Исембаев А.С.

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

К аденогипофизу млекопитающих

У млекопитающих гипофиз разделён на три доли: аденогипофиз, промежуточная доля и неиогипофиз. Аденогипофиз сформирован туберальной и дистальной частями. Паренхима передней и промежуточная долей эпителиального происхождения. Последняя является структурно-функциональным показателем в определении гормонопоэза железы у животных. Основная, дистальная часть более развита, чем туберальная и промежуточная доли гипофиза.

Паренхима аденогипофиза у большинства млекопитающих имеет синусоидные образования в виде щелей, доходящих до 5 мкм в ширину (почти у всех рукокрылых, насекомоядных и грызунов, за исключением паренхимы гипофиза суслика реликтового). Такие образования в дистальной части гипофиза представлены в виде лакун, доходящих до 30 мкм. Это преимущественно высокоразвитые животные, в том числе лошадь и верблюд. В паренхиме аденогипофиза расположены различные структурные формации, выделяющие различные секреторные вещества в виде гормонов. Эти вещества выделяются апокриновым и мерокриновыми способами секреции в просвет тяжеобразных и фолликулоподобных структур. Обычно величина просвета фолликулов соответствует размеру капли коллоида. У разных животных капли коллоида в размере варьируют от 6,6±0,7 мкм. Крупные коллоидальные капли выявлены в паренхиме аденогипофиза летучей собаки и лисицы. Коллоид хорошо выявляется с помощью полихромных красителей, обнаруживающих как белковые, так и углеводные вещества. Гормональные продукты по цвету темно-вишневые или красноватые. Последние у парнокопытных, особенно у свиней, желтоватого оттенка.

Железистые структурные формации паренхимы аденогипофиза у млекопитающих в туберальной и дистальной частях определяются в виде одноклеточных тяжей различных размеров (суслик реликтовый), переходящих в мелкие фолликулоподобные образования (суслик тонкопалый). У других животных (ондатра) такие структурные образования представлены удлиненными тяжами – трабекулами, что можно встретить в гипофизе лошади (фолликулярные тяжи). В паренхиме гипофиза у большинства животных, это фолликулы различных размеров и трабекулярные структуры железистого характера. Среди этих формаций расположены синусоидные щели или лакуны, а также кровеносные капилляры портальных сосудов, доходящие в размере до 20 мкм у отдельных животных.

Передняя доля аденогипофиза представителя рукокрылых, летучей собаки, разделена на туберальную (соответствует цефалической части у птиц), кортикальную, дистальную и медиальную зоны. Из этих зон наиболее развита пограничная зона, между туберальной и медиальной зонами. В данной зоне аденоциты четко дифференцированы и более активны в секреторном значении. Фолликулы этой зоны в достаточной мере содержат коллоидную гормональную субстанцию гликопротеидной природы, заполняющую всю полость фолликула.

Железистая формация трабекулярной зоны представлена мелкими фолликулами, образованными от 4 до 5 клеток (в плоскости медиального среза) с полостью и секретом. Синусоидные щели между фолликулами более узкие, по сравнению с таковыми других зон. На участках между туберальной и медиальной зонами фолликулы более крупные и состоят из 8-10 фолликулярных клеток. Фолликулярная полость содержит плотный коллоид.

В направлении к центральной зоне фолликулы теряют характерную структурную организацию. Гормональная субстанция в фолликулах уменьшена, у большинства из них гормонального продукта не содержится. Это, возможно, указывает на фазовость синтеза определенных гормонов, поскольку полость фолликулов в данной зоне не выражена. У некоторых фолликулов усилена только секреторная активность β-базофилов, локализованных вблизи полости. В железистом эпителии увеличивается содержание γ-базофилов, представляющих основную часть хромофильных клеток дистальной и периферической части аденогипофиза.

Паренхима аденогипофиза ежа ушастого сформирована из крупных фолликулоподобных образований, между которыми расположены удлиненные синусоидные щели. Просвет в фолликулах плохо выражен. Как и у других животных, железа содержит основные типы аденоцитов, богатые биохимическими материалами во всех компонентах клеток. В данном случае можно выявить гораздо больше разнотипных клеток, по-разному отвечающих на окраску галлоцианин-хромовыми квасцами.

Дистальная часть аденогипофиза ежа, в особенности ядра железистых клеток, дают относительно более интенсивную реакцию, чем таковые клетки медуллярной зоны. В дистальной части реакция в цитоплазме разных типов клеток резко усилена. Проведенная  нами реакция выявляет группу клеток крупных размеров, с соответственно крупным ядром и ядрышком, имеющих в цитоплазме значительное количество РНК. Вторая группа клеток – также крупные, полигональной формы и дают более сильную реакцию, чем ядра и цитоплазма предыдущих клеток. У данных клеток ядра заполнены нуклеиновыми кислотами, а цитоплазма содержит большое количество равномерно распределенных мелких зерен. Третий тип клеток – средних размеров, с такой же интенсивной реакцией на нуклеиновые кислоты, как у предыдущих типов, однако цитоплазма их слабо окрашивается. Четвертый тип клеток, также средних размеров, но не дают реакции в ядрышках. Их ядра слабо окрашены, реакция цитоплазмы аналогична таковой первых типов клеток.

