*99186*

Dmitrienko Ju.N. (Дмитриенко Ю.Н., соискатель ученой степени доктора юридических наук КНУимени Тараса Шевченка)

Dmitrienko I.V. (Дмитриенко И.В., соискатель ученой степени кандидата юридических наук  ХНУВС)

 

TO SPECIFICITY AND FEATURES OF CONCRETE HISTORICAL FORMATION OF THE NEWEST UKRAINIAN SOTSIONICHESKY LEGAL CONSCIOUSNESS AND THE UKRAINIAN SOTSIONICHESKY LEGAL CULTURE (2)

(К СПЕЦИФИКЕ И ОСОБЕННОСТЯМ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ  НОВЕЙШЕГО УКРАИНСКОГО СОЦИОНИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И УКРАИНСКОЙ СОЦИОНИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ (2)

 

       Говоря языком типичного носителя украинского правового сознания  в качестве функционально приоритетной соционической формы украинского правового сознания, а с некризисного цикла ее социальной активности и правовой культуры – первичного субъекта – донора всех иных форм правосознания для всех иных субъектов правового сознания и правовой кульутры, к правовому восприятию можно предъявлять в качестве строго обязательных одно из самых существенных требований - требование типично правоосознанной иррациональности.  Hо опять-таки, исходя из соображения полноты идейно-мировоззренческой и нормативно-правовой системы отражения правовым сознанием (родовая правовая природа) и в правовом сознании (видовая правовая природа) действительности (родовая правовая природа) и правовой действительности (видовая правовая природа), мы не можем вычеркнуть противоположный полюс шкалы – правовое восприятие как начальная ступенька отражения полного - нецелостное,  дробное (рациональное в терминах соционики правового сознания или соционического правового сознания и культуры). То есть первое, как правило, дробное, нецелостное, но не маргинальное окончательно изначально, идейно-мировоззренческое и нормативно-правовое отражение действительности и правовой действительности, по известным идеям и в контексте соционики-соционической формы-соционичекого правосознания и культуры - мы презентуем первой ступенькой рационального отражения правовым сознанием действительности и правовой действительности и не зачисляем его в разряд ущербных, никчемных или иных нестойких и/или маргинальных.  Остановимся на этой правовой дихотомии подробнее. Иррациональность украинского правового сознания и/или в правовом сознании как типично национальном - это идейно-мировоззренческая (родовая правовая природа) и нормативно-правовая (видовая правовая природа) параллельность правового восприятия правовым сознанием всей картины (родовая правая природа) и правовой картины (видовая правовая природа), формирующая цельное целостное представление о ней. Иными словами, равномерность и одновременность отражения в правовой психике  всего, что воздействует на органы тела и чувств человека, «тела» правосознания  и правовые чувства, эмоции – найглавнейшие системные первоэлементы национального, ментально структурированного (родовая правовая природа) и ментально опосредствованного (видовая правовая природа) правосознания и культуры, с помощью которых существенно формируется правовая идея – суто правовой главный системный элемент правового сознания, права и культуры. Рациональность украинского правового сознания и/или в правовом сознании как типично национальном - это идейно-мировоззренческое (родовая правовая природа) и/или нормативно-правовое (видовая правовая природа) восприятие внешней правозаконодательной картины (родовая правовая природа) и правовой (видовая правовая природа) часть за частью в определенной закрепленной последовательности, формирующее расчлененное (дискретное) представление в конкретных идейно-мировоззренческих и нормативно-правовых образах правового сознания и правовой культуры о  ней.  