Д.пед.н., профессор Лодкина Т.В.

заместитель директора по научно-методической работе ВБУ ДО ВМР «Дом детского творчества, Вологодская область, Россия

 

Бараева  Е. Н.

 педагог дополнительного образования 1 категории ВБУ ДО ВМР «Дом детского творчества»,  Вологодская область, Россия

 

 Игрушка как средство социального становления  личности

 

Для российской гуманистической  традиции, органически связанной с истоками отечественной культуры, характерно признание детской игровой автономии. Игрушка выступает как культурное орудие,  с помощью которой ребенок постигает огромный и сложный мир,  законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

По мнению П.Ф. Каптерева, «детям  в игрушках  дороги побуждения, толчки к собственному творчеству  и гибкий материал для выражения их замысла [1, 132]. Описывая свойства игрушек, он отмечал: «Игрушки должны содействовать проявлению деятельной стороны человеческого существа, творчества, самостоятельности, словом, быть предметом игры, а не развлечения. Игрушки именно должны быть хорошим, гибким материалом для детских игр и время от времени давать толчок для творческой фантазии дитяти. Поэтому хороши игрушки в виде простого материала – бумага, палочки, кубики, глина, воск, а куклы, посуда и пр. настолько удобны, насколько они не стесняют дитя в осуществлении его творческих замыслов, насколько они легко, по требованию глядя, могут превращаться во все, во что придется» [1, 132].

 Детерминация процесса саморазвития, а следовательно, соотношения социального и индивидуального  в человеке, несомненно, осуществляется по многим каналам, но центральную роль в ней, по мнению Т.В. Менг, играет механизм социализации личности в рамках социальной среды различного уровня [2, 206]. 

В учреждениях дополнительного образования детей создается развивающая среда, которая способствует социальному становлению личности, например, деятельность объединения  «Мягкая игрушка». Возрастной состав в образовательном процессе: дети от 7 до 13 лет.

          В основу  дополнительной образовательной программы художественной направленности положены следующие принципы: природособразность; системность, последовательность и доступность обучения; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при выборе организационных форм и содержания занятий; социальная ориентация обучения.

Программа рассчитана на 3 года обучения, с разной степенью развития способностей и подготовки, объединенных одним – желанием заниматься. Занятия проводятся 2 раза в неделю  с 1 и 2 годом обучения и 1 раз в неделю с 3 сроком обучения.

Следует отметить, что программа гибкая, тематический  план каждого нового учебного года может дополняться  и корректироваться в зависимости от интересов и запросов детей, уровня их знаний и подготовки, а также наличия необходимых материалов.  Программа имеет спиральную структуру, что позволяет постепенно расширять и углублять знания и навыки. Содержание каждого курса учитывает возрастные и социально-психологические особенности школьников, их интересы и потребности.  Создаются условия для удовлетворения познавательного интереса ребенка, проявления активности, гибкости и широты детской фантазии,  приобщения к духовно-нравственным ценностям, воспитания нравственных чувств заботы, ответственности, терпения. Детям обеспечена возможность для демонстрации своих достижений с участием в различных выставках, конкурсах Формы проведения занятий  с детьми разнообразны: беседы, музейные занятия, экскурсии, фольклорные праздники, встречи с мастерами народных промыслов, игры, конкурсы, выставки.

 Игрушка в руках педагога выступает как средство процесса творения: деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение, что имеет определенный воспитательный смысл. Участвуя в изготовлении игрушки, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам.     Мягкая игрушка сама по себе излучает добро, а если она сделана своими руками, то добрый эффект усиливается вдвойне. Особенно это заметно при изготовлении сказочных героев, животных, кукол.  Практика показала, что дети с одинаковым интересом шьют как маленькие, так и средних размеров игрушки, ярко оформленные.

Процесс творчества  начинается с обсуждения,  что бы хотелось детям сшить своими руками.  Перед началом практической работы стараемся прорисовать с детьми варианты оформления игрушки. Это очень помогает при определении характерных особенностей изготавливаемого персонажа. Образцы изделий служат как бы отправной точкой для создания игрушки. Для пробуждения творческих способностей детей вместе с ними дорабатываются стандартные лекала, при необходимости создаются новые.  В ходе обучения детям предлагается использовать тему игрушки при изготовлении различных сувениров,  предметов для дома (ковриков, подушек, кошельков, грелок), что помогает сделать домашний мир уютным и не похожим ни на какой другой. Чтобы дети четче представляли процесс изготовления игрушки,   образцы изделий делаются у них на глазах, показывая все этапы работы. Обязательно педагог советуется с ними при подборе цветового решения, при выделении характерных особенностей. При этом обучающиеся  становятся более инициативными, начинают мыслить творчески.  Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества.

К концу 3 года обучения дети должны знать полный процесс изготовления игрушки, историю народной игрушки,  приёмы оформления  и изготовления игрушки в соответствии с её назначением и уметь создавать образ, подбирать  основной и отделочный материал, фурнитуру, оформлять игрушку. Например, изготовление куклы как основной игрушки, дающей возможность ребенку играть с ней в игры на самые разнообразные сюжеты.

Вначале  дети знакомятся  с народной куклой, особенностями одежды национального костюма,  историей куклы, типами и видами кукол: тряпичная, безсуставная, кукла-оберег, домовята. Далее начинается процесс их изготовления, раскрой куклы по шаблону, сборка деталей куклы, приёмы изготовления лица, волос, последовательность и приёмы  изготовления костюма, одежды.

На занятиях используются групповые и индивидуальные формы обучения. Групповая форма работы создает условия для неформального общения, дружеской атмосферы.

С одаренными детьми проводятся индивидуальные занятия. Выдаются задания повышенной сложности. Обязательно прорисовывается изделие, начиная с общего вида, кончая деталировкой. Обращается внимание на то, чтобы дети самостоятельно решали возникшие в процессе работы проблемы.

Таким образом, игрушка выступает как средство приобщения детей  к народным традициям, которые сохраняют традиционный механизм социализации подрастающего поколения  и систему  утвердившихся ценностей, благодаря чему у них формируется субъективно-значимый опыт.

Педагогически правильно организованная работа педагога и детей отвечает интересам развивающейся личности, влияет и на их дальнейшее развитие, способствует творческому обогащению интересов  в образовательном детском объединении. 

             Литература:

1.       Каптерев   П.Ф. О детских играх и развлечениях.  Избр. пед. соч. / Под ред. А.М. Арсеньева.- М., 1982.- С.109 -147.

2. Менг Т. В. Создание образовательной среды как стратегическая цель современного школьного образования / Герценовские чтения – 2006. Ч.2: Диалог о воспитании (концепции, взгляды, размышления, опыт) / Под ред. З.И.Васильевой. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – С. 206 – 217.

3.  Павлова   Н. Мягкая игрушка. - М.: ИД «Владис», ИД «Рипол.Классик»,   2007.