Габибов Ислам

2 группа ДБО Науч.рук

 проф.Исмаилов М.А.

Кубачи в историко-правовом процессе Дагестана

Кубачи - одно из интереснейших селений в Дагестане, известное ныне не только в России, но и во всем мире работами своих мастеров-ювелиров. В XIX — начале XX века Кубачи прославились художественной отделкой оружия и изготовлением ювелирных изделий.                                          Кубачи - одно из интереснейших селений в Дагестане, известное ныне не только в России, но и во всем мире работами своих мастеров-ювелиров. В XIX — начале XX века Кубачи прославились художественной отделкой оружия и изготовлением ювелирных изделий. Внимание ученых привлекала и другая сторона жизни кубачинцев — большое количество памятников прикладного искусства стран Ближнего Востока и каменных рельефов как вывезенных, так и находящихся по сей день в Кубачи.                            Отметим , что арабские источники IX—X веков упоминают страну Зерихгеран (то есть изготовителей кольчуг; в более поздние времена это персидское слово было заменено тюркским эквивалентом Кубачи и закрепилось в источниках). Исследователи считают, что термин Зерихгеран не относился к какому-то определенному селению. В этом районе были распространены ислам, христианство и иудаизм. 
Главное и самое знаменитое ремесло Кубачей — производство художественных изделий из металла. Это — оружие, военные доспехи, конская сбруя, всевозможные женские серебряные украшения, предметы домашнего обихода: бронзовые и медные луженые котлы, кувшины, блюда. На древнейшем этапе, как мы предполагаем, кубачинцы делали все, что необходимо было воинам тех веков, — кольчуги, шлемы, копья, мечи, кинжалы, удила, стремена. Позже они все более разнообразили свои изделия и дошли до кремневых пистолетов и ружей.                                                   Расцвет кузнечно-литейного производства, мастерства золотых и серебряных дел, резьбы по камню в ауле Кубачи насчитывает столетия. Выделка кольчуг, панцирей, копий, мечей и другого оружия связана с еще более глубокой древностью.                                                                                    Выплавку металла древние кубачинцы-зерихгерани производили из местной руды, которую находили недалеко от своего селения, около аула Чумли, в ущельях, носящих название Хъябкъойла катала. Здесь у скал были выстроены из местных твердых камней самодельные печи. Руда расплавлялась в печах, в которые воздух поступал через специальные отверстия в нижней части стенок, выходя затем через высокие вытяжные трубы. Топка производилась дровами и древесным углем, которые заготовлялись в этом же районе. Железо из расплавленной руды оседало на дне печей и затем извлекалось оттуда. Следы плавки в местности Хъябкъойла катала в виде остатков шлаков и примесей к железной руде встречаются до сих пор. Обожженные огнем коричневатые скалы тоже свидетельствуют о том, что здесь длительное время производился обжиг руды. Эту работу делали группы плавильщиков, а затем металл привозился в Угбуг-Кубачи, где его окончательно обрабатывали
1372711527.jpg

Древние кубачинские кузнецы умели не только выделить из руды железо, но и приготовить из него различные сорта стали, использовавшейся для производства оружия и орудий труда. При ковке металла они производили различные операции: рубку, вытягивание, пробивание отверстий, скручивание, штамповку. Они располагали различными самодельными инструментами: щипцами, молотками, зубилами, пробойниками. Для точки острых инструментов применялись ручные точила из местного твердого камня, мелко- и крупнозернистого песчаника. В двух километрах к востоку от аула Кубачи, в местности, называемой Къубассанила, расположена высокая гора Кайдашла муда. За ней среди каменных склонов, окруженная небольшим лесом и кустарником, находится пещера Мячубадила, доступ в которую возможен по узким крутым тропинкам. Отсюда открывается панорама нынешнего аула Кубачи. По давней традиции молодежь организует сюда шествия по четвергам. Юноши и девушки танцуют здесь и обязательно посещают пещеру. Эти места кубачинцы связывают с работой древних кольчуж-ников, и действительно здесь сохранились следы секретного в те времена кольчужного производства. Имеются громадные каменные плиты, в которых вырублены выемки для размещения на определенных расстояниях волочильных досок (сабилтлуме), а также квадратные гнезда для укрепления наковален (гуцне), на которых обрабатывались железные детали. На стальных волочильных досках с дырочками вытягивали проволоку до нужной толщины. По рассказам стариков в этой мастерской в древние времена работали кровники, изгнанные из аула за пролитие крови и не имевшие не только права жить в ауле, но и переходить установленную границу под страхом смерти в соответствии с законом Зерихгеранского царства. Объединенные между собой, эти люди работали в указанном месте, где находились также их дома и жили их земли1372711571.jpg

