Фаворитов В.Н., Голец В.А., Снигарь Д.П.

Запорожский национальный университет

Анализ морфо-функциональных показателей спринтеров

 

Современный уровень спортивных достижений, насущные задачи спорта (выбор специализации, индивидуализация обучения различным сторонам мастерства, управление тренировочным процессом, отбор в сборные команды, прогнозирование спортивных результатов и другие) диктуют необходимость изучения и оценки возможностей всех систем организма спортсмена в их взаимосвязи, а также индивидуальных особенностей и их влияния на спортивные достижения [1, 2].

В соответствии с этим среди множества показателей индивидуальных особенностей организма спортсменов большой интерес представляют антропоморфологические признаки. Они влияют на проявление силы, скорости, выносливости, гибкости, адаптацию к различным условиям внешней среды, работоспособность, восстановление и спортивные достижения. Изучение морфологических показателей у спортсменов в связи со спортивной специализацией позволяет установить характерные черты строения тела, которые могут способствовать достижению высоких спортивных результатов, а также могут быть критерием в отборе для занятий спортом [3, 4].

В связи с этим целью данной работы было изучение морфо-функциональных особенностей легкоатлетов и их связь со спортивным результатом.

Объектом нашего исследования были спортсмены, специализирующиеся в беге на короткие дистанции. Возраст обследуемых составлял 18-20 лет. Все юноши имели спортивную квалификацию на уровне I и II взрослого разряда, КМС-МС, стаж занятий данным видом спорта не менее 3 лет.

В основу характеристики строения тела спортсменов были положены такие антропометрические признаки (длина тела, вес, весо-ростовой индекс; обхваты: груди, таза, бедра, голени; жизненная емкость легких - ЖЕЛ). Все измерения проводились по общепринятой методике.

Полученные данные свидетельствуют, что спортсмены спринтеры высшей квалификации имеют большую мышечную массу нижних конечностей, чем средней квалификации. Так окружность бедра (соответственно на 10,38% и на 2,39%), а также окружность голени у спринтеров высшей квалификации была достоверно больше, чем в первой и второй (соответственно на 8,56% и на 5,12%) группах спортсменов, при (Р<0,05).

Также у спортсменов трех групп определяли с помощью компьютерной программы «ШВСМ» уровень общей физической работоспособности и аэробной производительности, показатели системы энергообеспечения мышечной деятельности, а также общий уровень функциональной подготовленности [4].

Анализа полученных данных свидетельствует, что значения максимального потребления кислорода для спринтеров высшей квалификации были характерны достоверно более высокие, чем в первой и второй группах спортсменов (на 40,04% и 9,45% соответственно) и наблюдалась тенденция к более высокому уровню физической работоспособности (35,91% и 8,57% соответственно).

Достаточно выраженными оказались отличия для спринтеров высшей квалификации от первой и второй групп спортсменов - величины алактатной (соответственно на 33,40% и на 6,75%), и лактатной емкости (соответственно на 34,55% и на 7,34%) были выше.

Еще более явными оказались различия для спринтеров высшей квалификации от первой и второй групп спортсменов по уровню функциональной подготовленности (соответственно на 50,31% и на 35,74% выше).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что в группе легкоатлетов-спринтеров спортивный результат имеет положительные связи с охватними и широтными показателями обхвата бедра, груди, таза, бедра, голени, весо-ростовым индексом.

Как показали проведенные исследования, из семи антропометрических факторов - обхват бедра, груди, таза, голени, ЖЕЛ, рост, вес, весо-ростовой индекс - только последний наиболее коррелирует со спортивным результатом.

Особенности физиологических механизмов адаптации к физическим нагрузкам максимальной интенсивности у спринтеров выразилась в наличии тесных взаимосвязей между скоростью бега и алактатной и лактатной мощностью и емкостью, максимальным потреблением кислорода. Это связано с тем, что тренировочный процесс у спринтеров направлен на совершенствование креатин-фосфатного и гликолитических анаэробных механизмов энергообеспечения. Мышцы спринтера должны быть адаптированы главным образом к работе в анаэробных условиях. При этом интенсивность восстановления АТФ играет решающую роль для поддержания скорости на протяжении всей дистанции.

 

Литература:

1.       Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Академия, 2003. – 480 с.

2.       БобковаЕ.Н. Взаимосвязь уровня общей и специальной физической подготовленности у девушек-спринтеров 15-18 лет// Оптимизация образовательного процесса и спортивной подготовки в училищах олимпийского резерва/матер.I начно-практич. конференции /под ред. А.Н. Хорунжего, Н.Н. Диваковой, А.В. Шукаевой, М.П. Борисенкова./Е.Н. Бобкова, М.И. Черепанова.- Смоленск, 2007. - С. 116-119.

3.       Алёшин, В.М. Спортивная картография / В.М. Алёшин, В.А. Пызгарев. -Воронеж: ВГУ, 2007. - 126 с.

4.       Прогнозирование двигательных особенностей и основы ранней ориентации в спорте / В.А. Быков и др. – М.: Олимпия Пресс, 2007. – 155 с.

5.       Шаповалова В.А., Маликов Н.В., Сватьєв A.B. Компьютерная программа комплексной оценки функционального состояния и функциональной подготовленности организма - «ШВСМ». - Запорожье, 2003. - 75 с.