*99751*

Психология и социология/7. Общая психология

 

Асп. Ронжин Е.А.

Вятский Государственный Гуманитарный Университет, Россия

Память на психические состояния в мнемической системе человека

Традиционно исследование памяти связано с изучением процессов запечатления, сохранения, воспроизведения и забывания информации на события внешнего мира. Поэтому стоит отметить малую изученность вопроса функционирования памяти на внутренние переживания человека [1]. Исходя из возможности обращения памяти не только к внешним, но и внутренним событиям, нами ставится проблема изучения памяти на психические состояния. Ввиду того, что в психологии практически отсутствуют специальные исследования этого вопроса, при разработке теоретической основы исследования, предваряющей эмпирический этап, возникают трудности с понимание рассматриваемого феномена. В статье мы обращаемся к обзору проблемного вопроса теоретического осмысления места памяти на психические состояния в мнемической системе человека. Важность этого рассмотрения определяется тем, что, по мнению постпозитивистов (М. Полани, Н. Р. Хэнсон и др.), любые эмпирические данные «теоретически нагружены» [2], поэтому их интерпретация напрямую зависит от принимаемых теоретических допущений.

Одним из ключевых вопросов теоретического осмысления памяти на психические состояния является вопрос о ее месте в мнемической системе человека. Можно обнаружить ее сходство с эмоциональной памятью. По этому поводу Н. Д. Левитов отмечал, что «ни к какой сфере психической деятельности так не применим термин «состояния», как к эмоциональной жизни» [3, с. 103]. Соотношение между памятью на психические и эмоциональные состояния, можно понять исходя из анализа соотношения психических и эмоциональных состояний. Е. П. Ильин предлагает три возможных варианта соотношения психических и эмоциональных состояний, и подчеркивает, что в психологической литературе можно найти утверждения, относящиеся ко всем трем представленным вариантам [4, с. 51]: 1) это различные и независимые друг от друга состояния; 2) психические и эмоциональные состояния — это одно и то же; 3) эмоциональные состояния являются частью психи­ческих состояний.

Определение психических и эмоциональных состояний как различных и независимых друг от друга, не выдерживает критики, так как эмоциональные переживания имеют психический модус существования, поэтому априори являются связанными с психическими состояниями. Отождествление рассматриваемых состояний также можно подвергнуть критике ввиду того, что психические состояния не ограничиваются эмоциональными проявлениями, а включают в себя и другие стороны психической жизни. Поэтому, на наш взгляд наиболее предпочтительна третья позиция, когда эмоциональное состояние рассматривается как часть многокомпонентного и многоуровневого психического состояния. С точки зрения реальной психической жизни выделение эмоционального состояния как вида психического состояния это условность, вызванная необходимостью систематизации и классификации психических состояний человека, для возможности их научного познания. Любое эмоциональное состояние содержит характеристики из познавательной, волевой и других сфер личности.

Е.А. Громова определяет эмоциональную память, как способность организма воспроизводить пережитое ранее состояние в комплексе с воспоминанием о вызвавшей его ситуации и субъективным отношением к ней [5, с. 131]. Учитывая, что эмоциональное состояние является частью психического состояния стоит отметить, что данное определение на наш взгляд шире определяемого понятия «эмоциональная память», так как категория состояния, через которую оно описывается, не ограничивается эмоциональной составляющей, а включает в себя и другие компоненты (поведенческий, когнитивный). Все это свидетельствует в пользу того, что память на психические состояния не сводима к памяти на эмоции и эмоциональные состояния.

Память на психические состояния, как следствие и эмоциональная память, имеет много общего с автобиографической памятью. В. В. Нуркова дает следующее определение автобиографической памяти: «это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, определяющих самоидентичность личности как уникального, тождественного самому себе психологического субъекта» [6, с. 19].

Однако, как отмечает В. В. Нуркова, автобиографическая память не сводима к эмоциональной памяти, так как события с высокой эмоциональной насыщенностью не обязательно включаются в структуру автобиографической памяти [Там же, с. 114]. Также представленность материала автобиографической памяти в вербализованной форме не позволяет отождествлять ее с эмоциональным видами памяти. Хотя, в то же время, в наиболее широком смысле автобиографическая память должна включать в себя содержания, находящиеся вне сферы сознания и существующие в невербальной форме (например, непроизвольные эмоциональные реакции) [7, с. 71].

Таким образом, можно отметить различия между автобиографической памятью в узком и широком понимании (Б. Росс), эмоциональной памятью и памятью на психические состояния. Придерживаясь наиболее широкого понимания автобиографической памяти, мы склонны рассматривать память на психические состояния, как составляющею автобиографической памяти. Это память субъекта о психических состояниях, которые он переживал в прошлом. Естественно, что эти состояния он переживал не «оторвано» от внешнего мира, а в непосредственной связи с ним, поэтому адекватной единицей анализа памяти на психические состояния можно рассматривать «автобиографическое событие» (В.В. Нуркова).

 

 

Литература:

1.   Левченко, Е. В. Память на психические состояния [Текст] / Е. В. Левченко, С. В. Костомясова // Ананьевские чтения 2006 (40 лет факультету психологии СПбГУ): Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л. А. Цветковой, А. А. Крылова. – СПб., Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. – С. 96 – 98.

2.   Летов, О. В. Проблема научной объективности: От постпозитивизма к постмодернизму [Текст]: Монография / О.В. Летов. – РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии. – М., 2010. – 196 с.

3.   Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н. Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964. – 344 с.

4.   Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

5.   Громова, Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы [Текст] / Е. А. Громова. – М.: Наука, 1980. – 181 с.

6.   Нуркова, В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности [Текст] / В. В. Нуркова. – М.: Изд-во Урао, 2000. – 320 с.

7.   Нуркова, В. В. Автобиографическая память (Структура, функции, механизмы) [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / В. В. Нуркова. – М., 1998. – 305 с.