Психология и социология/12.Социальная психология

 

Ромеро А.Н.

Астраханский государственный технический университет, Россия

Некоторые вопросы социальной адаптации иностранных студентов в южном приграничном регионе (г. Астрахань)

 

Известно,  что на продолжительность и качество обучения иностранного студента в России  влияют биологическая, психологическая и социальная адаптации.

         После распада СССР перед российской высшей школой встало немало важных вопросов: какое место она должна занять на  международном рынке образовательных услуг, какие инструменты     нужно использовать для выгодного экономического и политического экспорта этих услуг, как увеличить влияние нашей страны  на мировое сообщество в целом.

Современное обучение иностранных студентов в России помогает решать эти проблемы в комплексе, но  не надо забывать, что иностранцы, приехавшие к нам учиться,  не только привыкают к нашему российскому менталитету, но и по-своему влияют на жизнь больших и малых городов.

Известно,  что до 90-х годов XX века наша страна представляла собой единое многонациональное государство, где об интернационализме знали не понаслышке, поэтому появление иностранных студентов, приезжающих к нам на учебу, не вызывало негативного отношения со стороны коренного населения.

 В наше время эта картина сильно изменилась, особенно за последние три года. 

         Сегодня нам уже  известны многочисленные случаи нападения на иностранных студентов в Санкт-Петербурге,  Москве,  Воронеже  и      других городах. Сейчас  эта  волна расового экстремизма докатилась и до Астрахани.

         Как показывает статистика, больше всего студентов – иностранцев приезжает в Россию из стран Азии, Африки и Латинской Америки – 55%, а также государств – участников СНГ – 33%. Причем, каждый второй иностранный студент подвергался насилию. Как показывают данные Информационного – аналитического центра «СОВА», налицо убийства на межнациональной почве. И с каждым годом количество таких убийств увеличивается. Среди убитых скинхедами – выходцы из Афганистана, Гвинеи – Бисау, Иордании, Китая, Ливии, Сирии, а также выходцы из стран СНГ. Все пострадавшие граждане как минимум из 24 стран. Среди них даже есть дети представителей дипломатических служб других стран.  

         В конце января 2007 года было совершено несколько  нападений на иностранных  студентов на территории  города Астрахани. В адрес иностранцев звучали угрозы жизни и требование покинуть территорию России.

         Откуда в этом, раньше тихом, провинциальном городе появилось такое экстремистское отношение к иностранным студентам?

         В 80-е годы XX века на политической арене внешне спокойного СССР уже появляются национальные и националистические движения. Их основной целью является политическое и экономическое отделение от многонационального государства и сохранение своей собственной культуры. Эти организации были хорошо организованы и мобильны. 

         В 90-е годы ХХ века они уже оказывали непосредственное влияние на социально-политическую жизнь страны. Их главными требованиями было изменение национально – территориальных границ, вплоть до отделения от России. Например, в Татарстане некоторыми националистическими организациями была выдвинута идея построения единого татарского на территории бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, восстановление независимости Татарстана.

         Одним из наиболее радикальных организаций на территории Поволжья были Всетатарский общественный центр, РНЕ и скинхеды. Их уже мало интересовали вопросы интернационализма и толерантности. Они все чаще стали заявлять о расовой чистоте данных территорий.

         Исторически Астрахань всегда была многонациональным городом, где столетиями мирно проживали люди самых разных национальностей. Истории известен факт, когда астраханские татары спасли от разрушения один из прекрасных православных храмов города – храм имени Равноапостольного князя Владимира.

До   развала  СССР  в  Астрахани  спокойно  обучались  иностранные

студенты  из Азии, Африки и Латинской Америки. Процесс их адаптации проходил спокойно: обучаясь на подготовительном факультете, они изучали русский язык,  а во внеаудиторное время  ходили на экскурсии на заводы и фабрики, в школы и научные институты, в детские дома и дома ветеранов  войны и труда. Там в непринужденной обстановке они общались с советскими людьми, познавали многонациональную культуру  нашей страны,  рассказывали о своих странах и культуре.

После ликвидации СССР и получения бывшими союзными республиками долгожданного суверенитета  положение дел с обучением иностранных студентов резко изменилось. Во многих вузах  нового российского государстве было закрыто большое количество подготовительных факультетов для иностранных граждан. Без работы остались сотни опытных преподавателей, которые много лет работали с иностранными студентами, прекрасно знали их психологию и особенности адаптации в СССР.

Периоды нестабильной экономической и политической жизни

России привели к тому, что количество иностранных студентов, обучаемых,  в нашей стране, резко уменьшилось. И это продолжалось многие годы,  да и сейчас этот процесс продолжается.

В свою очередь, в  России выросло целое поколение молодых людей, которым неизвестны  интернационалистические чувства, да  и люди с иным цветом кожи  (особенно черным)  вызывают у них  отвращение или возмущение : «А эти что здесь делают?!»

Любая нетерпимость людей друг к другу приводит к трагедиям и человеческим жертвам, которые несоизмеримы с теми объектами ненависти, которые появляются в той или иной степени. Это может быть социальная, религиозная, расовая ненависть – какая угодно.

