Философия / 1. Философия литературы и искусства

Зайцева М.Л., Пакулин С.Л.

Искусство русского авангарда и его синестетическое восприятие

 

        Выдвинутая авангардом под воздействием идей русского духовного ренессанса концепция целостного знания, базирующегося на различных способах восприятия и познания явлений действительности, обусловила новый поход к проблеме восприятия. Философская и эстетико-художественная мысль этого времени одной из основных своих задач считала теоретическое обоснование и практическое воплощение возможности объединения разных типов восприятия, взаимосвязи ощущений в акте восприятия как реальной действительности, так и художественных произведений. Целью подобного синтеза ощущений явилось возвращение полноты как миропонимания, так и эстетического восприятия.

        Авангардные эксперименты по обнаружению общих законов оперирования художественными языками и построения на их основе «искусства будущего» во многом основывались на новейших исследованиях в сфере философии, психиатрии, культурологии. Однако последующий анализ авангарда осуществлялся на основе узкоспециализированных исследований (литературоведческих, музыковедческих, по теории изобразительных искусств и т.д.). При этом терялось понимание целостности феномена авангарда и смысла многих авангардных экспериментов, в центре которых была синестезия. Синестезия (от греч. synaisthesis – соощущение) – явление восприятия, когда при раздражении одного из органов чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (например, «цветной слух» — звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.). Синестезия как системное свойство эстетического восприятия способствует созданию объективной картины бытия, совершенствованию познавательной деятельности. Она помогает понять замысел композитора, художника, поэта, режиссера.

        Понимание новой, синергетической целостности как результата симфонического, свободного, но целесообразного синтеза различных элементов складывается в искусстве рубежа XIX-XX веков. Композитор А. Скрябин, изучая связи в ощущениях между различными художественными языками, выдвигает понятие «слухозрительной полифонии» как принципа творческого, немеханического объединения различных видов искусств в процессе создания художественных объектов. Художник В. Кандинский, избирая свой путь в разработке идеи синтеза искусств, формулирует принцип «внутреннего контрапункта», позволяющего достичь гармонии цвета и формы, при котором картина начинает производить эффект симфонического звучания.

        Именно к синестетическому восприятию апеллируют создаваемые и проектируемые символизмом и авангардом синтетические жанры. Исследования деятелями этой эпохи механизмов объединения различных художественных языков в процессе создания и восприятия художественного произведения обнаруживают тенденцию, с одной стороны, найти научное подтверждение близости художественных языков по сходству ощущений, с другой стороны, поиск индивидуальных, творческих способов объединения художественных языков. В результате анализа деятелями авангарда принципов воздействия различных компонентов художественного языка на человеческую психику выявляется общность восприятия человеком цвета, формы и звука, что отвечает общей тенденции человеческой психики к целостности восприятия, сопротивляющейся дифференциации видов искусств и объединяющей их в процессе восприятия.

        Сложный, подчас парадоксальный характер авангардных экспериментов, по нашему мнению, наглядно демонстрирует актуализацию целостного восприятия, обусловленного синестетической общностью слова, цвета, звука и т.д. Задачей подобных экспериментов является усиление гносеологической и онтологической значимости объектов искусства, в основе которых содержится идея взаимосвязи различных типов восприятия.

        Исследование ведущих тенденций научной и философской мысли начала ХХ века позволяет сделать вывод о том, что в них содержатся существенные разработки общей проблематики целостного познания, гармонизации разнородных начал в феномене соборного сознания, в разработке таких понятий, как «симфоническая личность», «переживающее мышление». В результате поиска новых оснований познания и бытия человека в мире в философии русского интуитивизма рубежа XIX – начала XX века выдвигается идея целостной формы восприятия и познания. Недооценка чувственного восприятия ведет к изменениям в познавательных способностях человека. В процессе объединения разных типов познания и восприятия происходит выход на новый уровень сознания, характеризующийся особой глубиной постижения явлений мира и художественных объектов. Данные идеи послужили основой для разработки представителями русского духовного ренессанса концепции нового типа синтеза искусств, обращенного к комплексу сенсорных возможностей человека.

        Одной из важнейших в авангарде становится синестетическая концепция, основанная на передаче ощущений, связанных с пространством макромира (отрыва от земного притяжения, свободного парения в неземном пространстве) и микромира (внутриатомного тяготения, радиации, динамики органических и неорганических процессов). Этот тип синестетических концепций был реализован прежде всего в экспериментах по созданию новой, абстрактной образности, абстрактных художественных языков (абстрактная живопись, серийная музыка, фонетическая поэзия). Объединение их в синтетических жанрах позволяло не только достичь максимального эффекта в передаче новых типов ощущений, но и стать основой для выполнения сверхкультурной, жизнетворческой миссии, возложенной авангардом на «новое искусство». В основе многих авангардных экспериментов лежит идея формирования нового сознания, нового, более совершенного восприятия, которому должен соответствовать новый художественный язык. Данному требованию отвечали синестетические концепции, с помощью которых обретает гармоничность и полноту процесс восприятия и познания как художественных объектов, так и явлений действительности. Таким образом, изучение синестетических концепций русского авангарда позволяет сделать вывод о том, что они не только апеллируют к подчас запредельным возможностям человеческого восприятия, но и обладают заостренной гносеологической и онтологической направленностью.