История/1. Отечественная история.
Бурханова Р.З.
Башкирский государственный аграрный университет,
Россия
ИСТОРИЯ
МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ
Россия вступила в модернизационный процесс
так же, как и большая часть европейских стран, в XVII веке, однако свою индивидуальность
российская модернизация обретает при Петре I – создателе регулярной армии,
табели о рангах, новой административной системы, Академии наук, инициаторе
языковой реформы (алфавита и литературного языка). Именно эти и им подобные
социальные проекты предопределили «модернизационный прорыв» петровской эпохи,
тогда как ее успехи в технической и экономической сферах в значительной мере продолжали
опыт предшественников.
Преемники Петра, по большей части, мыслили
себя продолжателями его проекта. В числе наиболее значимых модернизационных
программ XVIII и XIX вв. следует отметить:
- развитие системы университетов, военных
училищ, классических и реальных гимназий, военных гимназий (в дальнейшем
кадетских корпусов), народных училищ, (т.е. инфраструктуры качественного
социально дифференцированного образования),
- административные реформы Екатерины II,
Николая I,
- судебную, земскую реформы Александра II,
- военную реформу Александра II как этап
формирования общенациональной армии на принципах всеобщей мобилизации,
- принятие и реализацию программы
строительства стратегической сети железных дорог при Александре III,
- формирование основы высокой и массовой
национальной русской культуры силами «творческой аристократии» и одаренных
разночинцев,
- формирование элементов политического
представительства при Николае II.
В начале XX века Россия стояла на пороге
общества модерна и современного национального государства. «На пороге» в данном
случае означает, что она сформировала базовые шаблоны современной социализации
(инфраструктурный каркас общества модерна), но не успела распространить их на
все общество, т.е. полностью «ассимилировать» собственное общество в состояние
модерна (можно сказать, ассимилировать традиционное общество в нацию). На пути
этого процесса стояли два серьезных противоречия:
- социальное: противоречие между
интересами социальных верхов, с одной стороны, модернизированных групп
населения (начиная от профессиональной интеллигенции и заканчивая
квалифицированным пролетариатом), с другой стороны, и крестьянским большинством
страны – с третьей (эти противоречия носили именно трехсторонний характер, что
придавало им дополнительную сложность);
- национальное: противоречие между русской
культурной основой сформированных моделей социализации (российская модернизация,
как и все успешные европейские модернизации Нового времени, имела выраженную
национальную основу) и интересами крупных и многочисленных периферийных
регионов империи, некоторые из которых (Финляндия, Польша) имели собственные
национальные модели модернизации, другие же (Средняя Азия, Закавказье) не имели
таковых вовсе; однако и те и другие решительно противодействовали ассимиляции,
каковая была равнозначна модернизации в условиях Российской Империи.
Разрешать данные противоречия
модернизационного процесса довелось уже большевикам; причем в разрешении
первого противоречия они были куда более успешны, чем в разрешении второго.
Правители СССР, в значительной мере,
продолжили модернизационную траекторию царской России. При этом, с одной
стороны, они катастрофически «обрубили» некоторые линии развития, с другой –
привнесли в опыт отечественного модерна такие черты, как массированная
индустриализация, урбанизация, система всеобщего социального обеспечения,
всеобщего образования, развития научного знания, массовая идеология и массовая
партия (как основа управления, социальной мобильности и социального контроля).
В целом, советское общество было оригинальной версией развитого общества
модерна, что вполне признавалось добросовестной частью его идеологических и геополитических
оппонентов, в частности, авторами теории конвергенции (1950-60-х гг. - Джон
Гэлбрейт, Раймон Арон), прогнозировавшими (а отчасти констатировавшими)
сближение двух самостоятельных версий современного индустриального общества –
советско-социалистической и западно-капиталистической.
Вопрос о том, считать ли переходный
(«перестроечный») и постсоветский опыт
модернизационным, хотя бы в отдельных отношениях, является
дискуссионным. На наш взгляд, ответ на него должен быть отрицательным. Несмотря
на то, что одним из мотивов преобразований в перестроечное время служило
ускорение экономического развития, а в постперестроечное – заимствование
передовых социально-политических институтов западных стран, именно в эти
периоды из фокуса внимания государства (да и активных слоев общественности)
выпало главное содержание процессов модернизации: формирование человека как
полноценного члена общества (социализация) и формирование общества как
внутренне связной и солидарной нации (нациестроительство). Миссия социализации
человека и формирования нации была провалена постсоветским государством (и это
– на фоне неумолкающей риторики о «человеке как главной ценности» Новой России).