Прием совокупности воздействующих  на  органы  чувств первичных ее субъектов, в первую очередь, сигналов осуществляется разновременно, разделяясь микропаузами. Давайте приедем пример. Можем  ли мы долго слушать лекцию  (беседу, обсуждение и т.п.) на одну тему не отвлекаясь? Все зависит от того, насколько она интересна, - скажем  ми. Предположим, что очень интересная. Вспомним несколько случаев и сделаем выводы. Правовые рационалы могут концентрировать правовое сознание на чем-то одном в  течение длительного  времени,  если  оно дискретно построено. Лекция на правовую тематику, как и вообще правовое речевое общение,  -  это  идейно-мировоззренческая и нормативно-правовая последовательность отдельно  следующих друг за другом правовых терминов, слов и предложений с паузами между ними, т.е. рациональная форма правового осознания действительности и правовой действительности. Поэтому правовое восприятие как первая ступенька отражения правосознанием и в правосознании мира и правового мира в виде осмысленного речевого правового потока именно рациональными типами правового отражения происходит устойчиво и эффективно. Правовым иррационалам или субъектам правового сознания с доминантной субъективной (как правило, но далеко не всегда, позитивной) соционической формой правового сознания долго воспринимать дискретную правовую речь без дополнительных раздражителей зрительного или кинестетического анализатора практически невозможно.  Естественный для них удобный режим правового восприятия -  целостный. Hаходясь  на лекции, на работе или где-нибудь вообще (в том числе формируя учебники, тексты философско-правовых и иных произведений)  в информационно невыгодном по сравнению с правовыми рационалами положении,  они восполняют эту  целостность  доступными  им правовыми способами – переключают правовое внимание на другой объект,  отвлекаются на посторонние разговоры, а, например, госдарственные деятели – и на совершенно посторонние темы не только в теоретическом, а и в первую очередь, практическом аспекте, рассматривают аудиторию и т.п. Дисциплину на лекционных занятиях, по проведенным исследованиям, больше всего нарушают иррациональные экстраверты. Какой же вывод можно сделать из этого? Вывод напрашивается сам: ментальный процесс у правовых иррационалов построен по схеме -  "вижу - слышу".  Правовые рационалы или субъекты правового сознания с доминантной субъективной (позитивной) соционической формой воспринимают и представляют правовую и/или правоотраженную информацию по обратной схеме "слышу - вижу".  Первая часть формулы указывает на входной канал, вторая - на репрезентативную систему.  Правовой рационал или субъект правового сознания с доминантной объективной (непозитивной) соционической формой не вызовет в голове нужную картинку, пока не произнесет внутренне словесную команду,  а правовой иррационал не сможет нормально  вести  внутренний  правовой (законодательный, законотворческий) диалог,  пока  зрительно не представит предмет правового (законодательного) обсуждения. Таким образом, ортогонально пересекаясь, рассмотренные нами соционические оси  становления и развития соционических форм украинского правового сознания и украинской соционической правовой кульутры в модели "сенсорика-интуиция" и "рациональность-иррациональность" образуют четыре группы перцепции украинского правового сознания и украинской правовой культуры. Вот они:

