Осипова А.В.
Ростовский государственный экономический
университет (РГЭУ (РИНХ)), Россия
Подходы личностно
ориентированной парадигмы образования в воспитании обучающихся
Современная личностно ориентированная
парадигма образования использует в воспитании обучающихся подходы такого рода,
как антропологический, ценностный, духовно-ориентированный; подходы, включающие
системы и законы воспитания – деятельностный, целостного образовательного
процесса, содержательного концентризма, самовоспитания; подходы использования
программ воспитания на основе ценностной пирамиды, алгоритма, выбора
приоритетов и технологий, концепций воспитания в вузах; системно-целостный
подход. Кратко остановимся на некоторых из предложенных подходов.
Антропологический
подход к воспитанию. В.И. Максакова
констатирует [8], что воспитание возможно потому, что оно соответствует самой
природе человека, его основным видовым особенностям, из-за способности человека
к самоанализу, самонаблюдению, самооценке, самоконтролю, без чего невозможен
воспитательный процесс. Только человек – существо духовное, осуществляющее
поиск истины, добра и красоты, ориентирующееся на идеальные образы и
представления, руководствуясь совестью, стыдом, долгом, что и определяет
механизмы воспитания. Способность к воспитанию развивается в течение всей
жизни. Воспитание имеет целостный и противоречивый характер: каждый воспитатель
является воспитанником и наоборот, т.е. любой человек – это объект и субъект
воспитания одновременно.
Ценностный
(аксиологический) подход к воспитанию.
Е.В. Бондаревская отмечает, что категория «содержание воспитания»,
разрабатываемая теориями педагогики, переведена в ранг процесса воспитания,
который формирует те или иные качества личности без осмысления, почему именно
эти качества и почему с помощью этих организационных мероприятий. Содержание же
воспитания может быть только ценностным,
т.е. нравственным, повернутым в сторону общекультурных
человеческих ценностей на основе не знаний, умений, навыков, и включенным в деятельность. Сама культура
как сущность содержания должна быть осмыслена в категориях личностно
ориентированного подхода. Человек культуры – это цель личностно
ориентированного образования. Идея незавершенности человеческой личности
противостоит идее ее целостности и объясняет постоянное стремление человека
культуры к творчеству, саморазвитию, самоизменению. Большое внимание уделяется
индивидуальной педагогической поддержке: средства общей педагогической
поддержки – доброжелательность, взаимопонимание и сотрудничество; средства
индивидуально-личностной поддержки – диагностика развития, обученности,
воспитанности, ситуаций успеха, условия самореализации [2].
В обращении Святейшего Патриарха
Московского и Всея Руси Кирилла на совещании по высшей школе говорится, что
воспитание призвано создавать систему ценностей; если мы высоко поднимем планку
культурных, интеллектуальных и духовно-нравственных требований, то люди будут
бояться выпадать из общей системы ценностей [12].
Духовно-ориентированный
подход к воспитанию. Т.И. Власова [3]
разрабатывает педагогику духовности, указывая, что современное образование не
выполняет своей главной задачи по личностному становлению школьников, поскольку
одной из базовых характеристик личности является ее духовность, которая в
стихийно формирующихся рыночных отношениях принимает релятивистский оттенок.
Перед российской системой образования лежит проблема обучения выбору ценностных
ориентиров в ситуации идейного хаоса нравственной всеядности. Культурный
человек приравнен к его потребительскому эквиваленту, нет моральных
обязательств, ответственности перед обществом, семьей. Цель воспитания, считает
Т.И. Власова, – это духовно нравственный, душевно и физически развитый,
творческий и свободный человек, гражданин Отечества. Воспитание – это процесс
становления системы ценностей у детей, направленный на овладение смыслом
человеческого бытия. С точки зрения Т.И. Власовой, следует преодолеть разделение воспитания на его части.
Такого же мнения придерживается М.В.
Кларин, который пишет о том, что педагогический стереотип рассматривает
воспитание по отдельным направлениям – нравственное, трудовое, физическое и
проч. Именно воспи-тание духовности есть центральное, ядерное,
системообразующее направление воспитания, которое позволяет сориентировать его
позитивный результат в развитии отдельных качеств, способностей ребенка [3].
Т.И. Власова стремится ответить на вопрос,
каково же место «духовности» в структуре целей воспитания обучающихся? В целях
воспи-тания, отражается экзистенциальный смысл конкретной эпохи, т.е. концент-рируется
обобщенная точка зрения общества на смысл жизни, реализовать который будет
подрастающее поколение. В России исторически цель воспита-ния предусматривала
заботу об уникальности детей для сохранения чело-вечества. Тогда в понятие
«воспитание» вовлекаются такие факторы, как «индивидуальность», «уникальность»,
«социализация», «совместная деятель-ность», «культурное развитие»,
«саморазвитие», «субкультурное развитие» (профессиональная культура).
