Шарипов М.Р., ст. преподаватель

кафедры экономики и управления

на предприятиях нефтяной и газовой

промышленности. Инженерно-

экономический факультет.

г.Махачкала. ДГТУ

 

ГОРНЫЕ КОЛЫБЕЛИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

Изломанные вертикали рельефа предоставляли человеку больше надежных убежищ и хранилищ огня (скальные навесы, гроты, пещеры). Здесь легче было укрыться и от наводнений и от крупных хищников, теперь уже во многом вымерших, типа саб­лезубого тигра, и от преследователей. Какое-то благоприятное воздействие по сравнению с низменностями оказывали отлич­ная ледниковая вода, сохранявшие упругость мышц крутые скло­ны, меньшее количество кровососущих насекомых, некоторая защита от крупных хищников. В горах более стеснены переме­щения животных. Часто создается высокая их концентрация на ограниченной территории. Ежегодная регулярность миграций млекопитающих предопределяла появление стоянок древнего человека на путях четвероногих, как позже пересечение торговых путей давало начало возникновению городов.

Только в горах, где столь наглядны действия внутренних сил Земли, могли сохраниться горное дело, геологические и метал­лургические знания человечества. Частые вулканические извер­жения помогали поддерживать искусственный огонь. Здесь боль­ше кремня разных достоинств, есть месторождения прочного нефрита и хорошо расщепляющихся лавовых пород типа обси­диана, базальта, андезита для создания каменных орудий труда. Наконец, горы познакомили человека с самородными металла­ми. Отсюда лишь шаг до овладения искусством их выплавки. И самые древние изделия из меди действительно обнаружены в горах, в верховьях реки Тигр. Их возраст 9200 – 8750 лет до н.э.

В горах возрастала активность человеческих общин. Здесь чаще создавались критические ситуации, обострялась борьба за существование. Различного рода стихийные бедствия толкали наших предков к большему универсализму, не давали застыть в рамках обыденного, заставляли менять привычные уклады жиз­ни. Тяжелее стоять индивиду – легче выстоять и усовершенство­ваться виду. Умственная энергия людей крепла и требовала муд­рого координирования индивидуальных усилий. Чтобы выжить, они должны были сорганизовываться в более высокие формы племенной солидарности.

А величие высокогорной и полярной природы, давая разыг­раться воображению, не могло не создавать предпосылок для появления искусств. Сама природа гор способствует философс­кому настрою. В чистых высоких сферах облегчены контакты с тончайшими тайными сияниями. Небо ярко освещено звезда­ми, здесь особенно близкими. Земное плавно переходит в кос­мическое.

  Мезолитические и неоли­тические следы человека встречаются на высотах, подчас недо­стижимых для нашего современника без специальной тренировки. В 1958 году на Восточном Памире, невдалеке от границы с Китаем, археологом В.А. Рановым на высоте 4100 м была обна­ружена стоянка Ошхона в верховьях реки Маркансу (в переводе «долина смерти»). Здесь найдено около 10 тыс. обломков камен­ных орудий труда, кости животных, остатки очагов с углями те-рескена, березы, ивы и арчи. Радиоуглеродный анализ показал их возраст в 9500 лет.

Позже на Восточном Памире на высотах от 3500 до 4500 м над уровнем моря были встречены и другие стоянки, отнесенные к так называемой высокогорной маркансуйской культуре. Тому же В. Ранову в гроте Шахтысай, расположенном на высоте 4200 м, удалось обнаружить наскальные рисунки – самые высокогорные в мире образцы доисторического искусства. Они выполнены крас­ной минеральной краской и изображают медведя, кабана и стра­уса. Медведь и сейчас обитает на Памире, но не заходит на такие высоты. Кабан живет в других горах Центральной Азии, но на 700–1000 м ниже. Что касается страуса, современного обитате­ля Австралии, то в Центральной Азии он найден лишь в позднем палеолите. В монгольской части пустыни Гоби на стоянках древ­него человека найдена скорлупа яйца страуса, но трудно пред­ставить себе страуса, дожившего до более позднего времени, да еще на подобных высотах.

Сейчас в этих местах распространена необыкновенно суро­вая даже для Восточного Памира холодная пустыня с почти пол­ным отсутствием растительности. Кислорода из-за высоты почти вполовину меньше, чем на равнине. Свирепые ветры несут пыль и песок, крутят песчаные вихри, даже летом по ночам постоянны заморозки. И при этом не найдено никаких следов жилых землянок. Даже многочислен­ные пятна от очагов не имели каменных ограждений. Может быть тогда, в послеледниковый период, здесь не было столь сильных ветров?