 

Сенсорика украинского правового сознания и украинской правовой культуры

|

 

             ДИСТРИБУТИВHЫЕ  |  КОММУТАТИВHЫЕ СВЯЗИ

 

|

 

                     рацио----------------   |---------------иррацио (отношения)

 

|

 

            ДИССОЦИАТИВHЫЕ  |  АССОЦИАТИВHЫЕ СВЯЗИ

 

                                                                    |

Интуиция украинского правового сознания и украинской правовой культуры

 

     

         В этом плане можно рассматривать: 1. Сенсорные (коммуникативные) правовые иррационалы, или субъекты правового сознания с доминантной сенсорной (комуникативной) субъективной (как правило, но далеко не всегда, позитивной) соционической формой правового сознания. К ним относятся социотипы или субъекты правового сознания с FL, FR, SP, SE. Правовые восприятие в этой группе предельно четкое и конкретное,  отличается наглядностью и ощутимостью - наиболее приближенное к действительности (родовая правовая природа) и правовой действительности (видовая правовая природа). Когда такой социотип соответственной формы украинского правового сознания попадает в ситуацию правовозаконодательной  неопределенности,  он руководствуется  своим  прошлым  правовым (законодательным) опытом либо исходит из стандартных для этих правовых условий сценариев развития событий. Правовой мир для  коммутативных социотипов или субъектов правового сознания с доминантной сенсорной (комуникативной) субъективной (как правило, но далеко не всегда, позитивной) соционической формой правового сознания - это мозаичная идейно-мировоззренческая и нормативно-правовая композиция правового восприятия, где каждый момент отражения правовым сознанием действительности и правовой действительности может быть эксклюзивно или традиционно перемещен с одного на  другое место существования и функционирования украинского правового сознания и правовой культуры (в этом случае моменты правового отражения правовым сознанием и в правовом сознании меняются, как в калейдоскопе), но они, как правило, не выброшены. Правовое восприятие действительности (родовая правовая природа) и правовой действительности (видовая правовая природа) получается несколько необъемным, скорее плоским, но подробным. В бытовом плане у представителей этих социотипов правового сознания накапливается много разных вещей, но они слабо упорядочены. Правовая коммутативность (идейно-мировоззренческая и нормативно-правовая переместительность как исторический, реальный, виртуальный и/или иной перенос формы правового сознания)  как  закон математических операций отражает именно это свойство данной группы:  а + b = b + a. Коммутативные типы (формы) украинского соционического правового сознания не боятся «перевернутых» (маргинально, девиантно упорядоченных) правовых  изображений, отражений, моделей и конкретных (конкретно-исторических) деталей отражения правовым сознанием и в правовом сознании. Видимо, поэтому  они хорошо ориентируются в любых нормативно-правовых актах,  быстро  отыскивая знакомые правовые знаки, символы, предметы, объекты, субъекты (модели, формы, содержания) или констатируя их, как правило, удобные перемещения (переноси форм правосознания, содержаний, текстов из одной конкретно-исторической реальности в другую и наоборот). Еще одно замечание.  По нетрадиционным и пока еще окончательно не адаптированным и в теоретическом, и в научном, практическом и ином актуальном времени и пространстве идеям модного ныне нового течения в среде активного вызревания новых форм правового сознания, культуры и разных форм их преемственности на уровне теоретического «писка» в практической правовой психологии -  нейро-лингвистического  программирования   (HЛП) сознания, правового сознания и правовой культуры, - представляем наше понимание  концентрированного  выражения  именно этой перцептивной группы многократно повторяющихся в разных местах традиционного «пребывания» тех и/или иных  форм (типов) правового сознания и правовой культуры как типично национальных.  Методика  же HЛП  украинского правового сознания и украинской правовой кульутры данного (ых) типа (ов) фактически  строится  на типично правоосознанной коммутации сенсорных каналов. 2. Интуитивные (ассоциативные) иррационалы, или субъекты правового сознания с доминантной позитивной интуитивной ассоциативной соционической формой правового сознания и культуры. В эту группу входят социотипы или типичные формы традиционного и нетрадиционного украинского правового сознания и украинской правовой культуры  типа IL,  IR,  TP,  TE.  Данный вид правового восприятия осуществляется через произвольно порождаемые правовые образы правового сознания. Какая-то одна правовая, законодательная деталь (момент правовой рефлексии, отражения) воспринимаемой правовой картины вызывает у этих носителях формы правового сознания целостный идеальный правовой образ,  ассоциируясь со всем его автентичным законодательным содержанием. Для субъектов правового сознания с доминантной позитивной интуитивной ассоциативной соционической формой правового сознания и культуры типично характерна не иерархическая идейно-мировоззренческая и/или нормативно-правовая упорядоченность по какому-либо критерию, а всеобъемлющая сетевая, синергетично струтурированная (родовая правовая природа) и синергетически опосредствованная (видовая правовая природа) связь всего правового отражения правосознанием мира (родовая правовая природа) и правового мира (видовая правовая природа) со всем структуро-системным его содержанием,  что когда-либо попало в их поле зрения. Благодаря способности улавливать паутиноподобные взаимосвязи эти формы правового сознания (социотипы правового сознания) хорошо предвидят или предчувстуют будущее - тенденции развития правового сознания и правозаконодательных событий. Они опираются при этом на известный принцип "домино":  одна поваленная костяшка толкает другую,  пока не упадет вся цепь.  Поэтому  правоповеденчески  субъекты такого правового сознания всегда готовы к наиболее вероятному правовому событию. Мы несколько суживаем радикально транзитированный идейно-мировоззренческий смысл нормативно-правового понятия "ассоциативность", вкладывая в него приблизительно такое же содержание,  как Дж.Гриндер и Р.Бэндлер вкладывают в понятие "якорения" [1],  т.е. имеется в виду универсальная сочетательность правового стимула и законодательной реакции любой природы.  Математически  такая ассоциативность записывается  как  операция  "взятие в скобки" – произвольное  сочетание слагаемых или сомножителей:

 

                             ( a + b ) + c  =  a + ( b + c ).

