Новак М.В.

ассистент кафедры актёрского искусства ГБОУ ВПО

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Театральный фестиваль как феномен

праздничной культуры

(на примере III Международного фестиваля детского и юношеского театрального творчества «На свет щепкинской звезды» и Всероссийского фестиваля «Актёры России – Михаилу Щепкину», г. Белгород)

 

Широко известно, что театр зародился в Греции, в период античности, из культа поклонения богу Дионису, а позже, был позаимствован римлянами. Первоначально, первые действия с перевоплощениями были организованы как часть праздников, которые проводились несколько раз в год (в Древней Греции – 3 раза, в Риме – 4 раза) [3, 13-16; 3, 61]. В период Средневековья, в странах Европы, ставились полулитургические и литургические драмы, мистерии, миракли, фарсы, моралите, и причиной такой постановки мог быть, опять же, праздник – Рождество, Пасха, приезд знатной особы и т.д. [3, 87-100]. Таким образом, театр изначально являет собой праздничную культуру, имеющую связь с духовной, религиозной стороной жизни. Но, театр так же принадлежит и народной культуре, поскольку во все времена шёл путями развития этой культуры.

Несмотря на то, что спектакли уже давно не являются «священным действием», современные постановки, всё же, организовываются и репрезентируются как праздничное событие, (и, в большей степени, это, конечно относится к «квинтэссенции театрального искусства» - к фестивалю). Г. Гадамер, рассуждая о театре, приводит один из признаков праздника – особое, собственное время. Праздник возвращается, повторяется, существует в своей периодизации, он, можно сказать, даже неподвижен во времени. Даже если праздник является одномоментным действием, в нём, всё равно, сливается воспоминание о каком-либо событии и настоящее время [2,157]. Применительно к театру, Г. Гадамер это расшифровывает так: каждый спектакль является связью между ритмичностью и реальностью [2,159]. Таким образом, каждое представление следует ритму, что и выдаёт праздничный его характер. В отношении театрального фестиваля это замечание более чем верно: почти все фестивали - серийное событие, повторяющееся раз в два или три года. А, кроме того, они, обычно, бывают приурочены к какой-либо круглой дате, давнему событию, к жизни известной личности. Наконец, фестиваль является для его участников-театров очередной вехой, определяющей, что театр живёт и развивается, «пройденной ступенью», «взятой высотой». Являясь, зачастую, главным событием года в мире театрального искусства, фестиваль отмеряет временные отрезки жизни труппы, коллектива, даже самого театрального здания, сцены, которое, опять же, по театральным традициям, часто одушевляется.

Обратимся к нашим примерам – III-му Международному фестивалю детского и юношеского театрального творчества «На свет щепкинской звезды», (который проходил в г. Белгороде, с 16 по 20 ноября 2011г. и был организован Белгородским государственным институтом культуры и искусств), Всероссийскому фестивалю «Актёры России – Михаилу Щепкину» (г. Белгород, в 2011 году состоялся в 8-ой раз, периодичность – 1 раз в несколько лет, организатор - БГАДТ им. М. Щепкина). Так, фестиваль юношеского театрального творчества был приурочен к освобождению М.С. Щепкина от крепостничества, а фестиваль «Актеры России…» начинался с празднования 200-летия со дня рождения М.С. Щепкина [4]. В том и другом случае, был найден «условный» временной ритм, который объединил потребность в театральной цикличности, потребность в упорядочивании творческой жизни со значимой для общественности личностью. Это может объяснять, почему фестивали – широко распространённая форма творческого общения. Помимо этого, показ постановок по классическим произведениям является традицией, которая тоже связывает реальность и прошлое. 

Такую же мысль - об особом времени праздника - высказывает и М.Бахтин. Он указывает, что праздничность становится таковой, когда бытиё получает «санкцию… из мира идеалов» [1]. В основе праздника лежит та или иная концепция времени, а сами праздненства могут быть связаны с кризисными моментами. В работе Бахтина о Рабле и народной культуре средневековья находим ещё несколько признаков, которые могут отличать праздничную реальность. Это то, что: 1). с праздником внешне и внутренне связана игра, 2).в праздничной атмосфере само собой происходит уравнивание людей, 3).изобилие и праздник связаны между собой [1]. Конечно, его наблюдения касаются, прежде всего, культуры Средневековья и Ренессанса, но, нам кажется, что это может быть верно и для современной культуры.

В театральной жизни кульминациионным моментом может являться подтверждение своего статуса тем или иным дипломом, наградой, признанием зрителей и коллег, отзывами критиков и прессы. Именно для возможности сравнения театральной режиссуры, актёрских работ организовываются фестивали. Однако, в практике организаторов – награждать, пусть даже неравнозначно, всех участников, все творческие коллективы. Награда носит символический характер – это эмблема, статуэтка, какой-либо дизайнерский предмет. Фестиваль как игра – состязание незначительно содержит соревновательный компонент. Заключительным этапом профессионального общения является вручение ответных подарков на церемонии закрытия, посвящение тёплых слов, пожеланий, сценическое выступление. Обычно, на фестивалях репрезентируется атмосфера равенства, которая должна подчёркивать беспристрастное судейство, открытое профессиональное общение, чувство сопричастности как к событию, так и к творческому цеху. Например, необычным образом закончился фестиваль «На свет щепкинской звезды», когда, нарушая ход завершения фестиваля, большая часть зрителей в зале поднялась на сцену для совместного танца, а некоторые руководители коллективов «прервали» церемонию награждения ради обмена подарками. Пожалуй, здесь уже можно говорить о сохранившейся театральной культуре, когда актёр, ощущая себя странником, любезно ведёт себя с незнакомым коллегой, и даже обязан придти на помощь (пример отношений можно увидеть в диалоге актёров в «Лесе» А.Островского).

