Мяленко Марина Васильевна

Казахстан. г.Караганда. Школа-гимназия 95

Этнокультурное  воспитание как основа формирования личности

 

Рассматривая воззрение народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа к семье. Отец и мать в этнопедагогике – это естественные первые воспитатели. Но наряду с ними существуют и безымянные – местные аксакалы, дедушки, бабушки,старшие братья. Весьма разнообразны и богаты представления народа о формировании личности и умственном воспитании молодого поколения. Загадки, считалки, наблюдения всегда служили воспитанию любознательности, развитию логического мышления. Сердцевиной семейного воспитания является трудовое воспитание. Нравственное воспитание молодого поколения всегда связано с моральным кодексом семьи. Любовь к Родине, преданность интересам народа, чувство ответственности, правдивость,скромность и верность в дружбе и любви – таковы основные черты нравственной личности в понимании народа. Много интересного содержится в народном представлении о физическом и эстетическом воспитании. Нельзя себе представить народную педагогику без народа, не услышав «голоса народа». Эта народная мудрость выражена в памятниках народной педагогики: пословицах, эпосах, легендах, преданиях. На этом училось воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей. Русский народ называет поговорки и послвицы крылатыми словами, казахский народ – жемчужиной, нанизанной на ниточку.

Сказки же имеют свои характерные особенности. Это любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвагав борьбе со злом, трудолюбие и мастерство. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции. Они побуждают у слушателей целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает добро разумно, а зло глупо. Значение сказок не ограничивается только воздействием на детей, они оказывают определенное влияние и на самих родителей, на их нравственный облик, жизненные позиции, взгляды и убеждения. Ч.Айтматов писал: «В наш цивилизованный научно-технический век не до сказок вроде бы, но это не значит, что сказку можно выбросить как ненужную вещь из жилища. Это было бы с нашей стороны неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка – это опыт человечества. Мы должны беречь сказку так же, как бережем памятники старинного зодчества».

При работе со сказками надо тщательно проанализировать момент появления сказки на свет, выделить и в деталях осмыслить эпизоды. Такой анализ обострит внимание учащихся, будет способствовать развитию речи, наблюдательности, образного видения детей и поможет им понять, почему так, а не иначе сложились судьбы сказочных персонажей.

Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят вопрос о физическом здоровье молодежи. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности. В народных эпосах воспевался народный идеал физически закаленного, смелого и сильного героя.

Казалось бы, что на таком серьезном предмете, как математика нет места этнопедагогике, но оказалось, что включение таких элементов способствует укреплению познавательных интересов к самому предмету; углублению понимания изучаемого фактического материала, расширению кругозора, приобщению их к общей культуре. Ознакомление должно проводиться не только на внеклассных занятиях, но и на уроках.

Чтобы подойти с научной точки зрения к решению многих вопросов начального курса математики надо помнить об исторической связи. Если начать такую работу с первого класс, то постепенно включение элементов истории в урок станет для учащихся необходимой его частью.

Содержание, объем и стиль изложения должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Форма сообщения сведений может быть разной. Это и краткая беседа, и справка, и решение задачи, и экскурс в прошлое , показ фрагмента диафильма или видеофильма, разъяснение рисунка.

Источники по истории содержат богатый литературный материал, но его следует дидактически обработать, т.е. видоизменить так, чтобы элементы грамотно вписались в урок и в комплексе решали задачи, как образовательные, развивающие, так и воспитательные. Полностью запомнить материал детям трудно, но это не главное. Использование таких элементов не самоцель, а лишь средство, придающее уроку развивающий характер, помогающее вызвать активную умственную деятельность.

Дети,готовясь к уроку, стали чаще посещать библиотеку. Такие справки являются стимуло развития интереса к учебе, положительные эмоции, получнные на уроке, еще долгл владеют детьми после окончания занятия.

Список использованной литературы

1.                Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1999. №4.

2.                Жарикбаев К.Б., Калиев С.К. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост.— Алматы: Рауан, 2000.— С. 523