К.п.н. Нукетаева Д.Ж., д.филос.н. Кодар З.М.

 

Казахский Государственный Женский Педагогический Университет, Казахстан

 

Гендерная политика в Республики Казахстан: проблемы и перспективы

 

Культурные явления, которые с последней четверти ХХ века начали называть таким научным понятием как «гендер», по своему содержанию и сути начинаются со времен формирования самого общества. Современные иследование показывает, что это понятие всё то, что связано с особенностями социальных взаимоотношений между людьми, принадлежащих к различным полам. В разные эпохи эти взаимоотношения приобретали особую значимость в зависимости от того, насколько исполнялись требования по отношению как к мужской, так и женской половине населения той или иной страны, тому или иному социо-культурному образованию.

А для Республики Казахстан, как строящей гражданское общество и демократическое, правовое государство гендерная проблематика стала востребованной и значимой. Республика Казахстан в 1998 году присоединилась к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 2003 году была принята Концепция гендерной политики Республики Казахстан [1].

Формирование хорошо информированного, активно участвующего во всех областях государственной и общественной политики населения требует его постоянного гендерного образования.

Но в Казахстане существует резкий гендерный дисбаланс на уровне принятия решений как на государственной службе, так и в партиях, общественно-политических блоках. Долгая история дискриминаций и ограничений, связанных с каждой из ролей, играемых двумя полами, незримо и невольно воздействует на каждодневные поступки и решения индивида. Кроме того, принадлежность к мужскому или женскому роду проистекает не только из социальной идентичности женщин и мужчин, но также и в силу тех отношений, которые их объединяют.

Поэтому неудивительно, что политически активные женщины, получив по настоящему свободные демократические возможности, начали самоорганизовываться в таком крупном городе Казахстана как Алматы. Однако в других городах Казахстана этими возможностями женское население пользуется ещё не в достаточно полной мере. Тем временем, проблемы, которые были объектами заботы этих движений, стали важным предметом социальной политики государства. В связи с этим была разработана специальная многолетняя программа: «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг.» [2]. В последнем были определены цели, достижение которых будут обеспечивать реальное равенство между полами в таких сферах, как: общественно-политическая жизнь, экономика, образование, укрепление репродуктивного здоровья, предотвращения насилия в обществе по признаку пола, равенство в семье и семейного воспитания, развитие гендерночувствительного общественного сознания. В том числе, огромным достижением гендерной политики в Республике Казахстан стало принятие в 2009 году долго дискутируемых на всех уровнях гендерных законов, которые признаются как прорывные: «О государственных гарантиях прав и равных возможностей мужчин и женщин» [3] и «О профилактике бытового насилия» [4].

Благодаря этими разработанными стратегиями успехи гендерной политики Республики Казахстан получили высокую оценку международного сообщества. Международные эксперты единодушно признали казахстанскую опыт в продвижении гендерного равенства не только в Центрально-Азиатском регионе, но и на всем постсоветском пространстве.

Таким образом, гендерная проблематика признается международными организациями в качестве глобальной, стоящей на повестке дня ІІІ тысячелетия. Речь идет не о женском вопросе, но о формировании такой социокультурной ситуации, которая бы способствовала равноправному, партнерскому взаимоотношению полов в духе идеологии равных прав и возможностей. Гендерный подход означает отказ от фокусировки на женском вопросе и трактовке социального слоя женщин в качестве уязвимого компонента общественного бытия. Гендер подразумевает переход к решению проблемы взаимоотношения полов с учетом интересов женщин и мужчин. Это не только индивидуальная характеристика личности, выражающая ее гендерную идентичность. И не только тип и модель межличностных отношений.

Очевидно, что от осуществления гендерной политики выигрывают не только женщины, но и общество в целом. Для этого необходимо формирование новых моделей гендерных отношений, с учетом этнонациональной специфики нашего народа. При этом, наиболее подходящей моделью представляется такое обустройство общества, в котором равенство мужчин и женщин рассматривается как партнерские отношения между мужчинами и женщинами в интересах развития. Что в свою очередь востребует  теоретического осмысления социальных практик учеными.

В эпоху глобальных кризисов институты государственной власти с особой энергией стремятся во что бы то ни стало, пусть и в латентных формах, поддержать и упрочить положение такого всеобъемлющего культурного института, каким является женское представительство в государственной власти, производящее различные постсовременные формы и модификации различных гендерных стратегий.

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Эта стратегия направлена на то, чтобы «на практике обеспечить гендерное равноправие и равные возможности женщинам наряду с мужчинами» [5]. Для обеспечения подлинного гендерного равенства в республике создана Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК.

В своем стратегическом Послании Президент отметил, что «Следует активно вовлекать женщин в государственное и общественное управление, особенно на местном уровне в регионах» [5]. Главную задачу Президент видит в достижении 30% представительства женщин на уровне принятия решений. Для политического продвижения женщин создана целая сеть, носящая название «Республиканская сеть школ женского лидерства».

Здесь нам хочется привести высказывание американской исследовательницы Сьюзан Кэролл: «большее представительство женщин рассматривается как демократическое право, а отсутствие активного участия женщин видится как индикатор того, что демократическая система работает неисправно» [6, с. 95]. Действительно, мы можем говорить о демократическом обществе только тогда, когда будут учитываться мнения и пожелания всех членов общества. Именно в силу этого аргумента парламентская демократия требует увеличения присутствия женщин в политике.