Мячубадила — одно из главных мест и, видимо, первая кузница, где было положено начало оружейному делу кубачинцев. Место было выбрано недоступное для набегов. Отсюда лучше, чем с Къунахъла калъа (верхней башни аула), видны подступы к центру селенья. Здесь имелись большие каменные плиты, удобные для помещения горнов. Здесь же для нагревания и плавки железа можно было заготовлять древесный уголь в расположенном рядом лесу.                                                                                                        Но прежде всего они старались сами найти способы ускорения технических процессов и труда мастера, что привело их к ряду изобретений. Можно привести следующие примеры. Раньше кольчужники после сборки колечек заваривали оба конца каждого колечка горячим способом, соединяя их таким образом в узлы. Это требовало огромного труда. Поэтому позже придумали другой способ: концы приготовленных для кольчуги колечек приспособили для штамповки, делая на одном конце отверстие, а на другом выступ, точно соответствовавший этому отверстию и в него входивший; концы соединенных между собой колец таким образом соединяли, не запаивая, а зажимая специальными щипцами. Это дало возможность втрое ускорить изготовление кольчуг. Плотность соединения при этом не уступала плотности, достигнутой путем сварки. 

Готовые кольчуги варились в специальном котле (г ашак), в масле, придававшем им черный цвет и предохранявшем их от ржавчины. По твердости сплава, по устойчивости против ударов мечей, сабель и кинжалов кубачинские кольчуги, по словам предков, превосходили все другие, поэтому на них был очень большой спрос, как и на прочие виды снаряжения, изготовлявшиеся кубачинскими оружейниками, которые делали полные доспехи, состоявшие из панцирей, налокотников, шлемов и прочих деталей, украшенных своеобразным узором. 
В дальнейшем художественные изделия стали производиться в самом ауле непосредственно в домах мастеров, продававших свою продукцию не только в ближайших районах, но по всему Кавказу, а затем и в других странах. На балконе каждого дома имелся уголок, где мастер работал летом. Над всем аулом стоял стук молоточков по металлу. Когда темнело, пользовались масляными светильниками, которые кубачинцы сами отливали из бронзы. Такой светильник называется по-кубачински чагъ. На память о прошлом они и сейчас хранятся у каждой хозяйки. 
Со времени возникновения огнестрельного оружия кубачинцы, продолжая выделку кольчуг, перешли также к его изготовлению и постепенному совершенствованию. Из рассказов стариков известно, что первоначально делались кремневые ружья с короткими стволами, но они оказались близкобойными. Тогда был удлинен ствол. Затем гладкие стволы были заменены стволами, имевшими внутри продольную винтообразную нарезку. В результате таких усовершенствований создались кубачинские кремневые ружья, получившие широкораспространенное, хотя и не местное название мажар. Они прославились дальнобойностью и безотказностью боя, заслужив широчайшую известность, как и кольчуги. 
Сохранилась легенда о том, как в одной из персидских войн с царством Зерихгерана войска Надир-шаха расположились к югу от аула на расстоянии одного километра, за горой Цицила, откуда, как на ладони, было видно все укрепленное селение. Из-за непогоды персы не могли двинуться с места в течение сорока дней и, хотя стреляли по аулу, пули их не достигали селения. Между тем кубачинцы, пользуясь туманом и дождем, приближались к персидскому лагерю и обстреливали его, причем, по рассказам, их пули даже перелетали через дальние границы лагеря. В результате Надир-шах потерял столько воинов, что ему пришлось уйти, потерпев неудачу. Когда шах вернулся на родину и его спросили, что он и его войско нашли в царстве зерихгера-ни, он ответил: „Слепоту днем и ад ночью". Под слепотой он подразумевал непрерывный туман, который порой длится здесь месяцами, а под адом — сорокадневные страданья от непогоды и бесконечной стрельбы кубачинцев из дальнобойных ружей, заставивших персов удалиться ни с чем.           Кремневые ружья-мажары изготовлялись следующим образом. Выплавленное из собственной руды железо на горнах при помощи ручных мехов перековывалось в длинные стержни, которые расплющивались в полосы, похожие на ленты. Затем делались из тонкого железа пустотелые трубы по длине ствола, больше одного метра. На эту основу пружинообразно, как можно плотнее, наматывали заранее приготовленную металлическую ленту и путем нагрева до белого каления приваривали ее к трубе. После сварки трубу оковывали на специальном стальном стержне, выравнивая желобки, образованные припаянной лентой, и потом самодельными напильниками отпиливали ее концы. Получался ствол, которому по желанию мастера или заказчика придавали круглую или граненую форму. Сделанные таким образом стволы не разрывались во время стрельбы и устойчиво выдерживали все испытания. 
Для внутренних продольных нарезов ствола использовали особые шестигранные детали разной толщины, приготовленные из твердой стали. Ударами молотков при помощи специального тоже стального стержня их поочередно загоняли в ствол. По словам стариков, хороший мастер мог сделать в день один ствол, произведя все указанные операции. 

