Философия / 2. Социальная философия

 

К.культ., доц. Фролов А.В., Калинина О.М.

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Россия

Кризис современного мирового сообщества как кризис развития культуры

Современные тенденции развития общества позволяют определить спектр проблем, круг вопросов, которые возникают при рассмотрении структуры общества, классовой принадлежности, социальной или этнической группы. Конфликты, постоянно возникающие в современном мире, на религиозной, этнической и классовой почве, чаще всего являются не причиной для разжигания межнациональной розни, объявления войны и прочее, а лишь следствием развития постиндустриального общества. «Многие из сегодняшних перемен взаимозависимы и не случайны. Например, разрушение малой семьи, глобальный энергетический кризис, распространение "культов" и кабельного телевидения, рост работы со скользящим графиком и соглашений о дополнительных льготах, появление сепаратистских движений на пространстве от Квебека до Корсики, - все это может казаться лишь отдельными явлениями. Однако верна иная точка зрения. В действительности все эти явления представляют собой компоненты одного гораздо более крупного феномена - гибели индустриализма и роста новой цивилизации» - пишет Э.Тоффлер.

Аграрный тип общества изменил не только образ жизни людей, сделав их оседлыми, но и внёс представление о новых ценностях, развитии приоритетных направлений в обществе, позволил говорить об изменении сознания, направленного, прежде всего на созидательную деятельность. Отказ от кочевой культуры, от собирательства, охоты, и приобщение к труду на земле, повлиял на создание рас и национальных особенностей, которые не могли быть чётко выражены в кочевых племенах. Прежде всего, это объясняется захватом территорий и установлением границ, в рамках которых будет осуществляться распространение законов, религии, культурных особенностей данного народа. Национальные особенности, что являются гордостью любого народа, этнической группы, то, что делает нас такими непохожими на других, часто имеют расовые окраски, базируясь на религиозном учении. Сельскохозяйственная эра как первая волна в развитии общества характеризует себя воинственной и беспощадной. Практически все великие войны совершены в аграрный период развития планеты, т.к. цель её – определение границ будущего государства как института власти.

Современные расистские настроения, вспышки гнева, войны, конфликты, часто имеют одну цель – территориальные проблемы, улучшение условий быта, социальных условий, и жилищные проблемы. Расовое превосходство, пренебрежение к представителям другой веры, общественного стоя, цвета кожи, является оправданием экспансии, насильственного захвата чужих земель. Например, западный расизм, истребление индейцев на Северо-Американском континенте, где действовало право «белого» человека с болезненной неприязнью к культуре коренного населения, основанного на христианской доктрине. По мнению Тойнби, «расистские предрассудки в современном западном обществе – это не столько искажение научной мысли, сколько псевдоинтеллектуальное рефлексивное выражение расового чувства, а это чувство, как можно наблюдать в наше время, является результатом мировой экспансии западной цивилизации, начатой в последней четверти XV в.». При этом историки приукрашивают поселенцев как миролюбивых, друживших с индейцами, и полностью одобрявших их образ жизни на основе мирного сосуществования.

Аграрное общество является закрытым, патриархальным, глубоко религиозным, чуждым влиянию извне, и бережно охраняющим свои традиции. И переход ко Второй волне, индустриальному обществу был не просто болезненным, а скорее неравномерным. Поэтому появились большие группы маргиналов, которые пытались приспособиться к новым условиям жизни, которые так и не смогли стать представителями индустриальной эпохи. Согласно Э. Тоффлеру, Первая волна перемен все еще не исчерпала себя к концу XVII в., и когда в Европе возникла индустриальная революция – Вторая волна перемен, то они начали действовать одновременно, но с разной скоростью. Например: 1861 в Лондоне была пущена первая линия метро, а в России - отменено крепостное право. На смену религиозной доктрины, законов приходят правила поведения, профессиональный и деловой этикет, что отодвигает человека аграрного общества на задний план, превращая его в человека «второго» сорта, архетипа из тёмного прошлого. Естественно, что произошло смещение ценностей, начиная от смены вероисповедания и заканчивая разрушением традиционной семьи. Если в аграрном обществе решающее значение имело право рождения, избранности, то в индустриальном – право собственности.

Общество, достигнув пика своего развития, должно перейти на новый уровень, но сложностью в переходе оказывает правящее меньшинство, которое по своей природе статично. «Динамичное движение характерно для цивилизации, тогда как статичное состояние свойственно примитивным обществам», справедливо отмечает Тойнби. Таким образом, даже правящее меньшинство способно превратиться в маргинальную группу, мешающую развитию общества и государства. Революции в России 1917 года можно рассматривать как запоздалый переход аграрной страны к индустриализации. Согласно Тойнби, один из способов возникновения цивилизации возможен через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства, утратившего свою творческую силу, что является главным условием возникновения нового общества.

Изменение социального поля ведёт к образованию множества ортодоксальных направлений, от религиозной секты до убеждённых последователей определённого образа жизни, превращаясь в элементы субкультуры или контркультуры. Общество должно идти дальше для выживания населения. Принятие христианства на Руси, и отказ от идолопоклонничества был этапом развития общества и представлял собой объединение и сохранение славянского населения, при этом народ не стал менее русским, а наоборот - получил новый толчок в своём духовном развитии.

Например, еврейская культура оказалась в самых сложных условиях, т.к. продолжая борьбу за территории, на которые имеет право только по Писанию, к сожалению, не выполнила условия становления государства, завоевав, и обозначив границы своего сообщества для развития оседлого образа жизни, становления государственности. Таким образом, она не прошла аграрную стадию развития, застряв в коридоре времени, находясь на полпути из кочевого образа жизни к аграрному обществу. И до сих пор целая нация пребывает в переходном состоянии с огромным количеством разрозненных племён, которые не в состоянии решить свои территориальные проблемы, как считает О.Платонов.

Современные социальные течения часто в своей основе имеют маргинальную сущность и с помощью «переходного сознания» пытаются решить проблемы прежних эпох, прежде всего территории и занятости, тогда как постиндустриальное общество не в состоянии решить эти проблемы. Ортодоксальные направления в религии, секты, общественные течения, которые можно отнести к субкультуре, контркультуре, модные направления являются зонами риска духовного воздействия, насилия над людьми, именно в силу нежелания меняться, расти вместе с обществом. Глобализация как новая форма развития общества лишь усилила разницу между маргинальными группами, и обострила конфликты между ними.

 

Литература:

1.Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.:Прогресс, 1991, с.96.

2.M. Boyd, D. Worcester. American civilization. Boston.: Allyn &Bacon, Inc. 1969. p.32-33.

3.Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО "Фирма "Издательство ACT", 1999.

4.Платонов О. Еврейский вопрос в России. М.: Яуза, 2005, с.11-12.