К более позднему времени – эпохе бронзы – относятся сто­янки с сотнями петроглифов на Тянь-Шане в долине Сарыджаса, у озера Сонг-Кель, на высоте свыше 3000 м. Только в урочище Саймалы-Таш в восточной части Ферганского хребта насчитыва­ется около 10 тыс. наскальных изображений. Множество древней­ших наскальных рисунков известно в горах Южной Сибири. Та же техника, та же стилизация и те же животные на скалах Ладакха, Тибета, Северной Америки, Пиренеев, Сибири, Дальнего Востока. В золотисто-охристых сюжетах сцен – охота, единобор­ство хищников с рогатыми животными, солярные знаки, геомет­рические символы. Их эпической силе и лаконичности могли бы позавидовать современные художники. Эти монументальные изображения дают основания полагать, что первобытные племе­на уже тогда имели представления о геометрии и астрономии.

В Андах, как и в горах Мексики, тоже есть много загадочных наскальных рисунков. Еще Александр Гумбольдт находил здесь изображения солнца, звезд и странных знаков. Чаще всего они находятся высоко на неприступных скалах и напоминают петрог­лифы Азии. Среди бессмысленных штрихов попадаются замеча­тельные изображения змей и животных, знаки, напоминающие буквы и иероглифы.

По всей территории Анд археологические находки встреча­ются на вершинах, превышающих 6000 м. Это каменные строения и захоронения на пиках Лулайлако (6723 м), Антофалла (6440 м), де-ла Торталас (6323 м), Торо (6386 м). На некоторых из них обнаружены мумии молодых инков, по всей видимости жертв богам, со множеством золотых и серебряных статуэток, аму­летов, браслетов. Особенной популярностью у инков пользовал­ся потухший вулкан Лулайлако (Северное Чили). Здесь найдены самые высокие в мире руины ритуальных помещений, загоны для лам. И это лишь жалкие крохи, оставленные археологам авантюр­ными искателями сокровищ, побывавшими здесь задолго до аль­пинистов, но уже после инков. Сейчас ученые возлагают надеж­ды на высочайшую гору Западного полушария Аконкагуа (6960 м), которая в переводе с языка инков означает «страж камней».

Почему же люди так легко одолевали столь большие высоты и высокие широты? Или эти слишком холодные для нас места были вполне доступны им, владевшим особыми энергиями – в частности, волшебной силой куандалиня? Даже сейчас таких людей можно встретить среди народов Тибета. Они могут зимо­вать в одиночку в снегах без огня, одежды и мучений от холода.  

А быть может, сами находки не располагались тогда на столь труднодостижимых отметках? Может, вздымание высоких громад могло происходить не за миллионы лет, а гораздо быстрее – «в один день и бедственную ночь»? В этом плане не исключено, что современная геология что-то недоучитывает. Она сплошь пост­роена на допущениях, что все природные законы, выявленные в последние два-три столетия, были теми же во все времена и пе­риоды (принцип актуализма). Но в конце концов, все законы природы написаны человеком, и большинство из них, если не все, неполны или даже ошибочны. Во всяком случае, все они на­писаны сравнительно недавно. По этим очень ненадежным сви­детельствам пытаются судить о том, что было давным-давно на какой-то территории.

А не могли эти высокогорные находки располагаться в былом лишь ненамного выше уровня океана, который был тогда суще­ственно выше? Иными словами, изменялась не высота гор, а под­нимался уровень океана до отметок современных высокогорий.

  На андийском плато Альтиплано на высоте 3812 м лежит самое большое из высокогорных озер планеты Титикака. Неподалеку от него английский археолог Г. Беллами нашел остатки города из гигантских каменных бло­ков. С древних времен озеро значительно уменьшилось в разме­рах, так что ныне развалины лежат на расстоянии нескольких миль от его берегов. Местные жители называли эти развалины Тиауанако. На языке инков это название означает «Мертвый го­род».

Культура Тиауанако сложилась задолго до инков. Улицы были кра­сиво вымощены, великолепные храмы стояли среди пустынных площадей, а огромные кучи отколотых и брошенных камней сре­ди них говорили о внезапном бегстве жителей из города. Среди развалин видны начатые и неожиданно брошенные постройки, разбросанные орудия.

