*99669*

К.филос.н. Шатилов С.Ф.

Северо-Казахстанский государственный университет

им. М.Козыбаева, Казахстан

 Распространение православия в Северном Казахстане

во второй половине XVIII в.

 

Изучение различных аспектов истории Русской Православной Церкви в Казахстане несомненно является значимым и актуальным как для исторической  науки, так и для краеведения. В Российской Империи, частью которой во второй половине XVIII – начале XX вв. был и Казахстан, православие являлось массовым среди славянского населения вероисповеданием со своей многочисленной и разветвленной организацией. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., численность православных составляла 87,3 млн. человек, или 69,5% населения империи. Значительным было православное население и в Петропавловском уезде Акмолинской области (на большей части которого располагается современная Северо-Казахстанская область), переселившееся сюда в ходе военной и земельной колонизации края. В 1897 г. в г. Петропавловске и уезде православное население составляло 50%, а в 1915 г. за счет увеличения притока переселенцев русской и украинской национальностей оно возросло до 59%. Православная церковь, являясь в тот период государственной структурой, оказывала серьезное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь региона. На основе православной веры строилась духовная жизнь и быт исповедующего ее населения.

По известным причинам, в советский период изучение истории православной церкви находилось под запретом. Произошедшее в конце ХХ – начале ХХI вв. изменение отношения государства к церкви повлекло за собой и возрождение интереса к ее истории. С этого времени, историки и краеведы основательно занялись исследованием различных аспектов деятельности Русской Православной Церкви, ее центральных и региональных подразделений. Сферой их внимания стали: вопросы истории церкви, вклад ее в духовное развитие населения, межконфессиональные отношения, образование и т.д. История же православия на территории современного Северного Казахстана остается пока практически не изученной. Предлагаемый вашему вниманию материал является одной из первых попыток осмысления проблемы распространения православия в Северном Казахстане во второй половине XVIII в.

Начало распространения православия на территории современного Северного Казахстана было положено возведением Российской Империей  на юге Западной Сибири военных укреплений, входивших с состав так называемых Сибирских пограничных линий. Сложившаяся к середине XVIII в. единая оборонительная система включала в себя Ишимскую, Иртышскую и Колывано-Воскресенскую линии военных укреплений. Они протянулись  более чем на 2000 верст с запада на восток от правого берега р. Тобол через междуречье Тобола, Ишима, Иртыша, далее на юго-восток вдоль Иртыша до крепости Усть-Каменогорской и затем - в северо-восточном направлении через Бийскую крепость до крепости Кузнецкой, опоясывая южные границы Западной Сибири.

Летом 1752 г. в целях реализации принятого еще в сентябре 1744 г. решения российского правительства об укреплении границ началось строительство Ново-Ишимской пограничной линии, позже получившей название «Горькой». Она вытянулась впереди старой – Ишимской – «чрезвычайно ломаной» и поэтому длинной, требующей значительных людских и материальных ресурсов для обслуживания. Большая часть новой линии пролегала по территории современного Северного Казахстана. Строительством этих укреплений было положено начало первым населенным пунктам на этой территории, некоторым из них предстояло в скором времени стать центрами приходской православной  жизни.

Строительство укреплений осуществлялось силами регулярных и нерегулярных войск – выписных казаков. Вместе с  регулярными войсками на вновь возводимую линию прибыло и православное духовенство. Еще в начале XVIII в. организатор российской армии и флота император Петр I повелел: «быть священнослужителям при каждом полку и корабле». В соответствии с «Воинским Уставом» 1716 г. назначение священнослужителей к воинским частям стало регулярным. Русская Православная Церковь с самого начала своего существования являлась духовной наставницей воинства и военному духовенству по праву принадлежала особая роль в русской армии. Военные священники не принимали непосредственного участия в боях с оружием в руках - их оружием было Слово Божие. Они  отправляли религиозные обряды, нравственно воспитывали личный состав, просвещали молодое пополнение – помогали скорее вступить в строй, напутствовали увольняемых в запас, с должным почтением провожали в последний путь погибших за Отечество на поле брани. 

         Военные священники дислоцированных в крепостях и редутах Ново-Ишимской линии конных и пеших полков были первыми представителями Русской Православной Церкви в Северном Казахстане.  Именно они совершали молебны при закладке военных укреплений, а потом и духовно окормляли их строителей и стражей.

         С завершением строительства в крепостях и редутах началась гарнизонная жизнь, связанная с организацией военной защиты государственных рубежей. Во второй половине XVIII в. каждый полковой священник состоял в ведении и под управлением того Преосвященного, в епархии которого квартировал его полк. В соответствии с существующим в то время церковно-административным делением военные укрепления  Ново-Ишимской (Горькой) линии находились под юрисдикцией епархии Сибирской и Тобольской с центром в г. Тобольске.