1372711602.jpg

Замки для кремневого мажара делали другие ремесленники, называвшиеся чах малла устне (мастера-замочники). После окончания всех кузнечных операций оформление ружья передавалось сборщикам, по-кубачински чигигволуцванге. В их обязанности входило изготовление прикладов из твердой породы дерева, например, из ореха, дуба, бука и т.п. Они же, когда ружье было готово, производили проверку боя. Имеется легенда о том, как один кубачинец, поспорив с односельчанами, со своей крыши убил ворона, сидевшего на спине ишака, на расстоянии километра от аула, не причинив вреда ишаку.                                                                    После испытания ружья художественно отделывались. Железные чисти, например ствол и замки, обязательно покрывались золотой и серебряной насечкой с тончайшими традиционными кубачинскими узорами. 
Отдельные детали - дульные кольца и детали прикладов - делали из настоящего серебра с гравированным и черненым орнаментом, иногда с позолотой чеканного орнаментального фона, в соответствии с желанием заказчика. Таким образом, производство кремневых ружей было коллективным процессом, основанным на разделении труда. 
Кремни, которые вставлялись в замки ружей и пистолетов, доставлялись из лакского района. Там, недалеко от аула Кубачи, в ущелье Цаликьяла, залегают сплошные кремневые пласты.                                                     Кубачинские мастера в основном изготовляли оружие парадного назначения. Еще в древние времена это оружие с инкрустацией золотом по вороненому железу, а также с костяной отделкой, инкрустированной золотом, было известно далеко за пределами России.                                В XIX веке, со времени русско-кавказских войн, стало модно ношение кавказского оружия в русской армии. Особенно ценились именно кубачинские драгоценные кинжалы и сабли. Офицеры щеголяли ими друг перед другом, гордились ими, коллекционировали. С Кавказа они увозились в глубь России, в помещичьи усадьбы, где развешанные поверх восточных ковров, становились излюбленным украшением кабинетов. Так вошли они в русскую жизнь и в русский быт. Великолепнейшие предметы вооружения были собственностью русских царей. Александр III заказал кубачинцам набор холодного оружия, чтобы подарить его английской королеве Виктории. Этот набор и до сих пор составляет гордость музея Виктории и Альберта в Лондоне.                                                                                         Так все шире и шире распространялись предметы кубачинского художественного ремесла не только по странам Востока, но и Запада. 
В 1905—1914 годах почти все кубачинцы включились в производство военного снаряжения для драгунских кавалерийских частей царской армии. Поэтому этот период даже называется драгунталла вохт (драгунское время). Штыки, кинжалы, пояса, газыри были предназначены для этих полков, размещенных на Кавказе и носивших кавказскую форму. Для генералов и офицеров делались шашки, сплошь покрытые серебром с чеканкой и глубокой гравировкой, а для солдат ножны были комбинированные — серебряные части украшали обтягивающую ножны штампованную овечью кожу. 
Издавна кубачинцы делали не только оружие, но и разнообразные бытовые и ювелирные изделия, для которых применялись те же виды техники, что и для оружия: литье, кузнечные работы, чеканка, дражировка, монтировка по серебру и другим металлам, гравировка с чернью, насечка золотом по серебру и вороненому железу, инкрустация золотом и серебром по слоновой кости. Все эти товары, наряду с оружием, имели очень широкое распространение прежде всего на Кавказе. Торговля ими шла и в самом Дагестане, и с Грузией, с Азербайджаном через проходы к Каспийскому морю, через Дербент, а также через снеговые перевалы Кавказского хребта. Грузинские и азербайджанские купцы увозили часть купленного товара в Иран и Турцию, извлекая из этого прибыль, часть же успешно расходилась на месте. В большом количестве кубачинские кольчуги уходили в Хевсуретию, где существовал обычай в случае убийства расплачиваться за кровь из расчета тринадцать кубачинских кольчуг, от двух до трех бронзовых котлов, которые делали также кубачинские мастера, и сверх этого несколько овец и одна корова. Были на Кавказе и другие обычаи, например, когда ребенок много плакал, под его колыбель клали кусок железа, а если он болел — кусок кольчуги, кинжал или острый нож. Эти предметы считались священными. Все это способствовало сбыту кубачинских изделий среди кавказских народностей. 

