КАЗАХСКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

 

Дуйсенбаева С.Т.,  Сарбасова Г.А.,  Уйсимбаева Ж.Т.

 

Каждая нация и народность имеет свои традиции в использовании природы, сформированные веками. Эти традиции передаются с молоком матери из поколения в поколение. Традиции по охране природы являются в основном следствием связи данного народа с природной средой.

Необходимость сохранности окружающей среды, ее защиты должна проникнуть в национальное самосознание.

Содержание национальных традиции формировалось веками, и в них имеются свои особенности в деле охраны природы,  характерные для той или иной народности. Традиция казахского народа вести кочевой образ жизни способствовало лучшему пониманию явлении природы, помогала чувствовать их, учила сосуществовать, приспосабливаясь к ним. А также религия, поклонения луне, ночи, воде, горам и огню способствовали пробуждению у человека чувства понимания могущественности природы, формировали национальное самосознание.

Как и у других народностей, в традициях казахского народа придавалось важное значение особым природным явлениям, заповедником и целебным источником, природным памятникам, деревьям – гигантам, зверям и птицам. В текстах преданий, рассказов, сказок, песен рассказывалось об уважительном, бережном отношении к природе. В эволюции развития человека были отмечены различного вида традиции в использовании древних природных заповедников. Это приручение диких зверей и птиц, постепенное культивирование растений. Вместо безразличия к природному фонду постепенно начали формироваться гуманные и благородные привычки.

Человек осваивая природные богатства для удовлетворения своих материальных благ, стал понимать и ценить их значимость. Стали развиваться традиции создания заповедных зон, защита птиц и зверей, сохранение лесного богатства. Например, в России царь Петр I издал закон об охране леса и содержащихся в нем птиц и зверей.

В историческом сообществе человечества возникли благородные традиции. Относясь с уважением к творению природы, возносить ее, строить дворцы стало традицией. Например, в Китае, Индии, Египте, Греции ив других странах построены дворцы, символизирующие гармонию творения природы и человека.

   В Казахстане есть много природных исторических памятников. Каменные статуи в Кокшетау, горы Заилийского Алатау и Алтая, возвышенности Устюрта, Мангистау и Улутау. Немало их и на просторах Бетпакдалы. Как итог поиска райского места редком народа Асаном Кайгы земля, превращенная в легенду, с гордостью называется землей Казахстана.

В религиозных верованиях казахов возникло тенгрианство возникло естественным историческим путем на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе  и ее стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство было порождено обожествлением природы, вечного небо над головой и почитанием духов предков. Тюрков поклонялись предметом и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чуства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное. Тенгрианская вера давала тюркам-кочевникам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя ее частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте. Все было взаимосвязано, и тюрки-кочевники бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озерам, то есть к природе в целом, как носящей божественный отпечаток.

Экологическая культура – сравнительная новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалось перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут «бить тревогу», чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но к большому сожалению, проблема «экологической культуры» еще мало изучена. Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский;   он впервые серьезнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б.коммонера и др. Но тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры остается пустой.

Слово «культура» происходит от латинского глагола cultum, что первоначально обозначало «возделывание почвы».  Позднее оно стало пониматься как «почитание богов», что подтверждает доставшееся нам в наследство слово «культ». И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, «культура» была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды. Отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизации, возникла  потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, «человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом». Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наши генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека.  То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д..

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создает свой личный и уникальный социокультурный код.  Недаром мы  говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации. Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры все-таки как мне кажется, является накопленным народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т.д.). но не смотря на это, все же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX  столетия, но тогда она обозначала учения о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине XX  столетия, когда ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела свое насущное значения.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развития промышленности, индустриализации, Научно-техническая революция, массовой сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанции, процесс истощения и опустынивания земель привел к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

Уменьшения эстетической ценности природного объекта всего лишь из-за экономической целесообразности аморально. Наоборот, как считал Кант, по настоящему красиво только то, что не имеет пользы. Дикая природа одновременно олицетворяет добро, истину и красоту. Но без красоты добро и истина остается безжизненными. Как писал           О. Леопольд: «перестаньте считать бережное обращение с землей чисто экономической проблемой. Рассматривая каждый вопрос, ищите не только то, что экономический выгодно, но и то, что хорошо этически и эстетически». Более того, даже если просто ценить существование природной красоты – значит делать доброе дело. Конечно, красота природы приносит нам удовольствие (утилитарная полезность), но ее ценность не может быть сведена лишь к принесению удовольствия. Красота природных объектов нужно ценить саму по себе и ради заключенного в ней добра. По мере того, как человек погружается в переживание прекрасного ландшафта, происходит возрождение божественного начала в его душе, растет духовность. Красивый ландшафт обладает душой. Как считать немецкий философ Фридрих Новалис: «Особого рода души, населяющие деревья, ландшафты, камни, картины. Ландшафт нужно рассматривать как дриаду и ореаду. Ландшафт нужно ощущать как тело. Ландшафт есть идеальное тело для особого рода души». Обычное описание Рая – это красота нетронутой, девственной природы. Один из своих базовых принципов «этики земли» О. Леопольда звучит так: «Вещь правильна, когда у нее есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биологического сообщества. Она не правильна, когда имеет обратную тенденцию». Отсюда следует, что охотничье сообщество действует неправильно, когда позволяет непомерно увеличиться популяции оленей или кабанов. Ибо это представляет угроз красоте биосообщности, членами которого является эти животные.

 

 

Список использованной литературы:

1.                  История Казахстана с древнейших времен до наших дней:/очерк/.-Алматы,2003.

2.                  История Казахстана [текст]: [курс лекции]/ [под ред. К.С. Каражана].-Алматы,2000.

3.                  Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия: Пер. С англ.-М.: международные отношения, 1993.-136.

4.                  Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. -М.: Юрист, 1996.-624 с.

5.                  Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1.-СПб.: СПбГУПМ,1993,-72 с.

6.                  Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2.-СПб.: СПбГУПМ,1995,-72 с.

7.                   Лосев К.С. Вода.-Л.: Гидрометеоиздат,1989.-272 с.

8.                  Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии.//Экология и жизнь.-1999.-№3