Наурызбаева Л.В.

 

Казахская головная архитектурно-строительная академия, Казахстан

 

Роль науки и научное изучение Казахстана в дореволюционный период

 

          Возникшие на территории Казахстана научные и культурно-просветительные учреждения до революции сыграли прогрессивную роль в развитии научных знаний.

          С принятием казахами российского подданства изучение края прочно вошло в круг деятельности центральных государственных структур и различных отрядов исследователей.           Важно отметить, что сбор научных материалов в эту эпоху  диктовался  в значительной степени практическими  потребностями царской администрации, но  в целом научные учреждения функционировали за счет государственных ассигнований, а также благодаря стараниям энтузиастов науки.

          Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII в., связаны с именем М.В. Ломоносова. Он был инициатором организации экспедиционных исследований территории края и создания его географических карт, способствовал проведению научных поисков по истории, лингвистике, экономике и этнографии казахов.

          В 1769 г. одну из первых экспедиций возглавил П.С. Паллас. Маршрут ее проходил через Симбирск, Оренбург, Илецк, Орск, Яицкий городок, Гурьев, Оренбург, Уфу. Результатом экспедиции стал труд П.С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях (Спб. 1773). В 1769-1772 г. И.Рычков провел в составе войск работу по сбору сведений на территории Кара Тургая, Тургая, Тирсаккана, Ишима, крепостей Усть-Уйская, Крутоярская, Троицкая. Позднее вышел его труд «Дневные записки путешествия капитана Н.Рычкова в киргиз-кайсацкие степи в 1771 г.» (1772). [1]

          Аналогичная работа проводилась и в последующие годы. Были собраны сведения по самому широкому кругу проблем, связанных с принятием казахами русского подданства, торговлей, развитием производственных сил края, скотоводства и земледелия, социальной структурой казахского общества и его политическим устройством.

          Крупным итогом изучения Казахстана русскими учеными явился выход в свет книги А.И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» в трех частях (1832) [2]. Казахская проблематика занимала значительное место в работах В.В. Вельяминова-Зернова, И.В. Мушкетова, В.В. Радлова, П.П. Семенова-Тян-Шанского и многих др.

          Разностороннюю деятельность по изучению Казахстана развернули научные общества. В 1867 г. было открыто Оренбургское отделение Русского географического сообщества, где сотрудничали А.Алекторов, И.Алтынсарин, А.Добромыслов, И.Крафт и др. Отделение занималось изучением географии, истории, этнографии, естествознания и статистики края, издавало «Записки» и «Известия». При нем работала библиотека, постоянно пополнявшаяся за счет обмена изданиями из других городов и государств.

          Во второй половине XIX в. изучением Туркестанского края активно занимались Общество сельского хозяйства, кружок любителей археологии и истории Востока, Общество любителей естествознания, антропологии и востоковедения, а также образовавшийся в 1896 г. Туркестанский отдел РГО. В 1877 г. было основано Западно-Сибирское отделение РГО, позднее – его Семипалатинский подотдел, с которым сотрудничал А.Кунанбаев.

          В научном изучении Казахстана до революции большую роль сыграли созданные здесь научные  учреждения. В 1902 г. состоялось открытие Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского РГО. Основная научная работа в деятельности отдела была направлена на краеведческие исследования, издательскую работу, содержание музеев, библиотек и популяризацию научных знаний в устройстве краеведческих конференций. Огромную научную работу проводили Оренбургский, Западно-Сибирский и Туркестанский отделы РГО по изучению географии, истории и этнографии Казахстана. В 1902 г. был основан Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и этнографических отношениях.

          Большой вклад в развитие науки Казахстана внесли выдающиеся русские востоковеды Н.Веселовский, И.Мелиоранский, В.Бартольд, В.Радлов и другие. Общество востоковедения было создано в 1900 г. и в сферу его научных интересов входил Казахстан. Так, журнал «Мир ислама» (1912-1923 гг.) издавал обширные научные и критико-библиографические материалы о казахском народе в России.

          Огромный вклад в изучение истории и культуры Казахстана и Средней Азии внес В.Бартольд [3]. С его именем связано появление первых обощающих исследований  по всей территории Туркестана того или иного периода и серьезное достижение русской историографии. К 1914 г. относится публикация одного из важнейших трудов В.Бартольда по истории и исторической географии Средней Азии – «К истории орошения Туркестана». Исследование обширного круга письменных источников – от древнейших до нашего времени – позволило ученому воссоздать не только историю искусственного орошения, но в значительной мере историю всего хозяйства Южного Казахстана, связанную с общеисторическим развитием науки.

          В 1902 г. была опубликована еще одна капитальная работа В.Бартольда [4] по Казахстану – «Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в.». Эта первая крупная публикация по историко-географическому циклу исследований, совокупность которых справедливо закрепила за их автором репутацию создателя исторической географии Средней Азии и Казахстана.

          Основателем библиографического краеведения был А.Алекторов (1861-1918) – выпускник Оренбургского учительского института, свободно владевший казахским языком, близко знавший жизнь местного населения. В годы службы в Казахстане он опубликовал около 200 работ по истории, этнографии и фольклору, о состоянии народного образования. Крупным произведением А.Алекторова является  «Указатель книг, журнальных и газетных статей и заметок о киргизах», изданный в 1900 г. в Казани. В аннотированном указателе собрана вся существующая в русской науке литература о казахах. Ценность этого уникального труда в том, что каждая статья, заметка или монография сопровождается  критическим разбором и суждениями самого А.Алекторова. Таким образом, указанный труд является не только справочным, но и самостоятельным научным изданием [5].