Сейчас мы почти не слышим о том, что люди должны быть терпимыми друг к другу, к другим культурам. Мы почти не видим и не слышим психологов, конфликтологов, которые бы последовательно занимались изучением этой проблемы, чтобы реально помочь иностранным студентам понять и наши проблемы и научиться жить в России, не боясь погибнуть однажды на одной из ее улиц.

Основная беда заключается еще в том, что в экстремальных случаях пострадавшие зачастую не идут за помощью в милицию, понимая, что это бесполезно.

Пришло время, когда нашему обществу надо не только изучать законы своей страны, но научиться выполнять их, чтобы отвечать за безопасность жизни всех тех, кто приезжает к нам учиться. А сейчас это непростительное непонимание политической, экономической и этической роли обучения иностранцев в России является мощным толчком для разжигания националистических настроений, которые сейчас активно используют члены фашистских молодежных организаций, скинхеды и члены РНЕ.

Они даже и не слышали о том, что сейчас в российских вузах учатся почти 100 тысяч иностранных граждан, в том числе почти 70 тысяч – на контрактной основе и свыше 30 тысяч – за счет федерального бюджета, который зарабатывает на этом примерно 150 миллионов долларов, хотя объем потенциального экспорта образования оценивается как минимум в 0,5 миллиардов долларов.

Любая нетерпимость людей друг к другу приводит к трагедиям и человеческим жертвам, которые несоизмеримы  с теми объектами ненависти, которые появляются в той или иной степени. Это может быть социальная, религиозная, расовая  ненависть – какая  угодно.

Положение иностранного студента, приехавшего на учебу в Россию, особенно в тот приграничный регион,  который  «задыхается» от наплыва  граждан бывших кавказских и закавказских республик, далеко не просто.      С одной стороны,        недовольство коренного населения данного региона фамильярным, а порой даже грубым поведением граждан ближнего зарубежья и их  неуемного желания сделать данный регион только «своим», а с другой стороны, постоянный рост платы за получение высшего и среднего образования молодежи, отсутствие достойной работы, привели  к тому, что невольными (мнимыми) виновниками  этой ситуации считаются  иностранцы.

Нашим гражданам по старой привычке легче  во     всем   винить чужого дядю, чем надеяться на свою гражданскую активность.

Иностранный студент, приехавший учиться в современную Россию, конечно же читал книги о ней, слушал рассказы тех, кто учился здесь до развала СССР, поэтому он имеет  самую приятную и доброжелательную информацию о нашей стране. При первом выходе в город, когда на него начинают показывать пальцем, смеяться, а иногда  и плевать, он не может чувствовать себя комфортно. А если через    несколько дней у него отнимают деньги, сотовый телефон, избивают (или даже убивают), требуя, чтобы он убирался восвояси, то о каком комфорте жизни или толерантности можно говорить?!

После появления «нашей, специфической» толерантности по отношению к людям, приехавшим к нам учиться, заочно полюбивших нашу страну и нас, невозможно относится спокойно к такому решению внутриполитических, экономических и морально – этических вопросов жизни людей.

Город Астрахань, который находится сейчас на пересечении многих  политических и миграционных границ, всегда был многонациональным. Сейчас в нем живут представители  ста одиннадцати национальностей, большую часть которых составляют русские (69,69%), казахи (14,19%) и татары (7,02 %) -  от общей численности населения, поэтому  государственным, политическим и правовым  организациям  представлено колоссальное поле деятельности. Они никогда не должны забывать о том, что жизнь и учеба иностранных студентов должны входить в их поле деятельности.

В конце прошлого года мною был проведен опрос российских и иностранных студентов, которые учатся сейчас в АГТУ. Из 100 опрошенных  российских респондентов 62% ценят в  иностранцах вежливость, 47%  -доброжелательность, 42% - доброту и 33% - коммуникабельность. Иностранные студенты  видят в наших студентах большую  способность обманывать - 62%, отсутствие  культуры  в отношениях друг к другу и к другим -54%, 46% - нежелание уважать чужую культуру, 31% - судить обо всем и обо всех свысока.

Что касается исправления сложившейся ситуации, то сами иностранные студенты предлагают такие варианты:

1) Организовать в школах и вузах аудиторные и внеаудиторные мероприятия, во время которых школьникам и студентам объяснят, почему молодые люди из других стран приехали учиться в Россию. (Во время таких встреч необходимо рассказывать о культуре и обычаях народов  других стран).

2) На уровне администрации города и области проводить встречи с иностранными студентами (лекции, беседы, совместные концерты, поездки по историческим местам России, совместная работа по благоустройству города, спортивные соревнования, совместный летний отдых).

3) Проводить  совместные диспуты (дискуссии) на морально- этические темы.                                                                                                                              Сейчас в России наступило  такое критическое время, когда о толерантности нужно не просто говорить, а делать ее нормой нашего повседневного общения, чтобы каждый иностранный студент, приехавший к нам учиться, мог  чувствовать себя комфортно и безопасно. 

 

Литература:

1. Красюков А.В. Региональные факторы этнической адаптации: Дис. … канд. социологических наук. Саратов, 2005.

2. Свойственна ли россиянам толерантность?  www.svobodanews.ru/Article/2006/