 

      У социотипов данной группы субъектов украинского правового сознания и украинской правовой культуры большое количество разнообразных правовых идей,  но эти правовые идеи слабо упорядочены, свободно перетекают одна в другую.  3. Сенсорные (дистрибутивные) рационалы, или субъекти правового сознания с доминантной сенсорной (дистрибутивной) рационально-интуитивной соционической формой правового сознания и культуры. К ним относятся социотипы PS,  ES,  LF, RF. Они правовоспринимают и далее отражают правовым сознанием и в правовом сознании реальность (родовая правовая природа) и правовую реальность (видовая правовая природа) неравномерно, словно через некие очки догматически сориенированного по образам религниозного традиционализма - упорядоченного идейно-мировоззренческого и нормативно-правового опыта,  ставящие  одни  правовые предметы, объекты, субъекты и иные атрибуты правовой жизни или идейно-мировоззренческого, нормативно-правового, правового, законодательного (законотворческого)  и иного состояния на первый план и отодвигающие другие, которые становятся просто правовым (неправовым) фоном. Дистрибутивная психика таких первичных субъектов украинского правосознания расставляет представления о правовых и правоосознанных явлениях окружающего мира (родовая правовая природа) и правового мира (видовая правовая природа) в строго определенном порядке - распределяет их на первые,  вторые,  третьи и т.д. правоосознанные элементы, компоненты, моменты и т.д. в зависимости от глубины правовой дистрибуции. Первые объекты украинского правового сознания в таком упорядоченном ряду правовоспринимаются и отражаются четко и конкретно,  последние - как бы выпадают из правового  восприятия, мало принимаясь в рассчет. Субъекти правового сознания с доминантной сенсорной (дистрибутивной) рационально-интуитивной соционической формой правового сознания и культуры, а также их иные сопредельные дистрибутивные социотипы тяжелее всех переносят  правовую, маргинально-правовую и девиантую неопределенность (разноисточниковую равновероятность исходов ), так как лишаются своей точки опоры - возможности распределять правовые силы  и  законодательные средства  под конкретную правовую (законодательную) цель. Поэтому они стремятся как можно быстрей перейти к устойчивому правозаконодательному (как правило, к старому, знакомому позитивному) состоянию - либо перенестись в новое. Как правило, это наиболее  организованные и пунктуальные члены правового социума, строго выдерживающие временной график и технико-технологически правовую и законодательную дисциплину. В  силу этих качеств по их доле в правовой корпоративной группе или большом правовом коллективе, массовом социальном слое можно оценивать его стабильность  и  приверженность правовым и законодательным традициям.  Правовых вещей (количество и качество нормативных актов, философско-правовые, художественные произведения, правовые претензии, требования  и т.д.), которыми они окружают себя, меньше, чем у первичных субъектов правового сознания с доминантной сенсорной (комуникативной) субъективной соционической формой правового сознания, но зато они содержатся в большем порядке (имеем ввиду теоретично выверенных и рационально обоснованных) формирования актуальных форм правосознания и правовой культуры.

Сенсорные (дистрибутивные) рационалы, или субъекти правового сознания с доминантной сенсорной (дистрибутивной) рационально-интуитивной соционической формой правового сознания и культуры функционируют по закономерностям, выраженным дистрибутивным законом, который математически может быть  записан как замена произведения суммой, т.е. как операция "раскрытие скобок":

 

                            a ( b + c ) = ab + ac.

 