          В этнографическом изучении казахского народа большую роль сыграл Аубакир Диваев (1856-1933). Хорошо зная тюркские языки, он был пионером изучения фольклора казахского народа. Активно участвуя в деятельности Туркестанского кружка любителей археологии, он еще до революции изложил результаты своих исследований в 130 публикациях.

          А.Диваев опубликовал подлинники народного эпоса, легенд, поговорок и пословиц. При этом он снабжал их научными комментариями, объяснениями казахской этнографической терминологии. Ценность трудов Диваева заключается в том, что он оставил современным фольклористам, этнографам и историкам тот первичный материал, изучив который можно сделать соответствующие выводы.

          Крупнейшим этнографом азиатских народов был Г.Потанин (1835-1920) – путешественник, фольклорист, исследователь Сибири и Центральной Азии, он собрал обширный материал по географии, ботанике, экономике и этнографии. Он написал 50 статей, заметок и книг по истории и этнографии казахов [6].

          Видным этнографом и экономистом был Алихан Нурмухамедулы Бокейхан, родившийся в 1870 г. в Каркаралинском уезде Альтеке-Сырымской волости, в местности Мырзатай. Он был одним из авторов работы «Киргизский край», вышедшей в 1903 г. Это издание представляло собой 18-томную энциклопедию «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Бокейханом была написана вторая часть книги «Население», посвященная истории казахов, развитию просвещения, издательского дела в крае, русскому завоеванию и колонизации. Перу А.Бокейхана принадлежит биография Абая Кунанбайулы, изданная в «Семипалатинском листке» в 1905 г. Многочисленные статьи на этнографические и экономические темы были опубликованы в газетах и журналах, выходивших в крае, в том числе и газете «Казак», в которой А.Бокейхан активно сотрудничал.

          Одним из центров научных исследований Казахстана являлся Оренбург, в котором находился отдел Русского географического общества и Тургайский статистический комитет. В числе их членов были Н.Дмитриев, Б.Скалов, П.Добровольский, ряд других ссыльных. Вместе с ними работали казахи Т.Сейдалин, Б.Даулбаев, С.Джантюрин, Б.Наурызбаев и др.

          Центром краеведения был Уральск, где собирались и обрабатывались различные материалы, издавались в виде статей. Важным культурным и научным центром являлся Омск, где политические ссыльные объединялись в отделении Географического общества и Акмолинском статистическом комитете. Центр изучения казахского края в Семипалатинске был обязан своим возникновением политическим ссыльным Е.П. Михаэлису, С.Гроссу, А.Леонтьеву и др.

          Центром изучения Южного Казахстана были научные учреждения Ташкента, где научной деятельностью занимались народники П.И. Пашино, Г.С. Загряжский, Д.Иванов, Г.Усов, И.Гейер, Е.Смирнов и др. В тесной связи с ними были местные краеведы. В «Материалах для статистики Туркестанского края», «Сборнике материалов для статистики Сырдарьинской области», «Туркестанских ведомостях» увидело свет множество исследований народнического направления. В Семиречье, Верном научной деятельностью занимались народники Г.С. Загряжский, Р.И. Метелицын, В.А. Монастырский, А.Флеров, К.Вернер, С.М. Дудин и ряд ссыльных поляков.

          Ссыльные революционеры исследовали прошлое и настоящее казахского народа с позиций народничества. Их исследования и статьи, как правило, имели социальное звучание. Во второй половине XIX в. на территории Казахстана работало множество историко-статистических, этнографических, геологических и географических экспедиций. Как правило, активными участниками их были революционные разночинцы. В каждой экспедиции в качестве проводников и переводчиков принимали участие представители местных национальностей, чаще всего казахи. Они одними из первых вступили в контакты с революционными разночинцами, и с готовностью делились теми сведениями, которыми располагали сами, были носителями знаний, материальной и духовной культуры своего народа, знали степные предания, важнейшие решения биев, положения обычного права, ритуалы и обряды, систему ведения скотоводческого хозяйства, пути кочевания и т.д. Впоследствии многие из этих вопросов нашли отражение в научных работах народников.

          Творческое содружество казахских и русских представителей заложило демократические основы в развитие казахской общественной мысли. Представители русской демократической и революционной мысли способствовали развитию дружеских отношений между русским и казахским народами.

          В заключение важно отметить эти наиболее важные аспекты в развитии науки, способствовавшие сближению и взаимопроникновению культур России и казахского народа, обогатили общечеловеческую цивилизацию.

 

Литература:

1.     Рычков Н.П. Дневные записки путешествия капитана Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 году. Спб., 1772.

2.     Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. Ч. I-III. Спб., 1832.

3.     См. например Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья. – Соч., Т.II ч. 1. М., 1963.

4.     См. Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной цель 1893-1894. –Соч. Т.IV. М., 1966.

5.     Алектров А.Е. Указатель книг, журнальных и газетных статей и заметок о киргизах. Казань 1900.

6.     См. Потанин Г.Н. Материалы для истории Сибири. М., 1866-1867.