         Первыми храмами в укреплениях линии были полковые походные церкви. Чаще всего это были палатки, иногда другие легкие сборно-разборные конструкции, снабженные всем необходимым для отправления богослужения. Обычно они составляли имущество каждого военного полка и перемещались вместе с походным антиминсом и священником из укрепления в укрепление для совершения богослужений и исполнения треб.

Изначальными инженерными проектами строительство стационарных храмов в крепостях и редутах Горькой линии не предусматривалось. Об этом свидетельствуют экспликации крепостей, датируемые 1763 г. Так, на планах крепостей Лебяжьей, Полудиной, Св.Петра, Становой и Пресновской здания церквей не обозначены.

Очевидно, в первые годы существования линии в постоянных храмах, а также и штатах священнослужителей, не было острой необходимости, поскольку гарнизоны укреплений были крайне малочисленны. Так, на 1755 г.  гарнизон редута составлял от 16 до 46 человек, крепости – до 66 человек. Они состояли из подразделений драгунских и пеших полков, казаков присланных из сибирских городов, казаков  Донского и Яицкого казачьих войск, командированных на двухгодичную службу, а также башкирско-мещеряцких отрядов, сменяющихся каждый год. Причем состав и количество их постоянно менялись.   Были моменты, когда на всей линии оставалось всего 500 человек ее защитников, при протяженности ее в 548 верст. Тем не менее, в конце 50-х гг. XVIII в. в крепости Св. Петра уже имелась часовня в честь этого же святого. 

         Рост населения на линии начался в 60-е гг. XVIII в., когда было дозволено гарнизонным драгунам и солдатам «иметь каждому про себя домы» (хотя при этом передислокация полков происходила каждые 2-3 года).  Первым «оседлым» населением в укреплениях становятся семьи расквартированных по линии регулярных драгунских, пехотных и гарнизонных команд, «крепостные» казаки, когда-то временно перемещенные на линию, а затем оставленные здесь служить навсегда под именем «сибирских линий казаков», отставные солдаты и драгуны, которым разрешено было вместе с семьями устраиваться при крепостях,  высланные на линию для крепостных работ «колодники» и частью крестьяне, пожелавшие устроиться на ней под прикрытием войск. Дореволюционный историк казачества генерал-майор Г.Е. Катанаев пишет: «Все эти добровольные и подневольные насельники, наравне с войсками, занимавшими линейные укрепления, состояли в исключительном ведении военного пограничного начальства  и ни к одному из тогдашних дистриктов, наместничеств, провинций и губерний приписаны не были».

         Вот тогда-то и встал вопрос о необходимости духовного окормления увеличивающегося населения Горькой линии.          Дореволюционный историк церкви – священник Григорий Цитович отмечал: «Расположение наших войск в больших массах преимущественно на окраинах Империи, или совершенно пустынных, или же с иноверческим населением, с давних пор побуждало высшее Военное Начальство, для поднятия религиозно-нравственного воспитания в войсках, принимать меры к построению военных церквей в тех местах, где воинские части, по недостатку или по тесноте имеющихся епархиальных храмов, не имели возможности в воскресные и праздничные дни слушать церковные службы». Очевидно, что необходимость усиления духовного воспитания личного состава послужили основанием для принятия командованием Сибирского корпуса и епархиальными властями решения о строительстве стационарных церквей в крепостях. На инженерных планах крепостей линии, разработка которых относится к 1780 г., теперь были обозначены места расположения церквей. 

Первой на линии была возведена деревянная церковь Первоверховных Апостолов Петра и Павла в крепости Святого Петра (1766 г.). Несколько позже были построены деревянные церкви в крепостях:  Пресновской – Михаило-Архангельская (1772 г.), Становой – Успения Пресвятой Богородицы (1772 г.), Полуденной – Михаило-Архангельская (1773 г.), Лебяжьей – Пророко-Ильинская (1774 г.).

Вновь построенные храмы были обеспечены постоянным штатом священно- и церковнослужителей. В 1778 г. клир церкви Первоверховных Апостолов Петра и Павла в крепости Св. Петра состоял из двух священников, диакона, дьячка и пономаря (священники о. Иоанн Земляницын и о. Иоанн Малахов). Штаты церквей в других крепостях состояли из священника, дьячка и псаломщика. Священники: Михаило-Архангельской церкви крепости Пресновской – о. Феодор Серебрянников, Успенской церкви крепости Становой -  о. Никита Одинцов, Михаило-Архангельской церкви крепости Полуденной – о. Матвей Шалабанов, Пророко-Ильинской церкви крепости Лебяжьей – о. Прокопий Земляницын.

         Каждая из церквей имела свой приход. Самым крупным по числу прихожан был приход церкви Первоверховных Апостолов Петра и Павла в крепости Св. Петра. В 1781 г. в его состав входили: крепость Петропавловская (166 дворов), редут Скопин (39 дворов), деревни Новопавлова (39 дворов), Кривозерна (61 двор), Дуплянкина (6 дворов). Всего насчитывалось 311 дворов, населения 2275 душ об. пола. В течении 1781 г. в приходе родилось - 150 чел., заключено браков 31, умерло -  131 чел. Социальный состав прихожан представлен военными, отставными, казаками, купцами, мещанами, крестьянами.