     Общий сомножитель "а" равномерно распределяется между всеми слагаемыми,  символически  выражая прочно культивируемую правовую (законодательную, законотворческую) украиноментально структурированную (родовая правовая природа) и украиноментально опосредствованную (видовая правовая природа) традицию. Дистрибуторы невольно пропускают все вновь  восприимаемое через свой прошлый правозаконодательный  опыт - мыслят посредством эйдетических правовых  образов украинского правового сознания и правовой культуры.  4. Интуитивные (диссоциативные) иррационалы, или субъекти правового сознания с доминантной интуитивной (диссоциативной) иррациональной соционической формой правового сознания и культуры. В эту перцептивную группу входят субъекти правового сознания с доминантной интуитивной (диссоциативной) иррациональной соционической формой правового сознания и культуры или социотипы правового сознания с такими типами как PT, LI, ET, RI. Они являются редукционно правовоспринимающими типами правового осознания действительности и правовой дествительности – преломляющими в правовом сознании любую  поступающую извне правовую и/или правоосознанную информацию  через  призму основных правовых понятий своего идейного мировоззрения. Их перцепция в наибольшей мере строится на сведении сложного правоосознанного к комбинации их первоэлементов, которые Юнг в свое время назвал архетипами, нами усовершенствованные в архетипы (и артефакты также) исторического и современного украинского правового сознания и украинской правовой культуры [2].  Таким образом, диссоциация правового сознания и в правовом сознании -  это распад идейно-мировоззренческого и нормативно-правового континуума, объединенного в одно единое целое требованиями и потребностями того или иного конкретно-исторического периода становления и развития украинского правового сознания и украинской правовой кульутры на естественные минимальные части, добавим: системные и струтурные, где наименьшей и найглавнейшей системной частью и элементом является правовая идея с первоисточниками правовых эмоций и правовых чувств (первоосновы правовой психологии) и  наименьшей и найглавнейшей структурной частью и элементом является норма приоритетной формы правового сознания-правовой кульутры-права-закона, законосознания и законодательной культуры с первоисточниками норм древнейшего архаического правосознания (первоосновы правовой идеологии).  Из этих компотентов диссоциативный тип  правового сознания может  синтезировать  правовой образ  любой сложности. В состоянии неопределенности исходов идейно-мировоззренческого и нормативно-правового отражения  правовым сознанием и в правовом сознании какого-либо правозаконодательного события субъекти правового сознания с доминантной интуитивной (диссоциативной) иррациональной соционической формой правового сознания и культуры предусматривают адекватные действия при всех возможных вариантах его развития, обусловленные развитием актуальных форм правового сознания и правовой культуры. Они  спокойно  ожидают правозаконодательное  будущее, после того как основательно подготовятся и к положительному и отрицательному варианту исхода ожидаемого правового события. Математически явление  диссоциации  правового сознания аналогично  операции  "вынесение за скобки" - замене сложения умножением:

 

                            ab + ac + ad = a (b + c + d).

 

       С точки зрения количества правовых идей субъекти правового сознания с доминантной интуитивной (диссоциативной) иррациональной соционической формой правового сознания и культуры  уступают субъектам правового сознания с доминантной позитивной интуитивной ассоциативной соционической формой правового сознания и культуры, но с точки зрения их упорядоченности и приведения к концептуальному или "идеологическому" состоянию -  превосходят. Как это ни странно,  они не могут отразить внешнюю правозаконодательую картину на свой внутренний правовой и правоосознанный экран.  Они непроизвольно разлагают ее,  а            потом заново собирают,  рисуя воображаемые правовые и правоосознанные образы, которые не имеют правовых, законодательных, законоосознанных прототипов в исторической и «живой» реальности.

      Тип (форма) украинского правового сознания как объединение ее перцепции с идейно-мировоззренческой, нормативно-правовой и законодательной коммуникабельностью. Кроме формальной идейно-мировоззренческой и нормативно-правовой оболочки в социуме существует неформальная, или ментально структурированная (родовая правовая природа), или ментально опосредственная (видовая правовая природа) сердцевина, которая оказывает не меньшее влияние на жизнь общества. Именно эта сердцевина содержит в себе «тело» неформальной украинской правовой традиции как нормативно-правового стержня укринской етнотрадиции. Моделируем эту глубинную структуру посредством переплетения видов перцепции правового сознания со стилем правового общения  в  неформальной, как правило ментально насыщенной правозаконодательной            обстановке. Далее нам важно уточнить правовое понятие «правовая  коммуникабельность»,  под  которой  мы понимаем традиционный привычный стиль  общения субъектов правового сознания с соционической формой правосознания как функционально приоритетной и проявляется в четырех основных  разновидностях подформ (подтипов) правового сознания и правовой культуры, а именно [3].: 1) группа страстных субъектов правового сознания (этические экстраверты),  которые уверены в своем отношении к другому субъекту правового сознания и не боятся открыто проявлять свои правовые симпатии  и  антипатии;  это наиболее общительные в неформальных контактах типы; 2) группа хладнокровных субъектов правового сознания (логические интроверты), которые  не  уверены  в  своих  чувствах и поэтому очень сдержаны в эмоциональных правовых проявлениях;  наименее  общительная категория мубъектов правового сознания и культуры;  3) группа деловых субъектов правового сознания (логические  экстраверты),  которые контактны  в деловом правовом общении и правовые эмоции которых направлены на достижении эффективного результата правовой, законодательной работы;  4)  группа душевных субъектов правового сознания (этические интроверты), которые обладают скрытым миром душевных правовых переживаний и отличаются прочными, хотя и не демонстрируемыми при посторонних душевными (духовно-правовыми) привязанностями; для них характерна средняя  степень коммуникабельности - общительность в кругу знакомых и родных.

