Ставицкая Виктория Евгеньевна

Российский Университет Дружбы Народов

Технический Университет в Битерсрильде
Архитектор Райнер Шаль

В богатой Саксонии Карла Великого, а точнее в Битерфильде немецкий архитектор Райнер Шоль спроектировал Технический Институт, после победы в международном конкурсе на проектирование этого объекта в 1996 году.

Здание представлялось архитектурным вкладом региона Саксонии-Анхальт в выставку EXPO 2000 и располагается в промышленной зоне, где находятся вся химическая промышленность, рядом со старым зданием Искусств, построенным в 1953 году.

В такой специфической окружающей обстановке архитекторы Шоля начали проектировать здание, которое сливается с природной и промышленной окружающей средой.

Конечный результат - это яркая веха в современном рационализме. Его рационалистичная манера выражения кажется действительно созвучной в линиях и формах, не оставляющих сомнения в окончательной композиции проекта.

Секрет лежит в методе, а именно в рациональной последовательности, в которой Шоль конструирует свою архитектуру, выражая глубокую веру в рационализм Ле Карбузье. В конце концов, правила великого мастера были навязаны архитектурной формой в течении долгого периода времени. Технический Институт Шоля запроектированный по линиям функционализма и поддерживающий стремление света и яркости доминировать в своем проекте, благодаря простоте решения композиции планов. Но это не скрывает желание Шоля выразить свои онтологическое виденья. Как будто бы архитектор пытался сделать здание живым организмом.

Это то, как Шоль справляется с природой в своих проектах и в тоже время, определяет свою собственную судьбу: через длинный и

сложный процесс нововведений.

С осторожной проницательностью он избегает повторений и показывает мудрость или даже героизм, одним словом он достигает высшего возможного уровня, который превращается для него в некий вид чего-то божественного, но не Бога. Можно сказать, что им движет духовный принцип истины, превращаясь в жизненную силу, которая может выдержать разрывы границ и соединить вместе различные школы архитектурного проектирования. Правда не совсем ясно по поводу определенных аспектов Технического Института Битерсрильда: куда Райнер Шоль поместил время существования - в эмпирическую реальность или за нее?

Верно одно - то, что рассматриваемое здание не просто объект в пространстве. Напротив это пространство управляет внешним видом здания, чтобы подвести его к уровню высшей архитектуры. Это архитектурный метемпсихозис, мертвый язык прошлого, которое является только тенью прошедших лет, хотя будет правильнее сказать, что архитектурный стиль или архитектурный образ никогда не исчезают: меняется лишь восприятие этого образа.

Шоль старается найти верное направление в современной архитектуре, полагаясь на здравое восприятие окружающего мира, а не на веяние моды, о которой так пекутся современные архитекторы, чтобы оставить хотя бы незначительный след в этом быстро меняющемся мире: в этом отношении метод работы Шоля скорее напоминает учение о карме в Восточных религиях или, другими словами, он анализирует весь накопленный опыт архитекторов прошлых лет, перевоплощая его в продуманное до мельчайших деталей современное здание.

Это - доказательство натуралистической философии Джордано Бруно с ее практическим представлением волшебства и, в этом специфическом случае, показывает, что архитектура может существовать в любом своем проявление вне зависимости от места и времени. Что и является основной целью исследований Рэйнера Шоля: создавать идеально рациональную архитектуру.

Технический Институт в Битерфильде - случай действительно поэтического воображения: с одной стороны это стремление создать последовательную структуру, с другой это стремление двигаться вне законов природы, перерабатывать энергию интеллекта в бесконечную творческую силу воображения. Стремление преодолеть врожденной ограниченности человека. Все это скорее напоминает о доктринах Ависенна о вечной природе вопроса уникальности интеллекта, отрицая, что любой Бог может знать все обо всем. Стеклянные, прозрачные плоскости, стилистическая тонкость колон, план ,вдохновленный окружающей средой и композиции поверхности фасадов дают этой архитектурной работе ее собственное место в постоянно развивающейся истории современной архитектуры.