Каргин С.Т., Сарсекеева Ж.Е.

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова

Культура профессионального мышления и особенности ее проявления в структуре педагогической деятельности

Общую цель образования можно определить как воспитание культуры личности в процессе ее образования. Составляющими культуру личности следует признать развитие культуры мышления, культуры языка и речи, культуры чувств, культуры общения и поведения, общественно-исторического сознания, духовности личности.

Что же означает «культура мышления»? В узком смысле культура мышления – это «теоретическая способность мышления», искусство «оперировать понятиями», логическая культура. Такая трактовка культуры мышления наиболее распространена среди педагогов, и особенно математиков, физиков, считающих абстрактно-дедуктивное мышление абсолютной вершиной развития культуры мысли. Однако современные представления о мышлении не отождествляют его с логикой. Связь между процессами рассуждения и процессами, формализованными в логических моделях, рассматриваются как проблема, требующая изучения, а не как постулат, входящий в определение. Современное мышление характеризуется такими признаками как рефлексивность, плюралистичность, вариативность, историчность, преемственность, методологичность – ряд характеристик, не связанных на прямую с логическим мышлением. Поэтому понятие мыслительной культуры требует существенного расширения.

Понятие «культура мышления» встречается в работах Э.В. Ильенкова. Философ считает, что следует развивать у личности «чувство противоречия», «чувство проблемы» [1]. Характерной чертой культуры мышления, по мнению В.Ш. Масленникова, В.И. Юдина, является способность к обучению, обобщению, накоплению опыта (знаний и навыков) и адаптация, адекватная изменяющимся условиям, которая характеризует эффективность процесса приема и обработки информации как высокого уровня культуры мышления человека. Благодаря этим свойствам мышления, человек может решать разнообразные задачи, а также легко перестраиваться с решения одной задачи на другую [2].

Культура мышления развивается в процессе учения, упражняющего механизмы мышления, памяти, воображения. Она развивается чтением, беседой, творчеством. Если под культурой личности понимать способность к постоянному сознательному воспитанию самого себя, то культура мышления занимает особое место среди других характеристик культурного человека, это, вероятно, «первичный пласт», культура культуры. И, может быть, поэтому овладение ею представляет особую сложность, ибо она есть связующая нить всех начал культурной личности [3].

Под культурой мышления в широком смысле в философии понимают «определенную степень развития способности мышления (целостную систему интеллектуальных способностей: рассудок и разум, способность суждения и продуктивное воображение), которая достигается путем овладения способами мышления, помогающими все более глубоко и всесторонне, а тем самым правильно отражать вечно развивающийся мир» [3,с.7]. Столь широкая трактовка культуры мышления, с одной стороны, позволяет отделить наложенные природой способности мышления от тех новообразований, которые приобретает человек в процессе воспитания, и дает нам право говорить о формировании культуры мышления как стратегическом направлении развития мышления. С другой стороны, новообразования в области мышления не сводятся лишь к становлению логического или научно-теоретического мышления, а охватывают целый спектр интеллектуальных способностей. И, в-третьих, наиболее ценным для нас является положение о целостности системы интеллектуальных способностей, включающей не только мышление, но и смежные с ним психические процессы (восприятие, воображение, память).

С.Ф. Мустафина, рассматривая культуру логического мышления как составляющую культуры профессионального мышления, выделяет его логический компонент, предполагающий наличие реализуемой потребности в логическом анализе своих профессиональных действий. С.Ф. Мустафина в качестве компонентов культуры логического мышления выделяет инвариантную составляющую содержания культуры логического мышления будущих учителей начальных классов и вариантную составляющую. К инвариантной составляющей относит познавательные и профессиональные мотивы. К вариативной – знания и умения формальной и диалектической логики [4]. Л.П. Безуглова в исследовании культуры мышления определяет ее как интегративное качество, проявляющееся на мотивационном, интеллектуальном, деятельностном и эмоционально-оценочном уровнях и осознающееся как личное достижение [5]. Н.Н. Егорова рассматривает формирование культуры мышления как сформированную в учебной деятельности целостную систему знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, выступающих в качестве средства осмысления процессов и принятия решений (мыслительных действий) в любой сфере [6].

     Согласно Н.В. Кузьминой педагогическая деятельность включает в себя следующие функциональные компоненты: гностический компонент относится к сфере знаний педагога, причем не только преподаваемого предмета, но и способов обучения, особенностей обучаемых и т.д.; проектировочный компонент проявляется в наличии у педагога представлений о конечных целях обучения и воспитания, способах их достижения; конструктивный компонент – это конструирование собственной педагогической деятельности и активности обучаемых в соответствии с ближайшими целями педагогического процесса; организаторский компонент выражается во взаимодействии педагога с обучаемыми; коммуникативный компонент – это умение педагога организовать как собственную деятельность, так и деятельность обучаемых [7].

            Таким образом, по мнению ученых, занимающихся этим вопросом, структура профессиональной деятельности учителя – это сложная система, состоящая из нескольких компонентов. Культура профессионального мышления обладает такими интегративными характеристиками, как системность, рефлексивность, критичность, открытость, развитие которых в значительной степени обусловлено культурой развития личности.   

Литература

1. Ильенков Э.В. Что такое личность. – М., 1967.

2. Масленникова В.Ш. Педагог и культура. – Казань: Казан. ун-т, 1994. – 188 с.

3. Касымжанов А.Х. О культуре мышления. – М.: Политиздат, 1981. – 128 с.

4. Мустафина С.Ф. Формирование культуры логического мышления будущего учителя начальных классов: дисс. … канд.пед.наук. – Казань, 2002. – 206 с.

5. Безуглова Л.П. Развитие культуры мышления страшеклассника: дисс. … канд.пед.наук. – Оренбург, 2000. – 163 с.

6. Егорова Н.Н. Формирование культуры мышления учащихся 5-6 классов при обучении математике в контексте деятельностного подхода: дисс. … канд.пед.наук. – Нижний Новгород, 2003. – 207 с.

7. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1989. – 167 с.