Руины из монолитов были разрушены конкистадорами Писсаро, с тем чтобы извлечь громадные серебряные пластины, вде­ланные в каменные глыбы. Чудесные произведения искусства и предметы из драгоценных камней без устали грузились на бес­численные суда и отправлялись в Испанию для переплавки на одинаковые слитки. Из красивых камней с рельефом и орнамен­том, взятых из развалин Тиауанако, строились улицы и здания основанного колонизаторами Ла-Паса, жилища в окрестных де­ревнях. Камни, выломанные из огромных построек, брали даже для балласта строившихся неподалеку железной дороги и шос­се. В поисках древних кладов перерыта едва ли не каждая пядь земли. Разрушения мешают разобраться в тех стратиграфичес­ких слоях, которые могут дать достоверные сведения о древних культурах здешних мест. Но, несмотря на это, многое поражает в развалинах Тиауанако.

Среди сказочных развалин поднимаются гигантские статуи, из которых только одна была спущена вниз и установлена в саду музея в Ла-Пасе. Она восьмиметровой высоты и весит 20 т. Был также найден десятитонный портик, украшения которого ока­зались самым древним в мире календарем, созданным в соответ­ствии с наблюдениями астрономов. Немецкие исследователи Артур Познански и Эдмунд Кисе установили в 1937 году, что год этого календаря насчитывал 290 дней и делился на 12 месяцев.

Есть свидетельства, что расположенный в 300 км от Тихого океана Тиауанако находился когда-то на уровне моря. В воде озе­ра Титикака содержатся остатки океанической растительности и морских солей. На высоте, где сейчас пребывают руины, обнару­живаются скелеты мастодонтов и гигантских ленивцев – живот­ных, не приспособленных к обитанию в высокогорьях. У снего­вой линии найдены остатки оросительных систем и террасного земледелия. В скалах вокруг озера видны каменные причалы и огромная каменная пристань с кольцами, к которым канатами привязывали приплывавшие от океана корабли.

В Перуанских Андах в 112 км от Куско на высоте свыше 2300 м расположен небольшой город-крепость Мачу-Пикчу. Мачу бук­вально переводится как «древний», а Пикчу – «вершина». На самом деле первоначальное его название неизвестно.

Город кажется единым целым с окружающими его скалами. Выполнен он на вырезанной в скале платформе. Искусственная терраса переходит в отвесные склоны гор из тех же горных пород. На платформе высятся 92 здания из огромных каменных блоков. Этот комплекс занимает 800 м в длину и 500 м в ширину. Его окружают бесчисленные земледельческие террасы, некоторые из которых буквально лепятся к горным склонам.

Город производит впечатление очень древнего, хотя археоло­ги утверждают, что построен он совсем недавно, не раньше 1450 года. Но это может быть отнесено только к возрасту зданий, возведенных на обломках гораздо более древней платформы ме­галитической культуры.

Сам Г. Беллами усматривал в необъяснимых монументах Ти­ауанако и Мачу-Пикчу следы деятельности великанов. Инки не знали, кто построил Тиауанако, но были убеждены, что такие ве­личественные сооружения мог возвести лишь кто-то исключи­тельный и могущественный.

В глазах инков таким был только Кон-Тики Виракоча – их гигантский бог-творец. Он создал из камня человека, а также Солнце, Луну и Землю. Виракоча приплыл к местным индейцам на тростниковом плоту и поселился в городе Тиауанако. Отсюда он рассылал во все стороны своих учеников. Затем он поднялся на тростниковом плоту в воздух и улетел в сторону Тихого океана.

У Виракочи осталось два сына. Они научили людей искусст­ву резки и транспортировки камней, а также астрономии. Но люди разочаровали своим поведением сыновей Виракочи, и их отец покарал неблагодарных землян молнией и огнем. И все же Виракоча обещал когда-нибудь снова вернуться к людям.

Ту же технику, что и в Тиауанако и в Мачу-Пикчу, применяли строители мегалитических и циклопических сооружений на ос­трове Пасхи в Океании, строители мексиканских пирамид и пирамиды в Гизе. Никто не в состоянии понять, как в этих местах передвигались на большие расстояния и поднимались на высоту в несколько метров тяжести в 100 и более тонн. Без помощи метал­лических инструментов обрабатывались огромные глыбы.

