О.Х. МУХАТОВА -

                                                                   доктор исторических наук,  профессор

                                                                   Казахского национального университета

                                                                   им. аль- Фараби   

                                                                   Республика Казахстан   

 

БАРЛЫБЕК  СЫРТАНОВ

борец интереса казахского народа

 

     Среди представителей национальной интеллигенции в начале ХХ века имя Барлыбека Сыртанова выделяется особо как историческая личность.   Автор - Конституции страны Казахов гордость Алаша. Казахское общество знает его как видного общественного деятеля, высоко образованного человека, борца за независимость своего народа, известного юриста. Это лишь одна сторона Барлыбека. Достойный гражданин  в трудные времена старался решать обострившиеся проблемы, таким образом, трудился во благо народа.

   Немало было сказано о жизни, обучении, правоведческой, общественной деятельности Барлыбека. О нем были изданы специальные фундаментальные труды  С.Узбекулы,, М.Койгелдиева, К.Нурпеиса, [1] но среда и исторические взгляды представителя движения Алаш не были исследованы. Поэтому цель нашей статьи показать его патриотические  качества, отношение,  любовь к родному народу.

   Барлыбек Сыртанов родился в 1866 году в семье шаруа (крестьянина) Семиреченской (ныне Алматинской) области в местности Карашокы Капальского уезда. Он из племени Найман, рода  Матай, родовой ветви Каптагай.

   Барлыбек благодаря авторитету и смелости своего отца Сыртана поступает на учебу в Верненскую гимназию для мальчиков. Верный это прежнее название города Алматы, ныне южной столицы Республики Казахстан. Сыртан своевременно был известным в Матайской среде, борцом за справедливость, грамотным и знающим человеком. Заботясь о будущем своих сыновей, Сыртан в 1874 году,  отдал  Барлыбека пен Турлыбека в подготовительный пансионат для детей казахов в городе Капал. Об этом  говорится в одном из документов, которые сохранены в архивных фондах: “В октябре 1874 г. киргиз Арасанской волости Сыртан Бокин привел в уездное управление двух детей 11-ти и 9-ти летних мальчиков и просил принять их в училище с условием, чтобы от него не требовали ничего за учебу, и  содержание, а также, чтобы при них находилась их мать, его старшая жена. Дети были приняты и размещены в юрту, данной Сыртаном на первое время пока не учтены средства для найма другой юрты” [2].

    Сказанного Сыртаном “Не будете требовать от меня средств ни на учебу, ни на содержание” подтверждают строки написанные в отчете-рапорте директора школы: “... Первоначально детям и их матери создали условия за счет средств выделенных  прямо, а потом эти средства были выисканы через областного управления и штрафов по решению уездных начальников. Двоим детям и их матери были выделены мизерная сумма, потому что пока им не нужно одежды, и так расходы на них из собранных штрафов составляют в разное время по разному (между 3 и 6 рублями), они поступают и собираются в депозите для капитала казахских школ” [3].

    Барлыбек  Сыртанов окончил с отличием Верненскую  гимназию и поступил   в Императорский университет в Петербурге. К зачислению авторитетного своего времени учебного заведения помог директор Верненской гимназии  Д. Новак. Он просил для Барлыбека выделить специальное средство на учебу, написал письмо-отношение военному губернатору Семиреченской области. В этом заботливом прошении было написано следующее: “Сыртанов Бардыбек, ученик 7 класса желает продолжать свое образование в высшем учебном заведении, но так как нет у родителей его средств для продолжения высшего образования, то покорнейше прошу Ваше Превосходительство, не найдете ли возможным пособлять ему из  каких-нибудь средств, состоящих в Вашем распоряжении, тем более что Сыртанов Бардыбек весьма смиреннего характера, вел себя в течение всего гимназического курса отлично, и, несмотря на затруднения, какие он, как инородец, должен был преодолеть, оказал очень хорошие результаты успехов, как приложенные при сем баллы, выставленные для допущения к испытанию зрелости, доказывают. Прошу покорнейше дать возможность закончить первому киргизу здешней страны высшее образование, что несомненно благодетельно отразится на все киргизское сословие” [4].

   Таким образом, при помощи поддержки Семиреченского (Жетысуского) военного губернатора Барлыбек Сыртанов одним из первых из края был принят на учебу в Петербургский Императорский университет.