     Перцепция и коммуникабельность субъектов правового сознания определяют  второй  способ образования новых форм правового сознания и/или социотипов их правового сознания в рамках Юнговского базиса. Он отражает неформальную сторону функционирования правового социона или неформальную структуро-систему правового сознания, причинно обусловленную неформальной, ментально структурованной ее преемственности, проистекающую из правоосознанного восприятия лиц и событий,  а также эмоционально-правового притяжения-отталкивания между участниками коммуникативно-правового процесса – первичные и вторичные субъекты украинского правового сознания и украинской правовой культуры. Соответствующая таблица выглядит так:

 

Таблица 2. HЕФОРМАЛЬHАЯ СТРУКТУРА УКРАИНСКОГО ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И УКРАИНСКАОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬУТРИ

 

              _________________________________________________________

 

               Перцепция/  Коммута-  Дистрибу-  Ассоциа-    Диссоциа-

 

               Коммуника-  тивные    тивные     тивные      тивные

 

              _бельность_____________________________

 

 

 

              Страстные       FR        ES        IR           ET

 

              ---------------------------------------------------------

 

              Деловые         FL        PS        IL           PT

 

              ---------------------------------------------------------

 

              Душевные        SE        RF        TE           RI

 

              ---------------------------------------------------------

 

              Хладнокровные   SP        LF        TP           LI

 

              __________________________

 

         Идейно-мировоззренческие и нормативно-правовые умозаключения правового сознания, правовым сознанием и в правовом сознании. Первичные субъекты украинского правового сознания включены  в информационный поток двухсторонне:  как принимающий правовую информацию (процесс правового восприятия,  или правовой, правоосознанной перцепции) и как отражающий и выдающий ее (правовй процесс рассуждения,  или правовая аргументации).

                                             Список использованных источников:

1. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. – М.:. Юристъ, 2011. – 439 с.

2.  Дмитрієнко Ю.М.,  Дмитрієнко І.В. АКТУАЛЬНІ ПІДХОДИ ДО ВИВЧЕННЯ СТАНОВЛЕННЯ ТА РОЗВИТКУ  УКРАЇНСЬКОЇ ПРАВОВОЇ СВІДОМОСТІ ТА КУЛЬТУРИ У ІСТОРИЧНОМУ ГЕНЕЗИСІ ЇХ АРТЕФАКТІВ ТА АРХЕТИПІВ // «Актуальные научные разработки (Болгарія, 15.01-07.02. 2011 р.» (Міжнародна науково-практична інтернет-конференція ООО «Руснаучкнига» (м. Бєлгород, Росія), Міжнародна академія наук екології та безпеки життєдіяльності (м. Нью-Йорк-Берлін-Москва-Пекін-Токіо), видавництво «Наука та освіта» (м. Дніпропетровськ, Україна), Університета мислі (мм. Харків-Київ, Україна), Publishing HouseEducation and Sciences.r.o. (Чехія, м. Прага), ТОО «Уралнаучкнига» (м. Уральск, Казахстан), ООД «Бял ГРАД-БГ» (м. Софія, Болгарія), ООО «Научный вестник» (м. Гомель, Беларусь), Sp. z o.o. “Nauka і studia” (Przemysl, Poland) 15.01-07.02. січня 2011 р.: Publishing house Education and Science s.r.o, SCO: 27156877, Frydlanska 15/1314, Praha 8, MS v Praze, oddil C, vlozka, 100614). – Режим доступу: http // www.rusnauka.com

3. Гуленко В.В.  Жизненные сценарии. От этических чувств к сенсорным влечениям. К.: Наука, 2011.