодаря прозорливости Джунгарского хунтайшы Эрдэнэбатыра в этом курултае участвовали Хо-Орлюк с сыновьями. Сам курултай имел целью упорядочить взаимоотношения между тайшы, разрешить внутренние конфликты правовыми средствами. Данные соглашения не продержались долго, поэтому Хо-Орлюк с сыновьями перекочевывают в 1642 году на правую сторону Жайыка, завладев землями под Астраханью до Камыш-Самарова. В 1644 году Хо-Орлюк с сыном Кересаном во главе приблизительно 10 тысячи калмык, атаковав улус ногайского татарина мурзы Кази, терпит поражение от объединенной армии кабардинцев, черкесов, русских, казиилеков и ногаев у Кабардинских гор в результате, которого он, его сын, внуки и порядком 8 тысячи калмык погибают [2, С.107]. В 1645 году калмыцкие тайшы Дайчин и Эльден через посла отправляют Грамоту: «бить челом о принятии их под Российскую державу в послушание» [9, С.57]. Отправленная калмыцкими тайшы Грамота была доведена до сведения царя в июне 1645 года. Однако 13 июля 1645 года умирает царь Михаил Федорович. Новый царь Алексей Михайлович поручает решение этого вопроса боярину Б.И. Морозову. Царская Россия, рассмотрев просьбу калмыцких тайшы, принимает положительное решение. Царская власть ставит следующие условия: калмыцкие правители предоставляют “аманат” и выходят на войну против Крымского ханства. Уехавший в Тибет к Далай ламе тайшы Дайчин, не дал согласие на такие условия, в 1647 году он возвращается в свой улус.