С позиций личности «культура» – это
творческая деятельность человека во всех сферах бытия и сознания; это система
ценностей – физических (валеологических); эстетических; интеллектуальных; это
способ развития человека и нравственных и гражданских ценностей; это результат воспитания. Это
экзистенциальные ценности.
Этапы воспитания включают целеполагание;
переживание; осмысление; отношение; рефлексия; моделирование; «преодоление».
Большое внимание уделяет воспитанию религиозный подход. Так В.И. Аксенова
считает [1], что Библия в христианстве должна рассматриваться как
духовно-нравственные заповеди человечеству. Истины Библии (прежде всего Нового
Завета) призваны сделать человека более совершенным, поскольку содержит
сентенции следующего рода: не будьте лицемерами; не судите, да не судимы
будете. Особенно значимыми считаются кротость, смиренномудрие, совесть.
Духовность проповедуется как единство молитв, слов и дел. В этом заключается
главное достоинство человека. У каждого человека свое предназначение, которое
следует реализовать и выполнить, не гордясь, а живя по заповедям Господа
нашего. Всегда следует искать добра и друг другу, и всем. Как тело без духа
мертво, так и вера без дел мертва. Библия – это морально-этический кодекс
человечества.
Главное внимание, как считает К.Т. Магомед, в исламе уделяется проблеме становления цельной личности,
свободной от психических отклонений, плохих привычек и умственных расстройств,
на базе ценностей и принципов ислама. Воспитание означает постепенное создание
личности и совершенствование ее, пока она не оформится окончательно и не
обретет свои отличительные качества. Для реализации программы ислама в области
достижения равновесия, умеренности и стабильности используются четыре основных
инструмента – ум, душа, совесть и тело, находящиеся в гармонии относительно
друг друга. Программа воспитания призвана пробудить в уме и душе ребенка
подлинные ценности и здоровую мораль, приобщить его к общественной жизни и
правильному поведению. Ребенок должен быть правдивым, спокойным, смелым, любить
знания и науку, уметь дружить, быть чистым, верить в Аллаха, любить Отечество,
соблюдать порядок, служить родителям, развивать свои таланты и способности [4].
Воспитание включает в себя духовное и
нравственное воспитание, воспитание истинного мусульманина, воспитание в духе
Корана, воспитание умственных и познавательных способностей, интеллекта,
физическое воспита-ние, социальное, экономическое, эстетическое,
художественное, воспитание девушек и руководящих кадров.
Подход
к воспитанию на основе выбора приоритетов. Индивидуальная образовательная
траектория – это персональный путь реализации личностно-го потенциала
каждого ученика в образовании, т.е. совокупность его способ-ностей –
организационно-деятельностных, познавательных, творческих, комму-никативных и
иных. При этом подбираются приоритетные
виды деятельности сугубо индивидуально для каждого ученика.
Как считает И.П. Подласый, приоритеты,
которые составили вечные человеческие добродетели, – это 49 главных качеств
(семь вечных доброде-телей, умноженные на семь витков прогресса), формированием
которых следует заниматься в семье и школе, что и составляет программу
воспитания (полная характеристика каждого качества, гарантированный уровень их
сформированности, сроки формирования – 11 лет пребывания в школе, стоимость
формирования каждого качества и всей программы). Предназначена только для
среднего слоя нашего общества [11].
В.А. Капранова отмечает [5], что
приоритеты школьного воспитания за рубежом зависят от национального
менталитета, традиций, культурных и духовных ценностей и задач, стоящих перед
обществом. Интеграционные процессы в западноевропейском регионе способствовали
появлению европейского воспитания граждан (культура, роль иностранных языков,
граждановедение, международные встречи разного рода и т.п.); экологичес-кого воспитания – познание
природы, школьное экологическое воспитание, средства массовой информации; воспитания подростков (особенно
актуально в США из-за неблагоприятных социальных тенденций, распада
традиционных нравственных норм, кризиса семьи, снижение авторитета церкви у
молодежи, пропаганда насилия в СМИ, рост преступности среди подростков); гражданского воспитания (праздники,
церемонии, мемориалы, исторические места). В Японии цель обучения в школе –
воспитание, для чего изучается предмет под названием «Мораль», в котором
представлены приоритетные личностные качества: преданность стране, императору,
уважение человечес-кого достоинства; стремление к построению культуры, богатой
индивидуаль-ностями; забота о здоровье, преодоление трудностей для достижения
целей, коллективное начало. В Китае поставлена перед школой задача построения
«духовной цивилизации». Основа качественного образования в Китае – это не
обучение, а нравственное воспитание. Акцент делается на идеалы китайской
морали, привычки к нравственному совершенствованию, на лучшие психологи-ческие
качества личности, здорового образа жизни. В основе лежит конфуцианство как
политическая идея, объединяющая Китай. Это абсолютный слепок национального
характера китайской нации. Конфуцианство – не то, что должно быть, а то, что
уже сложилось, уже живет и развивается [9].
