Музыка и жизнь / 6. Композиторы

Чеботарева Ю.В.

ФГБОУ ВПО «Государственная классическая академия имени Маймонида»,

г. Москва

Лирическая исповедь польского романтика Г. Венявского

 

Романтизм – широкое художественное направление, возникшее на рубеже XVIII-начала XIX века. Романтическое мировоззрение охарактеризовалось персонализацией, чувственностью, резким конфликтом между действительностью и мечтой. В творчестве романтиков отразилось противоречие сосуществования старого и нового, где с одной стороны – традиция культурной истории как вневременной полюс бытия, с другой – новый опыт истории и непосредственное переживание происходящего. Важнейшим принципом эстетики музыкального романтизма стала идея синтеза искусств. Роль музыканта теперь не ограничивалась одним значением, а выступала в качестве триединства: музыкант-поэт-драматург. Таким примером предстает перед нами один из крупнейших мелодистов XIX века польский скрипач и композитор Генрик Венявский (1835-1880). Внешне блестящему, но незначительному по содержанию искусству салонных виртуозов Венявский противопоставил волнующую жизненность глубоко национального исполнительского искусства, страстный романтический порыв и вдохновенный полет фантазии, сочетающийся с реалистической правдивостью, простотой и задушевностью. В руках Венявского скрипка передавала тончайшие психологические оттенки чувств. Не случайно его называли «Шопеном скрипки» [Ямпольский, 24].

Своим композиторским творчеством Генрик Венявский продолжил прогрессивные традиции скрипичного виртуозного искусства Н. Паганини, Г. Эрнста, А. Вьётана, создавая блестящие эффектные произведения. И в то же время в своих лучших сочинениях Венявский сказал новое слово и представил образцы национального скрипичного стиля, особенно ярко проявив свое мелодическое дарование. Композиторское творчество Венявского отражает в романтических образах подлинную, реальную жизнь, мир человеческих переживаний. Лирическое дарование польского композитора нашло максимальное выражение в наиболее поэтичном и оригинальном сочинении под названием «Легенда» (ор. 17).

Отметим, что в эпоху романтизма особой популярностью пользовались автобиографические пьесы. Интерес к эмоциям и переживаниям героя способствовал появлению музыкальных новелл, повествующих о романтических эпизодах из жизни музыкантов. Их отличала программность содержания и поэтическая приподнятость. Первыми пьесами такого направления в скрипичной музыке стали «Элегия» Г. Эрнста, «Баллада» А. Вьётана «Меланхолия» Фр. Прюма, оказавшие большое влияние на развитие жанра небольшой лирической пьесы.

История создания «Легенды» Венявского также носит автобиографический характер. В 1859 году во время гастролей в Лондоне, Венявский был представлен высшему английскому обществу, где он познакомился с прекрасной аристократкой Изабеллой Хэмптон. Однако, возникшие чувства молодого польского музыканта, не имеющего положения в обществе и финансовых средств, не смогли повлиять на благосклонность семьи Изабеллы. Под влиянием душевных переживаний Венявский и написал свой «документ сердца» [2, с.33]. Первое авторское исполнение «Легенды» на одном из лондонских концертных вечеров вызвало слезы у слушателей. Присутствовавший на концерте отец Изабеллы был столь растроган глубиной произведения, что вышел на сцену со словами: «Только великая любовь могла вдохновить Вас на такое великое произведение» [3, с. 30-31], дав согласие на брак дочери с польским музыкантом.