 

Харбук

Харбук – крупнейший центр ремесленного производства в Дагестане. История с. Харбук обширна, его материальная и духовная культура очень богата. Селение расположено во внутреннем горном Дагестане. Самой вы­сокой вершиной, соприкасающейся с его территорией, является горный хребет Лес. На юге географической границей является Хула хIеркI (приток реки Уллучай).                                                                                                    По преданию, сто лучших кузнецов Греции сопровождали Александра Македонского во время его походов. Они из­готавливали для войск полководца подковы, оружие и другие снаряжения. По­сле смерти Александра Македонского мастера из Греции попали в г. Дербент, позже они переселились в поисках нового места жительства в Карбачи-дирка, недалеко от с. Муги Акушинского района.                                                                       Лишь во время нашествия Тимура харбукцам пришлось оставить свое се­ло и переселиться на новое место жительства.                                      Ныне Харбук по сравнению с другими селами Дахадаевского района яв­ляется одним из самых труднодоступных даргинских сел. Поэтому, согласно преданию, за всю историю своего существования его так и не удалось захватить ни одному завоевателю.                                                       Сохранилось предание о жестокой расправе персов, подошедших к сс. Кубачи и Харбук. Прежде чем уйти, шахское войско воевало с Харбуком три месяца. Оборонительные башни харбукцы обмазывали кровью животных, чтобы стены казались издалека сделанными из железа.
По ночам дети, старики и женщины тайно уходили в лес, а к утру с шумом, с флагами, жердями, клубами пыли возвращались к себе, и со стороны выглядели, как ежедневно подходящие подкрепления из соседних земель. Все-таки персы напали на село, но потерпели поражение и, бросив оружие, отступили, при этом потеряв немало лошадей, многие из нападавших оказались плененными. И после того сражения нашествия врагов на территорию Дагестана прекратились. Никому не удавалось покорить горцев Дагестана.                                                                                                                 И все же враги шли на всякие хитрости, чтобы захватить село. Однажды, когда мужчины ушли на пятничную молитву в мечеть, на башнях остались одни женщины, враги, зная это, обошли селение с южной стороны и решили проникнуть в село через нижний квартал. Молодая девушка Хадижат первая заметила врагов. Быстро надев доспехи брата и схва­тив оружие, побежала навстречу врагам. На узкой тропинке она их встретила лицом к лицу и преградила им путь. На помощь ей поспешил юноша Гамадар. Но силы были неравные, Гамадара убили, а Хадижат, чтобы не попасть в руки врагов, прыгнула в ущелье. Местность, где произошло это событие, называется «Чарбаркь» («Возврат»). Могила девушки стала зияратом, а вода у родничка около могилы считается лечебной. По преданию, харбукцы захватили здесь много пленных, коней, оружие и две пушки. В жестокой схватке они вынудили врагов бежать. Поэтому с тех пор это место названо «Возвратом».                                                                                                    Для харбукцев, как и для всех советских людей, Великая Отечественная война была суровым ис­пытанием. За годы войны 200 харбукцев сражались на разных фронтах, из них 123 человека полегли на поле брани, а могилы 99-и погибших за Родину харбукцев до сих пор не найдены.                                                                                                               На фронтах войны особо отличились Ибрагимов Магомедрасул – кава­лер двух орденов Славы, награжден четырьмя боевыми медалями, Шаиев Магомедали – летчик-штурмовик, награжден орденом Красной Звезды, Магомедов Гаджимурад, награжден орденом Славы III степени, Гасанов Магомедгаджи, награжден медалью «За отвагу», удостоен 7 пра­вительственных наград и многие другие харбукцы. В самые тяжелые годы войны более 50 женщин из Харбука приняли активное участие в сооружении оборонительных рубежей.                                                                      Ремесло и занятия харбукцев
