Музыка и жизнь / Методика преподавания

Преподаватель Ломоносова-Стаценко Е.А.

г.Караганда, Казахстан

 

Методика постановки певческого голоса

        Искусство пения – искусство дыхания. Многие, если не все те, кто занимается пением знают это выражение, ставшее прописной истиной вокалиста. Однако процесс дыхания при пении у вокалистов не осознаётся по принципам анатомии и физиологии человека.

         Мнение доктора И.И. Левидова: «Наука о голосе, к сожалению, не дает еще в настоящее время достаточного материала для построения в полной мере науч­ной методики обучения пению. Поэтому вокальная педагогика базируется до сих пор преимущественно на эмпирически вырабо­танных приемах воспитания голоса. Сложность явлений при певче­ском звукообразовании и отсутствие в полной мере научно-обосно­ванной методики воспитания вокалиста являются основными причи­нами большинства встречающихся в вокальной практике ошибок, нередко ведущих к порче, а в худших случаях даже к полному срыву голосов и разнообразным заболеваниям голосового аппарата у вокалистов» актуально до сих пор [1]. Вернее, об этом говорят, но мало; и к большому разочарованию настолько мало, что посей день нет той методы преподавания, где знания вокалиста основывались бы на знании самого себя через анатомию.  Поэтому широко распространена  «империческая  школа»  преподавания.

Побывав в Италии (2009 г.) на стажировке и прослушав “мастер-класс” по пению хочу предложить свою точку зрения на решение проблем по методике преподавания вокала. Думаю, что все могут отличить хорошую вокальную технику от плохой. Хорошая техника основывается на правильном голосовом режиме, анатомических, физических и физиологических знаниях, обеспечивающих развитие нейро-физических навыков вокалиста, гармонично раскрывая все способности ученика. Плохая техника владения голосом является следствием нерационального использования режима голоса и прививания субъективных ощущений педагога студентам. В результате студенты приобретают ряд вредных навыков, отрицательно отражающихся на качестве голосового материала. Сюда относятся тремолирование звука, напряженный, носовой или горловой его характер, гримасы лица при пении, напряженное состояние всего тела, набухание вен на шее, крикливость звука, плохая дикция и так далее.

Разберём понятие “голосового режима”

Во-первых: нельзя петь 15 минут подряд. Самая большая сцена в партиях вокалиста на спектаклях не превышает этого времени. Продолжить пение нужно после 5-10 минут перерыва (особенно для начинающих). Во время перерыва можно заняться анализом произведения, просмотра видеофайлов и аудиоматериалов или обсуждением техники пения на данном уроке.

Во- вторых: нельзя часто петь крайние верхние и нижние ноты диапазона.

В третьих: режим питания и сна должен обеспечивать хорошую работу нервной, умственной и физической деятельности организма певца.

Мои рекомендации:

- во избежание “форсированного пения” надо понимать, что распевки предназначены для настройки нервной деятельности и удаления отеков и излишней слизи в голосовом аппарате. Также разумно следует отнестись к разминке голосового аппарата и артикуляции. То есть, постепенно разогревая мышцы, улучшая кровоток и удаляя лишние отёки, стимулировать работу мышц в  привычном тонусе при пении.

- могу предложить разминку-массаж перед распевкой голоса. Принцип заключается в следующем: необходимо массировать внешнюю область гортани мягкими прикосновениями пальцев рук производя одновременно с медленным потоком тёплого воздуха звук, который является неким массажем гортани изнутри. Через 3 минуты мы приготавливаем таким образом певческий аппарат к распевке.

Обсудим вопрос дыхания при пении.

Принято различать дыхание: брюшное (или диафрагмальное) и грудное (или рёберное). В грудном дыхании различают верхнее рёберное и нижнее рёберное. Полным дыханием является такое, при котором брюшное дыхание сочетается с грудным. Обычно мы пользуемся одновременно и грудным и брюшным дыханием. Мнение, что мужчинам и женщинам свойственно разное дыхание, оспаривается многими авторами, считающими, что врождённых половых особенностей для различия типа дыхания не существует. Разница между движениями рёбер у мужчин и у женщин заключается лишь в величине дуги движения (Е.А. Котикова). Каждым из этих типов дыхания должен владеть вокалист, имеющий любой тип голоса. Это связано с разными задачами музыкальных произведений. Также это продиктовано разными приёмами пения и разными эпохами созданных произведений. Наверняка вы слышали выражение «петь на вдохе». Что это значит? Это означает, что при вдохе диафрагма расширяется в диаметре и вытягивается по вертикали, будто образует купол.

Диафрагма расположена между грудной и брюшной полостями, в связи с чем названа грудобрюшной преградой. Она представляет собой тонкую мышцу, построенную из поперечнополосатой мышечной ткани. Мышца имеет сухожильный центр и мышечную периферийную часть. В диафрагме различают три части: грудинную, реберную и поясничную. Грудинная часть наиболее слабая, начинается она от мечевидного отростка грудины. Рёберная часть начинается от внутренней поверхности хрящей нижних шести рёбер. Поясничная часть - от позвоночного столба и так называемых дуговых связок (пояснично-рёберных дуг). Эта часть состоит из двух ножек - правой и левой.

       При брюшном типе дыхания диафрагма во время вдоха опускается благодаря сокращению своих поясничной и рёберной частей. При грудном типе дыхания диафрагма может при вдохе даже несколько подниматься, следуя за движением рёбер. При смешанном типе дыхания происходит одновременное опускание диафрагмы и поднимание рёбер. При любом физическом упражнении, когда напряжены некоторые из дыхательных мышц, можно путём изолированного сокращения других мышц не прекращать дыхательных движений. Рекомендуется при всяком физическом упражнении не прекращать дышать, независимо от напряжения мышц. Что, как раз, для вокалистов является основной задачей.

        Диафрагмальное дыхание можно регулировать более тонко, чем дыхание рёберное. Качество работы механизма дыхания зависит не только от природных особенностей грудной клетки одного субъекта, но также от тренировки, в результате которой узкая грудная клетка с хорошей дыхательной техникой может работать лучше, чем широкая грудная клетка с плохой дыхательной техникой.

        В свете всего сказанного ранее мы можем быть уверены в том, что успех техники пения зависит от тренированности диафрагмы и типа дыхания. Теперь вооружённые этими знаниями вы сможете наметить путь к успеху и детально представлять работу своих мышц, а также определить методический подход к разработке и тренировке недостающих навыков.

Использованная литература:

Анатомия человека. Иваницкий.М.Ф. Москва 1969год. Издание четвёртое, переработанное. Физкультура и спорт.

[1]. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Левидов И.И.

Москва 1939 год