«Легенда» – программное произведение, написанное в простой трехчастной форме с четкой композиционной и драматургической логикой. Крайние разделы – Andante g-moll – контрастно оттеняются яркой серединой. Важное значение имеет мотив вступления, который буквально полностью пронизывает сочинение, это, в своем роде, лейтмотив судьбы. Вступление представляет собой восьмитактовое проведение, состоящее из двух предложений. Мелодию, похожую на рокотание волн, ведут фаготы шестнадцатыми в глухом низком регистре, поддерживаемые звучанием длинных нот у валторны. Оркестр затихает, и в полной тишине, возникает главная тема солирующей скрипки – печальная и одинокая, тема воспоминания. Постепенно спокойная мелодия становится все более взволнованной и изобилует контрастными динамическими всплесками crescendo и diminuendo, которые как-бы говорят о стремлении, о приближении к мечте, к ее реальности. Но вдруг возникает мотив вступления, возвращающий к печальной действительности. Здесь зарождается основной конфликт романтической драматургии, отражающий борьбу героя между действительностью и мечтой. Вновь звучит основная тема солирующей скрипки. Однако ее развитие в отличие от первого проведения проходит в несколько варьированном виде. Музыка насыщена драматизмом и патетикой. В заключительных тактах первого раздела особо проявляется мастерство Венявского как композитора с точки зрения музыкальной драматургии, когда он вводит фигурацию вступления в партию скрипки. Таким образом, на фоне мерной поступи оркестровых басов, звучащая тема вступления у скрипки гармонично подводит к контрастному среднему разделу.

Allegro Moderato – это момент просветления, минута страстной мечты, упоения счастьем. Звучащая в одноименном мажоре льющаяся мелодия солирующей скрипки, molto cantabile, весьма насыщена в фактурном отношении благодаря изобилию двойных нот. Партия оркестра носит характер плавного, «аккуратного» аккомпанемента. Однако, не весь средний раздел окрашен теплыми тонами. Постепенное расширение мелодии приводит к ее драматизации. Возникающие интонации стонов и смятения подводят к экспрессивному каденционному хроматическому ходу – удару, свидетельству разбитых мечтаний о счастье. Завершает средний раздел мелодия, отдаленно напоминающая главную тему. Здесь автор особенно подчеркивает характер данного фрагмента Moderato maestoso применением струны «соль» для усиления насыщенности звучания темы отчаяния. И вновь появляется тема вступления….В заключительной разделе полностью повторяется первое проведение экспозиционной части произведения. Завершается лирическая повесть фигурациями вступления с легкими вздохами пассажей в скрипичной партии и мерными ударами в оркестре.

Такова композиционная структура «Легенды». Здесь Венявский сумел достигнуть максимально органичного слияния своего творческого замысла и его воплощения. Очевидная программность произведения, выразительность образов, глубокая психологичность и правдивость, богатство фактуры и красота мелодии сделали «Легенду» одним из самых любимых произведений скрипичной литературы. Известный русский писатель А.И. Куприн (1870-1938), находясь под глубоким впечатлением от «Легенды», выразил услышанное в своем одноименном рассказе: «…Это был торжественный, сказочный мотив – то жалобно-прекрасный в верхних нотах, то звучавший мрачной скорбью в басах. И было в нем что-то средневековое, безнадежное, изысканно-слащавое, жестокое, длительное и страшное...» [1, с. 306].

Немногие скрипачи способны в равной степени сочетать исполнительское мастерство с композиторским талантом. И гораздо реже встречаются имена с самобытным творческим почерком, характеризующим композитора. В «Легенде» Венявского нашли отражение самые характерные для творчества польского композитора черты – искренность и простота в передаче человеческих чувств. Неслучайно, это произведение было исполнено 7 апреля 1880 года на торжественных похоронах Генрика Венявского в Варшаве.

Список использованной литературы.

1. Куприн, А.И. Собрание сочинений в 9 томах [Текст]. Том 4 / А.И. Куприн. М.: Худ. литература, 1971. 494 с.

2. Ямпольский, И. Генрик Венявский [Текст] / И. Ямпольский. – М.: Гос. муз. изд., 1955. – 40 с.

3. Starkel, R. «Legenda» / «Tygodnik Ilustrowany». – 1880. – № 227 / Григорьев, В.Ю. Генрик Венявский. – М.: Музыка, 1966. – 118 с.