  Мегалитические кольцевые сооружения встречаются по всей Европе, в частности в Дании, Голландии, во Франции, больше всего их в Англии. Здесь расположен знаме­нитый Стоунхендж. Это гигантское кольцевое сооружение на юго-западе Британии посредине Солсберийского плоскогорья считают останками древнейшего донеолитического солнечного храма. Сегодня стоунхенджский комплекс образуют 17 глыб пес­чаника высотой до 5,5 м и весом около 25 т. Диаметр этого коль­ца 31 м. Внутри него находилось еще одно кольцо из 80 камней весом по 5 т, сейчас их осталось только 20. Ближе к центру Стоунхенджа расположено 5 огромных арок-трилитов, состоящих из трех камней. Высота арок колеблется от 6 до 7,2 м. Согласно ле­тописям, в Стоунхендже приносились жертвы. Строительство Стоунхенджа велось с 1900 по 1600 г. до н.э.

Среди сооружений Стоунхенджа и бретанских менгиров уст­раивали свои святилища кельтские жрецы-друиды. Но кто их поставил и зачем? Куда делись остатки предметов их быта? Кто осуществлял общее руководство работами?

Известны подобные сооружения и в России. На северо-вос­токе Московской области в Сергиев-Посадском районе около села Воздвиженского есть местечко Белые Боги. Здесь в глухом лесу стоит сложенное из камней полушарие диаметром около 6 м и высотой 3 м. Планировка его напоминает Стоунхендж. По ле­гендам, здесь находился языческий жертвенник.

Среди кольцевых сооружений особенно впечатляют развали­ны древнего города Аркаима, обнаруженного летом 1987 года в Челябинской области, южнее Магнитогорска. Находка этой древ­ней спиралевидной крепости признана одним из важнейших ар­хеологических открытий XX века. Аркаим оказался городом од­ной из ранних индоарийских цивилизаций древних ариев. Он был сожжен примерно 4 тыс. лет назад, но его кольцевая струк­тура хорошо сохранилась. Аркаим был построен с высочайшей точностью. В плане он напоминает большое колесо со спицами. «Русский Стоунхендж» образуют два вписанных одно в другое кольца с четырьмя ориентированными по странам света входа­ми. Все кольцевые линии имеют один центр, куда сходятся все радиальные линии. Размер поселения – 20 000 кв. м, диаметр внутренней цитадели – 85 м, диаметр внешних стен – 145 м. Всего просторных жилищ с колодцами, продуктовыми погреба­ми, очагами было 67 (из них 40 – во внешнем круге, 27 – во внут­реннем). Крепостная стена у основания была пятиметровой толщины. Если враги попадали в Аркаим, то оказывались в лабирин­те, который простреливался с двух крепостных стен и с крыш Домов.

Чрезвычайно трудно представить технику, при помощи которой были изготовлены тысячи каменных шаров из лавы и гранита, рассеянных в разных местах Центральной Америки, особенно в Коста-Рике. Шары бывают разных размеров, достигая двух и более метров в диаметре. Загадочные шары встречаются на равнине среди банановых плантаций, далеко от гор и тех мест, где находятся выходы лавовых пород. На земле они часто распо­лагаются треугольниками, реже прямоугольниками. Находились они на своих местах задолго до испанского за­воевания.

Наиболее известны циклопические сооружения на тихоокеанском острове Пасхи. Они так же велики, как и таинственны.

Высота некоторых статуй достигает 12 м, вес – 30 т. Никто не знает, как были воздвигнуты эти исполинские изваяния.

Наиболее известные из обращенных к небу гигантских зна­ков находятся на пустынном плато Наска, расположенном в 400 км к югу от перуанской столицы. Здесь на площади 911 км2 без видимой системы разбросаны 12 тыс. полос и линий, 100 спи­ралей и 788 рисунков. Увидеть их можно только с самолета, вертолета, планера. Тогда прочерчен­ные на земле линии превращаются в различных обезьян, кроко­дилов, пауков, китов, колибри, кондора. Возраст изображений пустыни Наска определяют, основываясь на керамических череп­ках, которые втоптаны в линии, и данных радиоуглеродного ана­лиза найденных там органических остатков. Эти данные указывают на период между 350 г. до н.э. и 600 г. н.э. Местные индей­цы, хотя и относятся к рисункам плато Наска как священным, не могут объяснить их назначение.

Олимп, Синай, Арарат, Фудзияма – многие свои духовные высоты связывает человечество с вершинами и обожествляет их. Со священной историей мусульман связывается гора Хира в ок­рестностях Мекки. В 610 году на ее вершине, в месяце рамазане по лунному арабскому календарю, уединившемуся там Мухам­меду через ангела Джабраила (Гавриила) была открыта истина верховного бога арабов Аллаха. Особенно почиталась гора Кайлас на Тибете. Считалось, что человек, увидевший Кайлас, будет сча­стлив всю оставшуюся жизнь.