Гладнева С.Г.

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

Работа с художественным текстом как средство формирования ценностных ориентаций

у младших школьников

К числу важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, относится приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Направленность личности на ту или иную группу ценностей, по мнению многих учёных (М. Г. Казакина, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов и др.), проявляется в ценностных ориентациях.

Формирование ценностных ориентаций – процесс довольно сложный. Он затрагивает самые разные характеристики структуры личности и жизнедеятельности индивида. Двусторонность этого процесса в условиях школьного обучения проявляется в особенностях организации деятельности учащихся и педагогов. Со стороны учащихся процесс формирования ценностных ориентаций представляет собой присвоение и принятие тех или иных ценностей личностью. Со стороны учителей формирование ценностных ориентаций у учащихся представляет собой комплекс средств педагогического воздействия, применяемых целенаправленно и систематически с учётом закономерностей присвоения ценностей учащимися.

На становление ценностных предпочтений влияют особенности возрастного развития. Учёные, изучавшие проблему становления личности младших школьников, выделяют следующие особенности их ценностных ориентаций:

1) Система ценностных ориентаций находится у учащихся на  начальной стадии формирования. Об этом говорят её неустойчивость и ситуативность ценностных предпочтений.

2) Социальный опыт младшего школьника ограничен пространственно-временными рамками его жизни и волею случая и не позволяет охватить всего многообразия существующих ценностей. Вследствие этого большое внимание должно уделяться расширению его представлений о мире ценностей.

3) В 6-7-летнем возрасте у большинства детей преобладают ценности, характеризующие стремление к защищённости, избегающие неустроенности, боли, страха. Именно поэтому для младших школьников очень часто ценность семьи является неотъемлемой характеристикой ценностных предпочтений. К 9-10-летнему наблюдается устойчивая тенденция в формировании ориентации на ценность социальных отношений, общения (не только в семье, но и с друзьями, учителями, другими взрослыми и др.).

4)  В отличие от подростков и старшеклассников, младший школьник осознаёт себя больше в области учебных возможностей и меньше в плане нравственно-волевых качеств. Именно за период обучения в начальной школе у детей формируется учебная деятельность, что определяет особую значимость формирования у младших школьников ориентации на интеллектуальные ценности.

Учёт названных возрастных особенностей позволяет использовать средства педагогического воздействия, оптимальные и наиболее адекватные для младшего школьного возраста. При этом важен учет специфики той или иной школьной дисциплины. Как объект изучения родной язык поистине уникален. Формирование ценностных ориентаций в данном случае будет реализовываться в трёх направлениях: через речевую деятельность, при работе с литературным текстом, в процессе овладения знаниями о системе языка  и соответствующими умениями.

Наибольшим ценностным потенциалом обладают художественные тексты. Они синтезируют другие языковые уровни и предполагают усвоение ценностей в единстве идейного содержания и композиционно-стилистических характеристик. На это обращали внимание многие исследователи (О. С. Богданова, О. Д. Калинина, Ю. Н. Кулюткин, А. В. Полякова, Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Г. А. Баранова и др.).

Среди всего многообразия художественных текстов в педагогике выделяются так называемые ценностно-ориентирующие, основной функцией которых является акцентирование внимания читателя на ценностных аспектах (А. В. Полякова, С. И. Маслов, Г. А. Баранова и др.). Как отмечает А. В. Полякова, «характерным для ценностно-ориентирующих текстов является то, что любой объект характеризуется в них не со стороны его естественных свойств, а по отношению к человеку и присущим человеку нормам, идеалам и целям».

Формирование ценностных ориентаций у младших школьников при чтении осуществляется посредством усвоения потенциала произведений. Содержание ценностно-ориентационных текстов, используемых на уроках языкового цикла в начальной школе, должно в первую очередь реализовывать приобщение к социально значимым ценностям. Форма построения таких текстов (композиционные особенности, стиль, система образов и т. д.) должна отражать особенности восприятия ценностей младшими школьниками.

С этой точки зрения к данным текстам могут быть отнесены:

·                   Тексты, содержащие прямую оценку признаваемых либо отвергаемых ценностей (Например, стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», большинство басен, пословицы и др.). Будучи средством определения значимости объекта, оценка передает младшим школьникам критерии отношения к окружающему миру и к самому себе. Это акцентирует внимание ребенка на значимых объектах и учит его ориентироваться в мире ценностей.

·                   Тексты, активизирующие эмоциональное восприятие ценностей. Они называются в дидактике эмоциогенными (С. И. Маслов, Г. А. Баранова и др.). Их использование основано на ведущей роли эмоционального воздействия при формировании ценностных ориентаций у детей 6-10-летнего возраста (к ним можно отнести произведения с эмоционально насыщенным сюжетом, например, отрывок из повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» - «Тёма и Жучка», эмоционально насыщенные лирические произведения и т. д.). 