         В последующие годы состав прихода постепенно увеличивается. В 1788 г. в нем 440 дворов. Из них в Петропавловской крепости – 204. Социальный состав прихожан церкви Первоверховных Апостолов Петра и Павла с учетом домовладений представлен следующим образом:

 5 домов – духовные и их домашние;

15 домов – военные, их домашние и дворовые;

53 дома – казачья старшина, казаки и их домашние;

30 домов – купцы, мещане и их домашние;

75 домов – отставные и их домашние;

24 дома – крестьяне.

Всего в крепости проживает 596 душ м.п. и 661 душа ж.п.

В 1788 г. в деревнях Петропавловского прихода:

- Новопавловской – 56 домов, 172 души м.п. и 197 душ ж.п., население – отставные;

- Дуплянкиной – 12 домов, 60 душ м.п. и 40 душ ж.п., население – крестьяне;

- Кривозерной – 104 дома, 306 душ м.п. и 336 душ ж.п., население – отставные.

В редуте Скопином – 62 дома, 194 души м.п. и 170 душ ж.п., население – казаки. Всего в 1788 г. в Петропавловском приходе  числится 2728 душ об. п.

         В приходе Успенской церкви крепости Становой в 1781 г. насчитывалось 218 дворов. К нему были приписаны: крепость Становая (41 двор), редут Сенжарский (26 дворов), редут Гагарий (45 дворов), а также деревни Курганского дистрикта: Ветушкова, Житких, Чебачья, Шестакова, Утечья, Рынкова и Актабаскова с общим количеством дворов – 106. Общее число прихожан – 1812 душ об.п.

         В 1787 г. дворов в приходе – 371, прихожан – 2942 души об.п. Население – военные, казаки казачьей команды, отставные, крестьяне.

         Приход Михаило-Архангельской церкви Пресновской крепости в 1781 г. насчитывал 115 дворов с числом душ об.п. 877. К нему были приписаны: крепости Пресновская и Кабанья, редуты Болотоколодезный и Избной.

         В приходе Михаило-Архангельской церкви Полуденной крепости, включавшем в себя в 1781 г. вместе с крепостью редуты Медвежий и Плоский, состояло 62 двора с количеством населения – 679 душ об.п.

         В Пророко-Ильинском приходе Лебяжьей крепости в 1781 г. числилось 81 двор и 451 душа об.п., проживавшие в самой крепости и редутах Лосевом и Чистом. Население – военные, казаки, отставные.

         Почти одновременно со строительством Ново-Ишимской линии началось заселение так называемого «межлинейного пространства» (между старой и новой линиями). Крестьяне из различных районов Сибирской губернии активно переселялись на свободные необжитые территории, богатые плодородными землями, лугами, пастбищами и водными источниками. В 1759 г. в урочище Красный Яр крестьянами-переселенцами из Тобольского подгорного дистрикта основана слобода Красноярская, а в урочище Шакшах деревня Соколовская. Стремительный рост населения на обживаемых территориях привел к необходимости организации здесь самостоятельных православных приходов и строительства храмов.                                                         

По решению Епархиальных властей в 1769 г. в слободе Красноярской Ишимского дистрикта была построена деревянная приходская церковь Святой Троицы. В 1781 г. в ее приходе было 299 дворов с количеством крестьянского населения 2587 душ об.п. Кроме слободы Красноярской в приходе значились деревни: Жилякова, Кустова, Долматова, Барнева, Красный Яр, Сивкова, Дубровна, Тавалжана.

         В 1770 г. построена Покровская церковь в селе Соколово Ишимского дистрикта. В приходе 183 двора и населения 1586 душ об.п., проживающего еще в деревнях Вогулиной, Горбуновой,  Малышкиной,  Солоновке и Налобиной.

         Все вышеназванные приходы и храмы в церковно-административном отношении находились в подчинении Сибирской и Тобольской епархии.

         Таким образом, военная и крестьянская колонизация края, происходившие практически одновременно со второй половины  XVIII в., положили начало распространению православия на территории современного Северного Казахстана, способствовали утверждению здесь влияния Русской Православной Церкви. Основным результатом этого процесса явилось формирование приходов, строительство храмов и включение их  в единую церковно-административную систему.

Литература:

Исторический Архив Омской Области. Ф. 16. Омская Духовная Консистория. Оп.1.Д. 6, 7, 10, 12

Потанин Г. Материалы для истории Сибири. - М., 1867

Словцов П. Историческое обозрение Сибири. - М., 1838

Тобольский Филиал Государственного Архива Тюменской Области. Ф. 156. Тобольска Духовная Консистория. Оп. 1. Д. 139

Цитович Г.А. Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание. - Пятигорск, 1913