Существует мнение, что фестивальная программа должна быть чрезвычайно насыщенной, являть собой изобилие, даже избыток зрительских и профессиональных впечатлений. Так в фестивале «На свет щепкинской звезды» приняли участие 18 коллективов, что создало необходимость ставить в программе на один день 4-5 спектаклей. Однако, далеко не все фестивали строятся таким образом, например, в фестивале «Актёры России – Михаилу Щепкину», обычно, принимает участие до десятка коллективов.

Г. Гадамер говорит о театре, выполняющем «в рамке праздника» функцию создания сообщества из своих участников. При этом, в исторической ретроспективе, зритель играет равную роль с исполнителем [2,159]. Действительно, всякий спектакль, даже небольшая сцена – это коллективный труд, совершённый ради чего-то существенного; и чем значимее событие, тем большее количество людей участвует. Посвящаясь в суть представления, зритель совершает свой труд. Привлечение на фестиваль в качестве зрителя сторонней аудитории, сотрудничество со спонсорскими организациями, возможно даже благотворительные акции необыкновенно расширяет круг вовлечённых лиц, придавая ещё большую значимость событию. Интересно, что в Средние века, когда в городах ставились мистериальные представления, зритель был неотличим от актёра, ведь в представлениях участвовали сотни людей, большая часть городского населения. Современный театр стремится к интерактивности (порой, ради эксперимента), к задействованию зрителя, как на уровне прямого действия, так и в предоставлении зрителю полной возможности самому находить смысл изображаемого. Взаимодействие зрителя и исполнителя – сохраняет опыт праздничности театра [2, 164].

Ещё одна идея Г. Гадамера – о том, что подражание преобразует действительность [2,163]. Любая сценическая постановка способна преобразовывать действительность, однако существует ещё одна возможность преобразования – обращение к сказочным сюжетам, к музыкальным спектаклям, к весёлым, комедийным формам (в нашем случае – сюжет из деревенской жизни «Любовь зла, или к гадалке не ходи» Е. Венедиктова, реж. И.Севастьянова). Сказка – иносказательный, завуалированный, но простой для понимания «месседж». Сказка имеет отношение к народной культуре, а хороший финал соответствует радостному настроению аудитории. Программа фестиваля «На свет щепкинской звезды» была насыщена сказочными сюжетами – это «Приключения Буратино или тайна золотого ключика» А.Рыбникова (реж. Н.Вильковиская), «Осенние истории, которые рассказывал Ёж и К» А. Козлова (реж. Е.Нескромная), «Русалочка» Г.Х. Андерсена (комп. Л. Федосеева-Москалёва, Б. Савельев, реж. М.Филатова), «Проделки Козы-Дерезы» Е. Смолина (реж. А.Леонова), «Именинница» Т.О. Петраковой, Н.П. Петраковой (по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»), «Как Бабы-Ёжки Новый год встречали» М. Мокиенко (реж. А.Трофимов). Отчасти, такой факт объясняется тем, что: 1). коллективы, привозящие сказки на какой-либо процент состоят из детей; 2). коллективы принадлежат домам культуры или домам детского творчества, и осуществляя постановки, ориентируются на аудиторию, которая скорее всего придёт на спектакль; 3). постановки создаются к определённому событию, например к новогодним праздникам, сказочно-волшебная ситуация которых предопределена. Но, с другой стороны, режиссура в сказках не всегда была направлена только на детскую аудиторию, как в случае со спектаклем «Мальчик с пальчик и его родители» М.Бартеньева, (реж. А. Гушт). В программе были и «сказки для взрослых» - например, «Ассоль» П. Морозова (реж. В.Габузова), «Ангелочек» по рассказу Л.Андреева (реж. М.Русакова). Сказочный сюжет не случайность, а следствие праздничной атмосферы, или даже причина создания её. Наиболее «не сказочным» сюжетом обладал спектакль «Записки юного врача» по циклу рассказов М.Булгакова (реж. Ю.Чернышёв), и «Две поэмы» по произведениям А. Вознесенского, Е. Евтушенко (реж. Л. Васина).

Итак, фестиваль, как феномен праздничной культуры содержит в себе особый ритм времени, равнозначность участников, соучастие, сопричастность, переживание, коллективность, является своеобразным кульминационным моментом для театральных коллективов. Именно в такой атмосфере существуют театральные фестивали.

 

Литература:

1.     Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса [эл. ресурс] код доступа: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html

2.     Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. – С.155-165

3.     История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Ч.1.- под ред. Г.Н. Бояджиева.-М.: Просвещение.-1971.-360с. 

4.     Официальный сайт  БГАДТ им. М. Щепкина.-Код доступа: http://www.beltheatre.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=34&Itemid=51 (дата обращения – 3 января 2012)