·                   Тексты, реализующие ценностное внушение и убеждение. Они формируют осознанную потребность действовать в соответствии с социально значимыми ценностями через ярко выраженные в них авторское мнение, убежденность и личный пример героев произведения, а также через авторское мнение (например, рассказы В. Осеевой, рассказы из Азбуки Л. Н. Толстого и др.).

·                   Тексты, построенные на соотношении ценностных контрастов. Соотношение ценностных контрастов в композиции, в системе художественных образов способствует акцентированию внимания детей на проблеме выбора в ситуации ценностного противоречия. Сюда могут быть отнесены, например, сказки В. П. Катаева «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик», Л. Пантелеева «Две лягушки» и др.

·                   Тексты, расширяющие представления детей о мире ценностей. Расширение представлений детей о мире ценностей через чтение таких произведений позволяет осуществлять процесс формирования ценностных ориентаций посредством обогащения социального опыта ребенка. В число подобных текстов могут быть включены, например, рассказы И. Шмелева «Русская песня», Л. Н. Толстого «Праведный судья» и др.

Вместе с тем не всегда работа с художественными текстами по формированию ценностных ориентаций даёт должные результаты. Каким же образом нужно организовать деятельность учителя начальных классов, чтобы ценности, формируемые в процессе педагогического воздействия, действительно стали ценностными ориентациями младших школьников?

Долгое время в работе учителя начальных классов преобладали словесные формы передачи ценностей – длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями, которым, как справедливо подчёркивает Н. М. Трофимова, «явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ученика, учёта его личностных особенностей».

Изменившиеся в последние годы представления о роли личности в системе общественных отношений выявили всю целесообразность использования для формирования ценностных ориентаций таких способов организации труда педагога, которые активизируют самостоятельную деятельность младшего школьника. Деятельность по присвоению ценностей в условиях обучения  осуществляется посредством выполнения школьниками комплекса ценностно-ориентирующих заданий. Формирование ценностных ориентаций посредством организации работы с художественными текстами может осуществляться с использованием следующих групп заданий:

·                   Заданий, предполагающих адекватное усвоение ценностного потенциала художественного текста.

Особенность художественного текста такова, что авторские ценности воплощаются в его образной системе. Автор из множества самых различных фактов окружающей действительности отбирает только те, которые важны ему для выражения своих взглядов и позиций.

Его собственное отношение к изображаемому проявляется и в выборе темы, и в отборе фактов, и в пространственно-временной взаимосвязи, и в построении сюжета, и в способе рассказывания, и во множестве других элементов произведения, которые все вместе составляют его структуру. Увидеть, открыть этот потенциал – значит, сделать первый шаг в присвоении ценностей, скрытых в образной системе художественного текста.

Эти задания представляют собой, по существу, анализ художественного текста в единстве его формы и содержания с целью выявления заложенного в них ценностного смысла. Они организуются часто в форме вопросов, выборочного чтения, бесед-рассуждений, сопоставительного анализа-наблюдения и проч. (Например, что хотел сказать автор своим читателям? Каким образом можно увидеть авторскую позицию? Как смысл произведения проявляется в развитии действия? в характере героев? в выборе слов? и т. д.).

·                   Заданий предполагающих пробуждение адекватных эмоций к произведению.

Они позволяют реализовать формирование ценностных ориентаций через воздействие на аффективную сферу учащихся. Это происходит посредством конкретизации метода адекватных эмоций в процессе работы с текстом (Каков этот текст? грустный, смешной, печальный? Какие чувства возникали у вас при чтении? Кому из героев вы сочувствовали? почему? и т.д.).

·                   Заданий, предполагающих формирование самостоятельной оценки ценностного потенциала текста. Включение таких заданий к данную классификацию предполагает формирование способности младших школьников к оценке. Например: Кто из героев вам симпатичен? неприятен? почему? Как вы оцениваете действия героев? Согласны ли вы с ними? С позицией автора? Объясните свое мнение.

·                   Заданий, предполагающих самостоятельный поиск решения ценностного противоречия, представленного в тексте. Их выполнение позволяет применять метод эмоционально-ценностных контрастов (С.И. Маслов) при ответе на следующие вопросы: У кого из героев разные мнения? разные представления о том, что хорошо, что плохо? Кому из них вы симпатизируете? Почему? Правы ли были герои в своих взглядах и поступках? Как бы вы поступили на их месте?

·                   Заданий, предполагающих активизацию творческой деятельности, на основе восприятия ценностного потенциала текста. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников осуществляется в процессе творческой работы: составлении пересказа от имени полюбившегося героя с объяснением своего выбора, иллюстрирование полюбившихся героев и эпизодов, подготовка собственных высказываний-выступлений об отношении ребенка к ценностной позиции автора и др.

 Совокупное воздействие текстов и ценностно-ориентирующих заданий позволит повысить качество работы по формированию ценностных ориентаций у младших школьников.