Философия/Философия науки

Д.ф.н. Алиева Н.З., Некрасова Е.Г.

Северо-Кавказский научно – образовательный центр,  Россия

Социальная работа в контексте неклассической философии.

 

Задачи и проблемы, которые ставятся перед социальной работой, имеют интегральный характер. Для их решения недостаточно набора отрывочных знаний из различных областей науки: социологии, психологии, медицины, права и т.д. Необходим фундаментальный подход, в котором социальная работа будет рассматриваться как единая целостная наука, производящая комплексный синтез знаний о человеке. Этого можно добиться только с помощью философской рефлексии.

В связи с вышесказанным возникает проблема «абстрактного человека», оторванного от конкретного культурно – исторического контекста, от системы нравственных, жизненных ценностей. Сложность данной проблемы обусловлена в первую очередь природой самой социальной работы, интегративный, обобщенно-социальный и целостно антропологический смысл которой, повелительно требует использовать в ее познавательной и практической деятельности закономерности, принципы и методы других областей социального знания. [1]

Решить эту проблему можно только с помощью неклассической философии, т.к. классическая философия в принципе не  ставит вопросы синтеза основных онтологических характеристик человека, задавая важнейшие философские вопросы. Только неклассическая философия может осуществить философскую рефлексию, которая нужна в случаях, когда, с одной стороны, имеются предельные универсальные основания культуры, а с другой стороны есть индивидуальные философские вопросы. Такая проблематика ставит цель исследования – разработку нового философского концепта социальной работы в контексте неклассики, которая требует решения ряда задач:

- преодоление противоречий между уникальностью и универсальностью человека;

- синтез наук о человеке в концепте социальной работы;

- создание философии социальной работы как системы философских идей  о страдающем человеке и его мире.

Социальная работа представляет собой деятельность, направленную на помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и неспособных выйти из неё в силу различных причин: возраста, физических болезней или психологических травм. Социальная работа, рассматриваемая как профессиональная деятельность, не только помогает человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, но и преследует главную цель — гармонизацию социальных отношений в обществе.[2]

 Философия социальной работы занимается вопросами, затрагивающими некоторые из аспектов взаимосвязи теории и практики социальной работы со смысложизненными проблемами личности и индивида; жизни человека в обществе, его внедрения в социальную среду; связанности теории социальной работы и ненаучного знания (нормы поведения, традиции, представления о порядке жизни, религиозные и философские концепции). Наряду с этим философия социальной работы занимается вопросами  выбора вектора жизненного пути человека, его самоопределения. Таким образом, философия рассматривает вопросы смысла жизни, универсальные основания бытия системным образом и, тем самым, выполняет функцию создания знаний и понятий о человеке.

Милосердие является основополагающей категорией в теории социальной работы. Во взаимоотношениях присутствует не только клиент и социальный работник, но и человек страждущий, страдающий, ждущий помощи и понимания; и человек помогающий, милосердный, готовый принять роль спасителя и проявить любовь к ближнему. Клиент или подопечный (как его чаще называют социальные работники) проявляет зачастую девиантное поведение, имеет маргинальный статус. Заслуживает ли этот человек внимания, помощи и сострадания? Современное общество отвечает: «Несомненно, да». Прогрессивное общество стремится бороться с патологическими процессами, предупредить их, уберечь человека от трагедии, исправить социальное неравенство, защитить слабого. Схема борьбы материализма и идеализма не позволяет вынести на суд философии человека маргинального, слабого, нуждающегося в помощи и участии. Необходимо ставить вопросы о смысле жизни, месте человека в обществе и в мире в целом, уделять особое место моральным, гуманистическим ценностям, что и составляет специфику неклассической философии.

Функцию создания и  интегрирования знаний о человеке может выполнить философия социальной работы, но только философия современного мира, признающая неклассический тип философского мышления. Необходимо создание новых основ философии социальной работы в контексте неклассики, которое требует решения обширного  ряда задач. Философия социальной работы оказывается системой философских идей о страдающем человеке, его месте в современном обществе и  жизненном мире. При этом необходимо рассмотрение ее (философии социальной работы) с позиции культуры постмодернизма, поскольку личные проблемы, переживания и комплексы «конкретного человека» на самом деле и есть человеческая жизнь, которая является наивысшей ценностью.

Литература

1. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. - 334 с., с 3.

2. Е.И. Холостова  Социальные процессы, социальная политика и социальная работа: проблемы взаимодействия [Электронный ресурс]  режим доступа:

http://www.ecsocman.edu.ru/data/866/679/1219/044Holostova.pdf