   Барлыбек в 1890 году закончил с дипломом первой степени факультет востоковедения Петербургского университета по специальности  филолога арабско - парсидского и тюрко – татарского языков.  В студенческие годы он был свидетелем в столице Российской империи различных событий, познал культуру, искусство русского народа, в итоге росло его сознание, расширилось мировоззрение.  Полученные знания, среда, увиденное и услышанное повлияли на формирование у него самых ценных качеств,  в настоящего патриота, верного сына своего народа, борца за независимость страны, потому что его детство и молодость совпали с колониальной политикой России в казахской степи.

  Известно, что колонизация в Жетысу проходила в нескольких направлениях. Одна из них крестьянская колонизация. Для казаха самое главное честь, душа, скот, поэтому они говорили “Скот жертва души, душа жертва чести”. Чтобы пасти скот необходима была земля, т.е. пастбища. В начале ХХ века земельный вопрос был самым острым в Жетысу. Плодородную землю отбирали для строительства крепостей, казаки для ведения хозяйства, постройки станицы. Все это Барлыбек читал в литературе, а чаще всего видел собственными глазами. Поэтому он пытался решить земельный вопрос в интересах родного народа, но  Барлыбек перед огромной империей был бессилен, а ситуация была обострена.

В конце ХІХ – в начале  ХХ века в край большими потоками переселялись русские крестьяне. В целях быстрого осуществления политики переселения русских крестьян в казахскую степь царское правительство разделило   всю территорию Казахстана 1904-1905 годы на пять переселенческие районы: Тургай-Уральский, Акмолинский, Семипалатинский, Сырдаринский и Семиреченский. В этих областях Главному управлению землеустройства и земледелия  подчинялись специальные Переселенческие учреждения [5]. Одним из них  было Семиреченское управление по делам переселения, которое было образовано в начале ХХ века.

    Образованные в целях колонизации управления по переселенческому делу отобрали лишние земли в землепользовании у местного населения, готовили переселенческие уделы. Каждый год в Жетысуской области заранее планировались малые районы, в них образовались переселенческие полосы[6]. Таким образом, Переселенческое учреждение под руководством С.Н. Велецкого осуществляли колониальную политику царского правительства[7].  Тем не менее царский чиновник А.Л. Трегубов в своем исследовании [8] особо подчеркнул огромный фонд не использованных земель, в Жетысуском крае, поэтому считал, что еще   1 миллиона крестьян можно переселить[8, с. 42]. Он заключил, что особенно на территорию с китайской границей нужно тесно расположить крестьян.

    Российская империя придавала глубокое значение переселенческой политике, на окраине усилила Переселенческие учреждения. Пополняла их нужными кадрами, контролировали результаты работы. В связи с этим  в Жетысуском переселенческом районе число штатных работников год за годом было увеличено. Если в 1906 году в Жетысуском переселенческом районе работало 40 человек, то  в 1911 году их число увеличилось на 227 работников. Таким образом, каждый год число работников увеличивалось в среднем на  20-30 % [9]. Это доказывает, что колониальная политика Российской империи проводилась системно, организованно, быстро и осуществлялась успешно, а земельный вопрос в 1906-1916 годах решался в интересах империи.

     Жетысуское Переселенческое управление наряду с крестьянской колонизацией осуществляла духовную колонизацию. На заседениях учреждения заслушивались доклады  С.Н. Велецкого о заселении переселенцев и запланированных участках в Жетысуском крае. В докладе показано, что по всей области было построено и открыто всего  62 церквей и приходов: в Лепсинском  уезде – 12, Капальском уезде – 14, Жаркетском – 5, Верненском – 12, Пржевальском – 7, Пишпекском уезде – 12[10]. В Жетысуском крае  в 1906-1914 годах проводились строительство церквей-приходских школ, в итоге было построено  всего 27 здании[11]. В целях отчуждения метного населения от собственной культуры, религии Российская администрация увеличивало число русских школ и церквей. А местное населения не только не могло строить мечети и медресе, прокормить себя стало первоочередной проблемой.

    В 1891-1894 годы Барлыбек работал в городе Ташкенте, а затем перевелся на работу заведующим отделом по делопрозводству Семиреченского областного управления.

