Доклад на тему

 

 

«Пластика как средство воплощения образа в музыкальном театре»  или «Магическая сила музыки через действия»

Кожушкина Галина Александровна

 


Музыка - искусство само по себе могущественное, она может существовать вне связи с другими искусствами. Театр же нуждается в её помощиғ так как человеческая жизнь на сцене, обогащенная и раскрытая музыкой, становится намного значительнее. Поэтому, музыка это база нашего музыкального театра. Чувства и мысли героев раскрываются в музыке через речитатив, вокал, пластику, танец.

Речитатив - это своего рода напевная декламация. Речитативы близки к разговорной речи. И очень важно уметь говорить и ходить, сохранять пластический рисунок мизансцены в музыке. Режиссеру трудно работать с артистом, который трудно «общается» с музыкой.

Если, вместо того, чтобы нести мысль, артист пугливо озирается на дирижера, если мы видим, как беря впервые в жизни за руку свою любимую, юноша свой взор обращает не на неё, а куда-то на ускользающую от него музыку и мучительно «ловит» свое вступление - это уже не образ. Это провал исполнителя.

Музыкальность дает возможность актеру настроится на характер мышления и манеру каждого композитора. Актер должен сделать приемы композитора своими приемами.

Играть роль - значит думать, пропустить через себя все мысли своего героя. Мифология утверждает, что божество может родиться только от соединения богов. Два титана искусства - Театр и Музыка, однажды соединившись, родили нового титана - Музыкальный театр.

Музыкальный театр - детище равных и могущественных искусств и символично, что слово «музыка» - женского рода, а «театр» - мужского.

Музыку мы только слышим, что-нибудь увидеть с её помощью, конечно, затруднительно. Но ведь всем известно, что в балете, разговаривает, прежде всего тело и пластика. Ведь можно играть одним движением руки, одним кратким взглядом. Музыку можно сыграть без слов. Можно сыграть и Чеховские слова (пример тому Плисецкая в «Чайке») Чеховские слова в нашем сознании всплывают сами собой, как строки любимых стихов.

А пение! Яворский определил пение, как постигание пространства звуком.

Актер-образ может обойтись без сопровождения музыки. Но он не может обойтись без внутренней музыки, которая должна быть и в ритмическом строе мизансцен, и в его собственном передвижении по сцене. Есть актеры, которые получили дар пластичности.

Но в основном и чаще всего этому надо обучатся.

Этюды  и  пантомимы  у  студентов  первого  курса  отделения  АТМК сопровождаются музыкой. Нельзя позволять примитивно   акцентировать музыку, работать в такт музыке, надо требовать, чтобы во время исполнения этюда студенты ощущали музыку как фон.

На уроках актерского мастерства надо учить выразительности движений, а не танцевальности и «миловидности», в жестах и манерах, в своем особом мире, где принято выражать свои чувства и мысли не только словами и действием, но обязательно пением и танцами.

В оперетте нужны хороший голос и отличное умение двигаться - каскад, блеск. Недаром говорят, что не допою, то дотанцую.

В музыкальном   театре   почти   все   пьесы   лирические,   очень   много «любовных» сцен. И чаще всего, когда нет слов, звучит музыка и только глаза, руки, тела должны выразить чувства героев.

Встречаются артисты, которые стараются быть эмоционально насыщенными лишь в процессе пения. Но вот фраза окончена, и они выключены из действия ведь фраза является результатом прожитого куска или определяет следующий кусок.

Этюды на музыку, лирические музыкальные пантомимы, музыкальные шутливые сцены это поможет будущим артистам не бояться этих сцен. И на это направлена задача педагогов актерского мастерства

Встречаются артисты, которые стараются быть эмоционально насыщенными лишь в процессе пения. Но вот фраза окончена, и они выключены из действия, ведь фраза является результатом прожитого куска или определяет следующий кусок.

Значит надо играть не только фразу, но и «что», и « почему которые, её родили. Скажите актеру « играйте любовь» и спектакля о любви не получится.

Чувства сыгранные впрямую, вызывают неверие. Дело педагогов помогать природе и искать пути выявления чувства, но не подменять их. Нельзя играть чувства, они должны угадываться зрителем. Надо играть логику действия.

«Играя музыку», которую актер слышит, он тем самым играет чувства, подобных тем, которые вызывает музыка. Значит, нам нужно только найти базу для их выявления. Это база - действие. Действие, которые свяжет драматическую ситуацию пьесы с результатом- чувством, написанным композитором музыкой.

Один из важных элементов сценической выразительности артиста музыкального театра - пластика. Смысл пластической выразительности заключается в целесообразности движений. И это важный этап в работе со студентами, будущими актерами. Надо уметь отличать истинную пластичность, от кривляния, «изображение», иллюстрации музыкального рисунка. Это достигается в процессе воспитания актера, его мастерства. Актер, должен научится, выражать пластикой истинное содержание образа. Между тем пластичность, умение сделать свое тело выразительным часто остается на втором плане. Певцу кажется, что это может отразится на вокальном мастерстве, сбить дыхание заставить петь «без опоры». И он всячески игнорирует этот важный элемент в общем комплексе сценического мастерства. Мы педагоги, должны воспитывать в студенте требовательность к своей профессии, помочь им совершенствовать пластику.

В музыкальных упражнениях в актерском мастерстве нужно предъявлять студентам требование - «всегда чувствую». Если верно и глубоко чувствуешь, то и пластика и голос станет на место. Вот что на эту тему пишет Камилло Эверарди: «у соловья голос поставлен и вокальная техника есть, хоть он и не учился: это потому что когда он поет, всем своим существом чувствует любовь и радость жизни». Возвращаясь к тому, что в музыке одно из могущественных средств воздействия ритм и раз на сцене все идет от музыки, то и ритмы сценического действия должны совпадать с ритмами музыки. Это значит надо действовать, жить на сцене в сочетании с музыкой, т.е. играть также ритмично, как и петь. Вот почему педагоги актерского мастерства включает в свою программу музыкальные этюды. Мне кажется, что на таких этюдах должны учится и балетные курсы. Они должны быть не только танцующими, но играющими элементами спектакля, Музыка и сцена - совершенно равноправны. Главное, полное слияние того и другого в одно целое. Надо искать дорогу к сценическому воплощению музыки в самой музыке. А если этой дороги еще нет, прокладывайте ее сами.

 

 

 

 

 

   Использованная литература

1.Вл.Лосский: Мемуары, Статьи, Речи

К.ССтаниславский «Моя жизнь в искусстве»

П.Карп «Балет и драма»

Г.Ярон «О любимом жанре»

А.Л.Таиров «Записки режиссера»

С.Ю.Левих «Записки оперного певца»

Г.П.Анисомов «Режиссер в музыкальном театре»

А.Соловцов «Книга о русской опере»

Н.Горчаков «Режиссерские уроки

К.С.Станиславского»

Ю.М.О.Янковский «Об оперной режиссуре» 11. Б.Покровский «Об оперной режиссуре