«Отраслевые» кризисы 1990-х – армии, социальной сферы, образования и
воспитания, государственного администрирования, правового регулирования и т.д.
– были симптомами и слагаемыми разрушения общества модерна в отдельно взятой
стране.
Опыт постсоветской демодернизации
определяющим образом влияет на модернизационную повестку сегодняшней России и
служит одной из причин того, что опыт модернизаций прошлого – как эндогенной
европейской модернизации XVII-XX веков, так и экзогенных модернизаций в странах
«третьего мира» – может найти лишь ограниченное применение в условиях России.
Все модернизации прошлого сводились к
трансформации традиционного общества (с его религиозной и трудовой этикой,
отсутствием завышенных потребительских запросов, относительной прочностью
семейных институтов и т.п.) в общества модерна. Это относится и к Германии XIX
века, и к Японии эпохи Мейдзи, и к
Восточной Азии и Латинской Америке второй половины XX века.
В современной России нет традиционного
общества. Оно разрушено в ходе нескольких предшествующих модернизаций страны.
Подобное положение вещей предполагает, в
частности:
- отсутствие прочного
религиозно-этического фундамента модернизации;
- наличие первичного каркаса общества
потребления, что само по себе усложняет любые модернизационные реформы,
проекты и мероприятия;
- ползучую эрозию институтов государства,
свидетельством чему служит крайне высокий уровень коррупции.
В России ценности общества потребления
сочетаются с архаизированной экономикой. Именно приоритет потребительских
ценностей и форм мышления (при отсутствии органически усвоенных
традиционалистских стереотипов, унаследованных от прошлого) представляется
главным культурным препятствием российской модернизации: модернизация, особенно
на первых этапах, предполагает безусловный приоритет инвестирования, накопления
над потреблением, «цивилизации труда» над «цивилизацией досуга».
На сегодняшний день, в России в ходе
модернизации были сделаны несколько
фундаментальных реформ сразу в различных сферах, в частности, таких как:
высшее и среднее образование, научное развитие, государственная служба, военное
строительство, правоохранительная система, судопроизводство, массовая культура.
Несмотря на то, что достижения современной
России в плане развития достаточно скромны, ее граждане в целом оптимистично
воспринимают перспективу: значительное большинство россиян сходятся на том, что
новый виток модернизации выведет страну на новый, существенно более высокий,
чем в прошлом и настоящем, уровень развития и благосостояния, и лишь немногие
совсем не верит в позитивные результаты российской модернизации или считает,
что ее эффект скажется не раньше, чем нынешняя молодежь приблизится к
предпенсионному и пенсионному возрасту.
Опыт сближения постсоветской России с
Западом оказался разочаровывающим, а надежды, которые возлагались на этот
процесс, преувеличенными. И в настоящее время многие из наших сограждан, безусловно, согласны с тезисом о том, что
России нужен не Западный тип модернизации, а чувство общности, коллективизм и
жестко управляемое государство. Поэтому России на данный момент времени нужен
свой опыт модернизации. На начальных стадиях процесса модернизации, пока у
России не было необходимого для этого собственного опыта и социокультурных
ресурсов, ориентация на западные образцы (с некоторой, разумеется, их
адаптацией) даже вопреки недовольству значительной части населения была
неизбежной. К настоящему времени, однако, такие ресурсы накоплены и потому
сегодня ситуация представляется принципиально иной, что интуитивно и ощущает,
по-видимому, большинство населения.
Литература:
1.
Согрин, В.В. –
Современная российская модернизация: этапы, логика, цели. [Текст]: учебник / В.В. Согрин. - М.: ЮНИТИ,
2008. – 567с.
2.
Лапин Н.И. – Проблема
социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия [Текст]: Учебник / Н.И. Лапин.– М.: Пpиоp,
2009.– 96с.