  В помощь своему народу, который находился в трудных условиях колониального режима он совместно с гражданином Ахметкаримом Зейнуллиным открыл “Туземный отдел” в внутри газеты “Семиреченские областные ведомости”. Таким образом, показывали тяжелое положение лишенного земли, свободы  народа через периодическую печать.[2].

     В 1903-1907 годы участвовал в группе по проверке границ Жетысу с Китаем,  отдал все силы, чтобы приостановить усиливший поток переселенцев из России в связи со Столыпинской аграрной реформой. Особо следует отметить, что Барлыбек противостоял колониальной политике чтобы защитить исконную землю оставленную предками. В то же время организовывал своих земляков против политики царской империи. Для этой цели он созвал съезд и выдвинул на повестку дня вопрос о требовании возвращения земель отобранных у казахов.   Данная проблема возникла в связи с усилением переселения в Жетысу русских крестьян,  отбором “лишних” земель, тяжелым положением казахов. Чтобы противостоять подобным мероприятиям царской власти, Барлыбек Сыртанов в 1910 году  21 октября в Узунагаче собрал областных казахов и провел специальное совещание.[3]. На собрании сам выступил с докладом, показал тяжелое положение народа, который лишался плодородных земель и вынужден был переходить на пустынные, полупустынные местности, показал последствия крестьянской колонизации. Он одухотворил подавленный народ, призвал  его к единству, борьбе и говорил следующее: “Соотечественники, русские крестьяне переселяются на наши земли, день за днем положение ухудшается, жить стало тяжело, вся земля перешла на пользование и собственность переселенцев, лишенные своих пастбищ бедные казахи переместились в пустынные края. Об этом теперь никак нельзя молчать, надо проснутся, наша задача отстаивать землю предков, родные края. Чтобы остановить поток крестьян, нам надо объединится всей нацией”.[4.]Поставив перед собой такую  цель, Барлыбек  в 1911 году, отправился в Петербург чтобы доложить царским властям тяжелое положение казахского народа. От имени населения Жетысу написал прошение, где смело показал обострившийся земельный вопрос, крайне тяжелое положение казахского народа.  ”С 1905 года в Семиреченской области производится отвод переселенческих участков из земель, находившихся в пользовании киргизов. Местная переселенческая организация отводит под переселенческие участки киргизские усадебные места, зимовки, культурные поля, занятые садами, искусственными рощами, клевером и пашнями, которые орошаются искусственными канавами-арыками, произведенными киргизами, ремонтируемыми ежегодно после спада весеннего половодья. Киргизы выселяются. Жалобы киргизов остаются без удовлетворения... Современная практика местной переселенческой организации Переселенческого Управления не только неотчуждаемые усадьбы, культурные поля, но идет в разрез существующему закону... 800 тысячное киргизское население Семиреченской области приходит в отчаяние, не находя защиты своих законных, кровных интересов и вынуждено просить о наделении их землею в размере надела оседлого населения, хотя это грозит разорением кочевого хозяйства и грозящего нищетою 800 тысячному населению и номадному краю”[5]. Это прошение заявление представителя национальной интеллигенции доказывает, что он был истинным служителем, верным сыном своего народа.

  Попытка решать проблему нации, земли это лишь одна сфера, одно направление деятельности Барлыбека в интересах народа.

    В 1911 году несмотря на болезнь Барлыбек Сыртанов отправляется с прошением в Санкт-Петербург от имени казахов, киргизов, узбеков, ногайцев где было изложено недовольство народа по поводу отбора лучших земель. Чтобы выполнить просьбу народа он долгое время находится там, в надежде, что царские чиновники рассмотрят данное прошение. К сожалению, русский аппарат был далеко от народа проживающего на окраине, поэтому даже не думал принять Барлыбека и послушать его высказывания.

    В период  «хождения по мукам» он встречается с известным в то время всей мусульманской общественности Алиханом Бухейхановым [2].

   Барлыбек боролся за независимость, проводил просветительскую работу чтобы приравнивать казахов с другими народами империи. На такие актуальные проблемы он посвятил ряд своих трудов. Чтобы скрыть себя от цензуры и врагов, Барлыбек использовал псевдоним “сын Алатау”, иногда “С.Б.Алашинский”.

