Педагогические науки/3. Методические основы

воспитательного процесса

Тарасова Н.А.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Формирование эстетической культуры младших подростков

Формирование личности подростка, юноши или девушки, носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и вещей, целесообразно организованная учебно-трудовая и общественная деятельность, общение учащегося в быту, спорте, игре. Но наиболее эффективным, несомненно, является формирование эстетической культуры как процесс целенаправленного воздействия видами искусства, в котором у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им.

Эстетическая культура личности выражается в наличии эстетических знаний; в развитости чувственно-оценочного эстетического сознания и его форм; в индивидуальной развитой системе эстетических отношений; в развитости образного мышления как творческого процесса на основе сочетаний и взаимопереносов эстетических и художественных образов; в эстетической активности; в умении духовно потреблять эстетические ценности; в развитости художественного вкуса, соединяющего в себе чувственно-эмоциональную и интеллектуальную сферы жизни человека. Формирование эстетической культуры должно предполагать вклю­чение младшего подростка в процесс эстетической де­ятельности, что, естественно, приведет к существенному изменению и обогащению структуры и содержания ху­дожественно-эстетического образования, форм и методов его осуществления[5].

Младший подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее важным этапом в формировании эстетической культуры младшего подростка. Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное – все это обеспечивает формирование эстетической культуры. Младший подросток стремится к активному действию в области искусства, его не удовлетворяют занятия созерцательного характера [1, С.135].

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях формирование эстетической культуры является частью учебно-воспитательного процесса. Оно ведется с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения. Формирование эстетической культуры в начальной школе реализуется прежде всего на уроках художественного цикла (музыке, изобразительном искусстве, литературе или чтении).

В данной статье мы рассмотрим особенности формирования эстетической культуры на уроках изобразительного искусства. На уроках изобразительного искусства предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию изобразительной грамоты, то есть рисованию. Совсем не уделяется внимание познанию самих художественных произведений, а если это и происходит, то лишь на поверхностном уровне. Важно правильно подходить к восприятию художественного произведения. В результате длительного общения с произведениями искусства формируется личность, общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал. Мы считаем, что на ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления. Существенную роль в этом играет такой учебный предмет, как «Изобразительное искусство»[2, С.64].

В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивает формирование эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения [2, С.67].

Изобразительное искусство должно быть направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления духовной деятельности растущей личности. Целью учебного предмета будет являться воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, формирование художественного кругозора, совершенствование эстетического вкуса [3, С.10].

Изучив основные положения примерной программы по изобразительному искусству, мы можем отметить, что учебный материал в ней представлен блоками «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Особенность подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт [3, С.11]. Уникальность и значимость изобразительного искусства определяются нацеленностью на духовно-эстетическое воспитание и развитие творческого потенциала мышления. Личностным результатом изучения учебного предмета в ценностно-эстетической сфере является приобретение эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру [3, С.12-13].  Правильная организация урока изобразительного искусства предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у младших подростков интереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную оценочную деятельность, своевременную помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую оценку их деятельности.

Деятельность на уроке должна быть разнообразной: прослушивание детьми музыки, просмотр картин, выступления с докладами, обсуждение дискуссионных вопросов. Повторное рассматривание картин обогащает, развивает эмоциональную память, воспитывает то, что можно назвать обостренностью восприятия красоты. Благодаря этому изобразительное искусство входит в духовную жизнь младшего подростка, поэтому с каждым новым периодом интеллектуального, эмоционального и эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописи и в то же время повторно рассматриваются картины, рассмотренные ранее.

На наш взгляд, результативность подобного урока изобразительного искусства несомненна. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности.

Литература:

1.     Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педаго­гов, родителей/ В.Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

2.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /под ред. Е.С.Савинова – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).

3.     Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231 с. – (Стандарты второго поколения).

4.      Литературный журнал «Мой берег» , библиотека «Символика»[Электронный ресурс]. -http://moy-bereg.ru/

5.     Хорунжая, И.О. Интеграционные тенденции в эстетическом воспитании детей/ И.О. Хорунжая// Человек и образование. – 2009.-№4.-С.67-69.