Харбукцы, как и кубачинцы, уже в период средневековья являлись мастерами металлообработки высочайшего класса, при этом их поселения были крупными центрами ремесленного производства.
Харбукские мастера всегда удовлетворяли потребности горцев в металли­ческих изделиях. Особое развитие получило оружейное дело. Амузги и Харбук с древней­ших времен занимали ведущее место в производстве холодного оружия. Но главным центром производства огнестрельного оружия в Дагестане являлся Харбук.                                                            По преданию, харбукцы принимали участие в движении Шамиля. Шамиль сам прибыл в Харбук для ознакомления с производством оружия и добычей железа. Он заказал харбукцам изготовить много подков, гвоз­дей, пистолетов, ружей, кинжалов, которые не уступали бы заводским, пишет Маргграф О.В. В 1923 году в селе было образовано объединенное товарищество металли­стов, кустарей-ремесленников. Вскоре оно стало промартелью, потом переиме­новано в Харбукский комбинат художественных изделий, выпускавший более 35 видов изде­лий.
Харбукцы внесли большой вклад в культуру села, района, а также респуб­лики: ученые, врачи, спортсмены, певцы, художники, поэты достойно носят звания заслуженных работников культуры РД и России.
Более 20-и человек стали докторами и кандидатами наук разных специальностей, среди которых Раджабова Залпа Камаловна – первая женщина из Харбука и Дагестана, ставшая доктором экономических наук, доцент кафедры мировой экономики.                                               Абдулманапова Аминат Абдулманаповна – первая из Харбука и даргинских женщин Дагестана народный поэт РД, член Союза писателей и журналистов России, лауреат международной премии «Филантроп» и многих других премий, а также премии им. Р.Гамзатова, автор более 40 книг, изданных в Москве и Махачкале, автор более 350 песен, а также неоднократный победитель конкурса «Песня года», где выступают знаменитые артисты Дагестана.                                                               Докторами наук стали Рабаданов Р.А., Раджабов О.Р., Яхъяев М.Я. – доктор филос. наук, декан филфака, завкафедрой философии; Гасанов К.А. – проректор ДГТУ; Рабаданов Г.А. – доктор хим. наук ДГУ; Алиомаров Л.М. – канд. пед. наук; Абдулмеджидов А.Ю. – доктор мед. наук; Юсупов Х.А. – ученый, член Союза писателей и журналистов России; Магомедрасулов А.А. – судья высшей категории.                                                                                  Более 25 харбукцев имеют специальное образование, связанное с изобразительным искусством. Это Юсупов Х.Ю. – ведущий художник РД и России; Тимур Кагиров, чьи выставки проходили почти во всех городах России; Альбина Абдулаева – художник-модельер, член Союза художников и журналистов РФ, обладатель гранта Президента РД, участница многих российских и республиканских выставок и дипломант, в Санкт-Петербурге в конкурсе на приз «Пушкинское перо» она стала победителем показа моделей, сделанных собственноручно; Курбанадамов А.К. – участник и дипломант многих выставок.                                                                                              Небольшое село Харбук дало родине таких работников культуры, как Осман Османов – главный режиссер даргинской редакции радиовещания РД, Пирдауз Камалова – профессиональная артистка, заслуженный работник культуры РД, обладатель многих дипломов на конкурсах «Песня года» и других.                                                                                                                Среди харбукцев немало спортсменов, внесших значительный вклад в развитие спорта в РД и награжденных орденами и медалями.                    Проживая в городах и районах Дагестана, харбукцы не забывают о родном селе, соблюдают свои традиции и обычаи, бережно к ним относятся. Они понимают, что, сохраняя сегодня народные промыслы, традиции села, мы тем самым сберегаем культурное достояние нации и обеспечиваем его передачу будущим поколениям.
 0ef95987526970d668cbb7995fe36b10_L