   Одним из важных и ценных трудов Барлыбека Сыртанова является “Устав страны казахов”. Это на самом деле  Конституция казахского государства.  Во введении работы относительно истории написано следующее: “Страна казахов это древняя и в ней живет древняя нация. Ее история имеет глубокие корни. Существовала как независимое государство, защищал страну и землю. Число казахов достигло 7 миллионов человек. По численности в России на третьем  месте… Хан Абулхайыр в спешку сделал зависимым Младший Жуз России. Русский царь нарушил договор, построил крепости, усилил колонизацию, переселил крестьян, отобрал у казахов землю, хлеб, воду. Бедные казахи перестали быть хозяевами своей  земли, были притеснены засушливым районам”[6]. Автор давал краткую характеристику истории  казахов, пытался раскрыть причины превращения  казахских земель в колонию. Раскрывал последствий колониальной политики. Барлыбек считал  чтобы стать независимой страной необходимо иметь Устав. В этих целях готовил ”Устав страны Казахов”. Он состоял из четырех разделов. Они:  “О самостоятельности страны казахов как независимое государство”, “О правах человечества”, “О казахских землях”, “О судах”. Историческое значение раздела “О самостоятельности страны казахов как независимое государство” состоит в том, что в нем показаны основные положения правового общества. Например, политическая власть по его мнению выглядит следующим образом ”...4. Самый главный орган в стране Казахов – Национальный совет. Во главе этого совета стоит Президент, он избирается на четыре года.

5. Один Президент имеет право избираться  только два раза.

6. Президент правит страной через министров. Министров выбирает Президент, но решает Национальный совет правом голосования.

7. Министры отчитываются о работе перед Национальным Советом.

...В стране работает исполнительный, законодательный и судебные органы. Три власти друг- другу не подчиняются,  не допускаются недоразумения” [7]. Эти аргументы доказывают, что Барлыбек много читал и проводил поиски, он был образованным, знающим человеком. Мысли сказанные Барлыбеком полностью получили отражение в сегодняшней общественно-политической жизни независимой Республики Казахстан. Мечты Барлыбека в современных условиях осуществились, Казахстан развивается и становится известным всему миру.

    Раздел, где он писал о земле, требует особого внимания. Барлыбек:  “...19. Земли страны Казахов не продаются, бог создал  их чтобы люди пользовались землей.

“20. Природные ископаемые, леса, реки, озера, горы собственность страны”. 

   Содержание статей Барлыбека “Дети Бухарбая“, “Правила солидарности”. “Партия и неправильный налог” зов народа к содружеству, единству, воспитанию на основе традиции, т.п. [8] Его статья “Партия и неправильный налог”был опубликован в газете под псевдонимом“Дала уалаятының газеті”(Газета степного валаята) сын Алатау.

     В своих статьях  Барлыбек Сыртанов писал о просвещении, призывал родной народ к образованию, науке[9]. Он не только призывал народ знанию, а также помог многим последствии видным общественным деятелям, таких как М. Тынышпаев, С. Аманжолов, О. Жандосов поступить Верненскую гимназию. Наряду с этим Барлыбек в 1909 году имел влияние выделить средства школе для казахских детей Сейтбаттала Маманова в Капале. В последствии С.Маманов, затем Турысбек, Есенкул Мамановы построили школу и стали покровителями казахской молодежи [7. 30]. В одном из исторических источников по поводу деятельности такого характера Барлыбека написано следующее: ”Сыртанов Б. делает предложение местным зажиточным строить школу - мектеб и договорившись с Саркандским учителем Жихангереевым Фаизрахманом (он умер в Ташкенте в1964 году  настаивает на Мамановы, чтобы они строили мектеб, они соглашаются и тогда Сейтбаттал Маманов побыв в Алма - Ате у Сыртанова берет план мужской гимназии, Алма – Аты - Верного и по этому плану был построен мектеб в 1909 году. Хорошо помню этого мектеба в Карагаче, мектеб сломали в 1930-годах - Махмутовым. Сыртанов организует собрание среди аксакалов и советует об устройстве школ – обучать детей и девочек, а также перейти из кочевания на оседлость, предлагает 1 гильдии купцу Копальскому Абсаттарову Шаяхмету об устройстве 2-х школ среди них  Матай и Жалайыр” [7. 31].