В медуллярной зоне количество первых типов клеток, описанных выше, значительно увеличено, одновременно усилена реакция их в цитоплазме.

В отличие от предыдущего вида в аденогипофизе насекомоядного, ежа ушастого, проявляется четкая картина реакции компонентов клеток на белки. Одинаково интенсивную реакцию проявляют как туберальная, медуллярная, так и зона, прилежащая к промежуточной доле гипофиза. У этого вида животного аденоциты отличаются развитой цитоплазмой. В туберальной зоне, слабо дифференцированной, выявляется отдельные группы клеток, показывающих значительно сильную реакцию на суммарные белки, как в цитоплазме, так и в ядре. Такие клетки крупных размеров, с крупным ядром, соответствуют больше оксифилам. Белки в их цитоплазме распределены равномерно в виде зерен. Рядом с такими клетками локализованы клетки средних размеров с полигональными ядрами и слабо  диффузной цитоплазмой. Другая группа клеток, встречающихся в данной зоне, мелких размеров, с округлым или палочковидным ядром и бесцветной цитоплазмой. Они больше соответствуют главным клеткам. В направлении к медуллярной зоне в единичном количестве встречаются клетки очень крупных размеров, с выраженным  хроматином в ядре и сильно базофильной цитоплазмой в виде зерен и глыбок.

У изученных нами млекопитающих в аденогипофизе при реакции на гликопротеиды, определяются классы различных железистых клеток. Так, в корковой зоне аденогипофиза ежа ушастого обнаруживаются базофилы с резко выраженной оптически плотной цитоплазмой, крупными, плотными зернистыми ядрами, обусловливающиеся присутствием гликопротеидного материала. Гликопротеиды менее отчетливой реакции устанавливается на участках трабекул, обращенных в сторону синусоидов и просвета трабекул. Эти клетки больше соответствуют оксифильным клеткам, цитоплазма их слабо зернистая, а в некоторых случаях почти лишена гликопротеидов, в отличие от базофилов и оксифилов. Главные клетки в ядре обнаруживают электронноплотную консистенцию с хорошо выраженной ядерной оболочкой. Хроматин ядра имеет сетчатое строение и соединяется с ядерной мембраной. В цитоплазме гликопротеиды локализованы в около ядерной зоне.

Такую же тенденцию гистохимической картины на гликопротеиды можно наблюдать в медуллярной зоне аденогипофиза.

В аденогипофизе тушканчика интенсивную реакцию на гликопротеиды проявляет корковая зона железы. В отличие от предыдущих животных, ядрышковый гликопротеидный материал отчетливо не обнаруживается, за исключением железистых клеток, находящихся вблизи капсулы железы.

В ядре различных базофилов выявлено множество хромативных веществ, количество которых у оксифилов меньше. Синусоиды дают слабую гликопротеидную реакцию. По направлению к медуллярной зоне гликопротеидный материал в ядрах аденоцитов обнаруживается, в основном, по периферии,  а цитоплазма показывает гомогенное состояние веществ.

Аденогипофиз зайца сформирован удлиненными фолликулярно-трабекулярными структурами. Паренхима не плотная за счет развитых синусоидных щелей. В паренхиме аденогипофиза зайца выявлена отчетливая картина реакции клеток на общие белки. Основная масса клеток содержит в цитоплазме огромное количество белковых включении. Среди таких железистых клеток по реакции ядер можно выявить два типа клеток. Первые – со значительным количеством белков в ядрах. Вторые, в ядрах, дают слабую реакцию на эти вещества. В аденогипофизе, кроме этих клеток, примерно в таком же количестве выявлены аденоциты, почти не дающие реакцию на белки.

Отчетливую реакцию на кислые белки можно видеть в железистых клетках паренхимы аденогипофиза зайца толая. В хромофильных клетках зайцеобразного содержится кислых белков настолько много, что в цитоплазме они образуют очень плотную субстанцию, напоминающую не только гранулярность, зернистость, но и коллоидное состояние. Это наблюдается у 50% клеток хромофильного характера.

Хромофильные клетки аденогипофиза зайца в основном отличаются по реакции на содержание гликопротеидов в ядре и цитоплазме. Оксифилы дают очень интенсивную реакцию в ядре, где гликопротеиды обнаруживаются в виде плотного гомогенного окрашивания, в то время, как различные базофильные клетки содержат протеиды в ядре в виде крупных глыбок. В цитоплазме базофилов содержание коллоида меньше, как обычно бывает при активном секреторном состоянии этих клеток.