Мир стал свидетелем грандиозных изменений гендерных ролей, в том числе и у нас в Казахстане. Однако в Казахстане особенно живучи идеи природного предназначения полов. Мужчины, так же как и женщины, имеют семьи и детей, однако при этом их карьера и заработок не страдают, как в случае с женщинами, которых гендерная роль «хранительницы очага», данная якобы «от природы», сделала заложницами, а не носителями действительно данных при рождении прав человека.

Возникает закономерный вопрос: почему женщина оказывается в невыгодном экономическом, социально-психологическом и политическом положении, выполняя существенную социальную и человеческую функцию рождение детей и их воспитание, и почему в Казахстане воспитание и присмотр за детьми считается занятием, не достойным для мужчин?

Демократизация общественной жизни требует внедрения новых подходов, выработанных мировым сообществом, гендерной политики во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. В промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей. Но и в Казахстане тоже создана достаточная правовая база по вопросам семьи, женщин и детей, понимание в обществе важности семьи, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, признание необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятие специальных мер их социальной поддержки. Вместе с тем предстоит еще много сделать для достижения реального гендерного равенства в стране.

В послании Президента «СТРАТЕГИЯ-2050» новый политический курс состоявшегося государства было сказано: «Женщины опора семьи, а значит опора государства». И не женщин на данном этапе развития государства накладывается ответственность за сохранение семьи, поднятия детей, улучшений демографической политики, за создание крепкого общества. Действительно, процессы глобализации привели к кризису семейных ценностей, к трансформации ролей мужчины и женщины, и, к сожалению, падению престижа быть семейным человеком.

В связи с гендерной политикой и решения проблем, связанных с укреплением общественного института семьи, следует обратить особое внимание на проблему связную с частотой разводов по Казахстану, и в частности по такому мегаполису как Алматы.

Семейная политика Казахстана должна быть направлена не только на стимулирование рождаемости, но и на укрепление семейного института в виду его жизненно важных функций и вклада в улучшение демографической ситуации.

Как отмечает  известный гендеролог Казахстана Г.Г. Соловьева: «Государство с помощью законодательства и других механизмов призвано создать такие условия, при которых индивиды могли преодолевать гендерные стереотипы и дискриминационные барьеры, как в отношении женщин так и мужчин; формировать новое гендерное самосознание с позиции идеологии равных прав и возможностей; способствовать трансформации всего комплекса социальных отношений между мужчинами и женщинами под углом зрения гендерного баланса и гендерного паритета во всех сферах деятельности» [7, c. 18].

Огромная роль международных организаций в продвижении гендерной политики в Казахстане. Это ОБСЕ, ЮНИФЕМ, ПРООН и другие.

ОБСЕ с 2001 года проводит гендерные мероприятия на территории Казахстана. Первой была образовательная программа для женщин, детей и родителей по предупреждению трафика из Казахстана и Центральной Азии. Далее проводились мероприятия по женскому лидерству, по продвижению женщин в политику. А ЮНИФЕМ начал работу в 2001 году с проведения Региональной кампании в защиту прав женщин на жизнь без насилия. Были проведены социологические исследования в 9-ти странах СНГ, объектом исследования явилось домашнее насилие.

В настоящее время в Казахстане активно работает НИИ социальных и гендерных исследований Казахского государственного женского педагогического университета, созданный в 2000 году на базе  Центра гендерных исследований.

Можно назвать Центр Гендерного Образования при Казахском Национальном Университете имени аль-Фараби, созданный в 2005 году, Центр гендерных исследований. Кроме того, создаются гендерные Центры и в регионах Казахстана, например в городе Караганде работают 2 гендерных центра: Гендерный Информационно-Аналитический Центр (ГИАЦ) и Центр гендерных исследований «Нисса».

В Казахском государственном женском педагогическом университете с 2006 – 2007 учебного года на первых курсах всех специальностей преподается спецкурс «Гендер» в объеме 1 кредита (45 часов), на вторых курсах – «Қазақ аруы» в объеме 2-х кредитов (90 часов).

По нашему мнению, гендерная политика проводимая в соответствии с международными стандартами, с участием международных и зарубежных организаций, а также неправительственного сектора в суверенном Казахстана способна помочь развитию гендерных отношений в обществе и будет способствовать поднятию духовной культуры людей.

 

Литература:

1. «Концепция гендерной политики в Республике Казахстан» (27 ноября 2003 года), Астана.

2. «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг». утвержденная указом Президента РК от 29 ноября 2005 года №1677

3. Закон Республики Казахстан от 08.12.2009 №223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».

4. Закон Республики Казахстан от 04.12.2009 №214-4 «О профилактике бытового насилия».

5. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства» // akorda.kz

6. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие под ред. И. Жеребкиной Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. 708 с.

7. Соловьева Г. Г. Гендер… и деконструкция территории политики // Гендерные исследования, гендерная политика и женское движение в странах Центральной Азии: попытка диагноза. Материалы международной научно-практической конференции «Женское движение Центральной Азии: от опыта прошлого десятилетия к поиску новых технологий», г. Алматы, 18 – 19 октября 2005 г. – Алматы: Фонд им. Фридриха Эберта; Центр гендерных исследований г. Алматы; Центр гендерного образования КазНУ им. аль-Фараби, 2005. – С. 7-18.