      Как мы видим, Барлыбек пропагандировал просветительство, чтобы его народ был образованным и сознательным.

   Таким образом,  мы  проанализировали жизнь Барлыбека Сыртанова, интеллигента, который посвятил свою жизнь за процветание казахского народа, в связи  с его общественной деятельностью.

Барлыбек  - выходец из рода Кыдырали в Матае, его жизнь и свобода народа, его  упорная борьба за будущее  и культура являются образцом для будущего поколения. Он настоящий патриот, который любил родину и свой народ. Барлыбек ставил их выше, чем свою жизнь и свои интересы.  В свое время Бакытжан Каратаев, который высоко оценил человеческие качества Барлыбека,  сказал: «По моему, только ты удостоился доверия народа. Только ты имеешь право утверждать «я трудился во благо народа»» [10]. То, что это именно так, доказательством служат исторические источники и время.

 

                                       

1.Өзбекұлы С. Арыстары  Алаштың. -Алматы., 1988; Его же.. Барлыбек Сыртанов.-А., 1996; Қойгелдиев М. Алаш қозғалысы. -Алматы., 1995; Нұрпейіс К. Алаш һәм Алашорда. - Алматы., 1995.

2. Центральный государственный архив Республики Казахстан. Фонд-44.Опись-1. Дело-372. Л.1.

3. ЦГА РК.  Фонд-44.Опись-1. Дело-372, Л.12-13.

4.  ЦГА РК Фонд-64.Опись-1. Дело-2911. Л.2.

5.Свод законов Росийской империи. Книга первая. Второе издание. – СПб., 1913. – Т. 1-4. – 2774 с.

6. Сборник законов и распоряжений по переселенческому делу и по поземельному устройству в губерниях и областях Азиатской России (по 1 августа 1909 г.). – СПб.: изд. Переселенческого Управления, 1909. – 698 с.

7. Велецкий С.Н. Семиреченская область и ее колония. Итоги работ по колонизации Семиречья за 8 лет (1906-1913 гг.). – СПб., 1916.

8. Трегубов А.Л. Переселенческое дело в Семипалатинской и Семиреченской области. – СПб., 1910. – 78 с.

9. Свод законов Российской империи. Книга первая. Второе издание. – СПб.,

1913. – Т. 2. – 2774 с.1, с. 1178-1179

10.Смета на постройку школы на 6-м Чуйском участке, переписка с Туркестанской консисторией о постройке церквей // ЦГА РК. Ф. 19; Опись- 1, Д.-2706. Л– 191., Материалы о постройке церквей и школ на переселенческих участках  //ЦГА РК. Фонд заведующего переселенческого дела Жетысуского края. Ф. 19; Опись- 1, Д. 2767. Л– 191.

11. Таблицы о числе сельских школ и церквей в селениях Семиреченского переселенческого района // ЦГА РК.Ф. 19; Опись- 1, Д-. 618. Л – 10-14.

12.Ақыпбекұлы Ө. Барлыбек Сыртанов //Егемен Қазақстан. 26 сәуір 2006 жыл.

13.Федоров Е. Очерки национально-освободительного движения в Средней Азии. - Ташкент, 1925.-46 б.

14. Сыртанов Б. Жерді қорғау // Архив Барлыбека Сыртанова. 1-т. С.13.

15. Прошение Б.Сыртанова// Архив Барлыбек Сыртанова. 1-т. С. 1,4.

16. Сыртанов Б. Қазақ елінің Уставы // Архив Барлыбек Сыртанова. 1-т. С. 7-34, 35.

17. Өзбекұлы С. Барлыбек  Сыртанов. С.- 89.

18. Алатау баласы. Партия һәм низамсыз жиналған алым //Дала уалаятының газеті, 1897 жыл //Дала уалаятының газеті. Құрастырушы Ү.Сухбанбердина.-Алматы, 1994.С. - 590б.

19. Алатау баласы. Қазақ халқының қазіргі һәм ілгері күні турасынан бірнеше ойға келген сана //Дала уалаятының газеті. С. -541-542.

20. ЦГА РК. Фонд-135. Опись- 1. Д.- 564. Л-1.

21. Есенқұлұлы А. Қазақтың нобелі. - Алматы., 2009.

22. Мамания мектебі. - Алматы.,  2001.