Ставцева И.В.

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Синергетический подход в педагогической работе
с клиповым мышлением учащихся

Информационный период развития общества привел к сильным информационным перегрузкам во всех сферах жизни людей, влияющих также на работоспособность и скорость принятия решений. Такие серьезные трансформации заставили к себе приспосабливаться: менять отношение к данным и способы работы с информационным потоком. Благодаря своей гибкости, человеческое мышление стало работать быстрее за счет большей избирательности, пропуская только необходимую информацию и блокируя ненужную. Эффектом такой перемены стало так называемое «клиповое сознание», или «клиповое мышление», суть которого заключается в выхватывании отдельных фрагментов реальности и смысла, несвязанных друг с другом, но ярких и запоминающихся.

Клип-культура как принципиально новое явление была описана американским футурологом Э. Тоффлером, охарактеризовавшим таким образом культуру будущего, основанную на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортную для людей соответствующего склада ума. В своей книге «Третья волна» Э. Тоффлер так описывает клип-культуру: «на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, и обстреливают нас разорванными и лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» [5, c. 160].

В России о клиповом сознании стали говорить в 90е годы XX века. Так, в своей книге «Метафизика Пата» 1995 года философ-археоавангардист Ф.И. Гиренок определяет сущность данного явления следующим образом: «клип отменяет сознание, создавая клиповое сознание, которое реагирует только на удар» [3, с. 123]. В 2010 году среди предпосылок клипового («альтернационного») мышления культуролог С.Г. Фрумкин выделяет: ускорение темпа жизни, потребность в большей актуальности информации, увеличение разнообразия поступающей информации, появление многозадачности и потребность в выполнении большого количества дел одновременно, распространение диалогичности на разных уровнях социальной системы [6]. Данный комплекс предпосылок привел к формированию того неоднозначного, социально сложного явления клипового мышления живущих в XXI веке людей, каким оно является сейчас.

В целом, эпитет «клиповый» за время своего существования приобрел ярко выраженную негативную коннотацию, что отчасти можно объяснить консервативным настроем уходящего поколения и нежеланием принять новую реальность такой, какой она является, но одновременно и его заботой о будущем своих детей. Нельзя не согласиться с основным противопоставлением в теории клиповости Ф.И. Гиренка целостного, линейного, понятийного мышления клиповому. Однако, с другой стороны, встает вопрос о том, возможно ли достижение баланса этих двух крайних точек мыслительной деятельности у одной личности?

Что меняет в нашей жизни высокая информационная скорость – культуру, тип мышления, сознание, картину мира? Как реагировать на это педагогам: подстраивать подходы и стратегии в соответствии с новой реальностью или направить все усилия на трансформацию и перестройку познавательной сущности учащихся? В любом случае, если клиповое мышление – это реалия настоящего дня, особенность психики современной молодежи, то не подлежит сомнению необходимость подвергнуть этот феномен глубокому анализу с целью определения стратегии педагогической деятельности, напрямую зависящей от мыслительных способностей учащихся.

Проанализировав работы исследователей в области философии, культурологи и психологии, рассматривающих феномен клиповости [1, 3, 4, 5, 6], нам удалось зафиксировать ряд противоречий, связанных с людьми «нового когнитивного стиля» и определяющих, на наш взгляд, основы проблемы клипового мышления, это противоречия между:

·     «мозаичной» и целостной картинами мира;

·     восприятием разрозненных смысловых фрагментов и длительной линейной последовательности;

·     высокой скоростью обработки небольших порций информации и глубиной проработки деталей;

·     способностями к многозадачности и концентрации внимания.

Областью, наиболее чувствительной к последствиям означенных психологических противоречий, является педагогика, которая непосредственно связана с ментальными способностями учащихся и призвана опираться на них в теории и на практике. Рассматривая клиповое сознание применительно к педагогической науке, мы наталкиваемся на новый комплекс противоречий между:

·     «текстоцентрической» педагогической культурой и «внетекстовым» уровнем восприятия, характерным для современной молодежи;

·     консерватизмом образовательных учреждений и стремлением учащихся к отражению всего нового в своем мировосприятии.

Возникновение педагогических противоречий клиповому сознанию обусловлено, с одной стороны, сущностью традиционной образовательной парадигмы, которая, будучи стройным, сложившимся явлением, с запозданием отвечает на молниеносные изменения современного общества, где информация является абсолютной доминантой. С другой стороны, вырисовывается явное несоответствие обновленных внутренних ожиданий обладателей клипового сознания размеренному ритму образовательных устоев. Уже не представляется возможным вариант передачи накопленных знаний от педагога к учащемуся и проверка усвоения конечной последовательности фактов. Конечное превращается в бесконечное, а ограниченное лишается своих границ, реализуясь в адекватной настоящему времени концепции образования в течение всей жизни.

Преодоление возникших противоречий возможно только в тесном взаимодействии педагога и учащегося как субъектов образовательной деятельности в их синергизме в рамках современной трактовки педагогики информационного общества. Солидаризуясь с Л.К. Гейхман, мы полагаем, что образовательная деятельность в эпоху клипового мышления и выдвигаемых им фундаментальных задач будет наиболее эффективной в рамках синергетической педагогики, «такого направления, которое нацелено на исследование сложных нелинейных открытых систем и подсистем – общества и образования, личности студента и личности преподавателя, а также педагогического взаимодействия, возникающего в этих системах» [2, c. 7].

Потенциал синергетического подхода мы оцениваем как очень высокий за счет того, что, работая в ситуации неопределенности, такой подход компенсирует крайние точки взаимодействующих систем, приводя к общему результату, не сводимому к сумме единичных, так как, согласно первому принципу синергетики, «новый порядок, созданный из хаоса, не сводится к сумме частей, его породивших». Но, с другой стороны, необходимо с осторожностью относиться к использованию нового подхода, и, несмотря на то, что «синергетическая парадигма расценивается учеными как новая научная картина мира, открывающая перспективы междисциплинарного синтеза» [2, c. 14 – 15], ее применимость и преимущества нуждаются в экспериментальной проверке и доказательстве, что является предметом нашего дальнейшего исследования.

Литература:

1.         Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н.В. Азаренок // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений – Ответственный редактор А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009 – С. 110 – 112

2.         Гейхман, Л.К. Синергетическая педагогика / Л.К. Гейхман, Л.В. Кушнина, А.В. Кушнин – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2011. – 177 с.

3.         Гиренок, Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека) / Ф.И. Гиренок – М: «Лабиринт», 1995 – 201 с. 

4.         Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза – М.: «Эксмо-пресс», 2009 – 830 с.

5.         Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер – М.: Изд-во «АСТ», 1999 – 261 с.

6.         Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста / К.Г. Фрумкин // Ineternum 2010, №1 – Режим доступа: [http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm 02.01.2012]