 

Сулевкент

В Дагестане с древнейших времен широкое распространение среди домашней утвари горцев имели гончарные изделия. Один из основных центров керамического производства находился в ауле Сулевкент Дахадаевского района. Сулевкент расположен среди величавых, суровых гор, подобно орлиному гнезду, прилипшему к большой неприступной скале. Он находится между селениями Кубачи и Шири – в труднодоступном живописном ущелье.    Ранние образцы сулевкентской керамики, найденные в старых разрушенных селениях Дагестана, свидетельствуют о том, что создавали их сулевкентцы в VIII–IX вв. Различные старинные сосуды сулевкентцев – водоносный кувшин, сосуды для молока, тарелки – имеются в музеях истории Дагестана, Грузии, Азербайджана, традиционных «домашних музеях» даргинцев. Сулевкентские сосуды используются для хранения сыпучих пищевых продуктов и передаются по наследству.                                     Ранние изделия керамики (посуду) они создавали в грубой лепной форме с простыми налепными и нарезными украшениями в виде прямых и волнистых линий, штрихов и точек. Потом стали появляться скульптурные предметы, рисунки домашних животных. В одном из музеев Грузии имеется кувшин с портретом мужчины с усами. Уже в XIIв. на керамической посуде сулевкентцев появляются разные росписи, выполненные темно-красной глиной, взамен разнообразным узорным изображениям, а также силуэты птиц, оленей, баранов и др      Сулевкент издавна славился своим гончарным производством, имеющим очень древние и развитые традиции, восходящие, по крайней мере, к эпохе раннего средневековья.                                                   В хозяйственно-экономическом отношении сулевкентцы были тесно связаны с кубачинцами. Известный этнограф-кавказовед Е.М.Шиллинг верно отмечал, что сулевкентцы «по быту были очень близки к кубачинцам», что «экономика Сулевкента также напоминала Кубачи: для гончаров промысел издавна играл значительную хозяйственную роль».    Еще с эпохи раннего средневековья (с X в.) в Сулевкенте производилась хозяйственно-бытовая посуда с резным и расписным узором. Впоследствии изготовлялись разнообразные сосуды — миски, чашки, маслобойки, кувшины, хумы, вплоть до светильников (чираг) и детских свистулек, отделанные ангобной (красно-розового цвета) росписью, налепным рельефным орнаментом или покрытые глухой свинцово-оловянной поливой. В декоративном убранстве керамики значительное место занимали зооморфные мотивы — изображения птиц, оленей, баранов и т.д. В XVII — XVIII вв. гончарное производство сел.Сулевкент достигает значительной степени развития.                      Сулевкентские гончары снабжали своей продукцией не только близлежащие населенные пункты — селения Кубачи, Амузги, Ицари, Харбук, Уркарах, Калакорейш, Дибгалик, но и более отдаленные населенные пункты Дагестана. С XIX в. сулевкентские гончары-отходники работали в ряде селений и городов Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и других регионов Северного Кавказа.    В исторической литературе сел.Сулевкент впервые упоминается в 1796 г. В этом селении выявлен памятник мусульманской эпиграфики, относящейся к XVIII в. — на одной из надгробных плит, исследованных Л.И.Лавровым, рельефным почерком насх, кроме текстов религиозного содержания, написано: «обладатель этого Лаказ б.Сулейман. 666 год хиджры»2 (1267/68 гг.). А надмогильные памятники XIV–XV вв. представлены уже в значительном количестве. Данные эти позволяют полагать, что исламизация селений Кубачи и Сулевкент происходила одновременно, а также придают уверенности в том, что Сулевкент существовал еще до эпохи раннего средневековья      Удивительна судьба сулевкентцев. Им приходилось не один раз переселяться со своего места жительства.                                                                                      В 1944 году жителей Сулевкента отправили в Шурагатский район Чеченско-Ингушской Республики. После возвращения чеченцев они переехали в Хасавюртовский район. То, что родное селение на долгие годы осталось без присмотра, сильно отразилось на сохранении села, быте, традициях, культуре, на производстве керамики. Ныне в Сулевкенте почти никто не проживает.                                                                            Изменился вид, характер деятельности сулевкентцев. Некоторые стали заниматься другой работой, приобретают другие специальности, хотя многие еще сохраняют традиционную работу в сел. Сулевкент Хасавюртовского района. В отличие от балхарской керамики сулевкентские кувшины и другие сосуды сохраняют старинное декоративное изящество и монументальность, мотивы, краски, да и форма сосудов не утратила прежней привлекательности. Это выражение любви к старине, малой родине, своим древним традициям, мастерству. Видимо, этим объясняется потребность людей в гончарных изделиях.     В 1944 году сулевкентцы решением правительства были переселены в с. Майртуп Курчолойского района. А после 1957 года уже переселены в Хасавюртовский район, где и основали село. Уже целое поколение выросло на этой земле. До сих пор старожилы свое старое село называют Сулевчи, расположенное в Дагъиста                                                            Старый Сулевкент (тогда Сулечи) находится в Дахадаевском районе, образовался из шести отдельных хозяйств, спустившихся из Кубачи для постройки мельницы на реке Улучай. Отсюда село и ведет свою историю. Филологически сулевкентцы относятся к кубачинскому диалекту даргинского языка.