Таким образом, в настоящее время
зарубежное воспитание рассматрива-ется как важнейшая часть образовательной
политики соответствующего государства и занимает первое место до обучения.
Технологический
подход к воспитанию. Б.Т. Лихачев
описывает технологию учебно-воспитательного процесса в их единстве, считая, что
технология учебно-воспитательного
процесса есть совокупность психолого-педагогических установок, определяющих
специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов воспитательных
средств (схем, чертежей, диаграмм, карт); она реализуется в технологических
процессах. Этот взгляд разделяет и В.Д. Симоненко. Технологическими процессами в теории воспитания являются методика
организации коллектива, «коммунарская педагогика», организация внедрения единых
требований, самоуправления, соревнования, системы воспитательных работ [7].
П.И. Пидкасистый предлагает использовать технологическую карту воспитания, в
которой педагогический вектор (направление профессио-нального постоянного
внимания на объект, существенный в развитии личности) гарантирует позитивные
социально психологические образования в личностной структуре воспитанника.
Генеральная цель такого воспитания – формирование гармонически развитой
личности, готовой и способной исполнять ряд социальных ролей через овладение
разными видами воспитания, образа жизни, потребностей. Воспитание должно
осуществлять только в коллективе [10].
Теорию и технологию воспитания детского коллектива
А.С. Макаренко разбавляет через организацию производства и получения конечных и
промежуточных результатов деятельности, а также с помощью двух методик – коллективной творческой деятельности (КТД) и
коллективно-творческого воспитания (КТВ). По мнению А.А. Плигина, данная
система воспитания (КТВ) представляет собой личностно-ориентированную
технологию. КТВ – актуально, поскольку не создано более стройной
личностно-ориентированной технологии воспитания – коллективной и
личностно-направленной одновре-менно. Но, к сожалению, в данный момент такие
технологии не востребованы из-за социальных и идеологических перемен в нашем
обществе. Сместились личностные ценности и приоритеты общественного развития,
которые требуют обеспечения автономии личности и предотвращения нивелирования
личностного развития в целом. В практике современной школы произошло вытеснение
воспитательных технологий как таковых. Большое внимание уделяется только лишь
разработке образовательных технологий.
В.И. Лещинский считает, что при личностно
ориентированном подходе в воспитании личность воспитывает личность, помогая ее
саморазвитию. Он предлагает следующий алгоритм выхода на личность: отбор
материала (социо-культурного опыта) → группа, которая влияет на личность
→ процесс общения → самоизучение → самоанализ [6].
И последняя группа технологий,
используемых в воспитании обучающихся, это технологии разного рода
воспитательных мероприятий, представляющие собой концепции воспитания в учебных
заведениях в виде внеучебных мероприятий.
Литература:
1.
Библия:
духовно-нравственные заповеди человечеству [Текст]: учеб. пособие / сост. В.И.
Аксенова. – Ставрополь: СКИПРО, 2001. – 31 с.
2.
Бондаревская, Е.В.
Педагогическая культура как общественная и
личная ценность [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика, 1999. – № 3.
– С. 37-49.
3.
Власова, Т.И. Педагогика
духовности [Текст]: научное издание. Кн. 1. Духовно ориентированное воспитание
школьников и студентов / Т.И. Власова. – М.: изд-во АКП и ППРО, 2009. – С.5.
4.
Воспитание подрастающего
поколения в мусульманском обществе [Текст] / состав. К.Т. Магомед. – Дагестан:
экспертный совет Духовного управления мусульман Дагестана, 2007. – 88 с.
5.
Капранова, В.А.
Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом [Текст]: учеб. пособие
/ В.А. Капранова. – Минск: ООО «Новое знание», 2004. – С. 76-83.
6.
Лещинский, В.И.
Педагогическая технология личностной ориентации [Текст]: учебник / В.И.
Лещинский. – Воронеж, 1998. – 80 с.
7.
Лихачев, Б.Т. Педагогика
[Текст]: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 146-173.
8.
Максакова, В.И.
Педагогическая антропология [Текст]: учеб. пособие / В.И. Максакова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2006. – С. 64-75.
9.
Маслов, А.А. Конфуций за
30 минут [Текст] / А.А. Маслов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 60 с.
10.
Общая и профессиональная
педагогика [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.Д. Симоненко. – М.:
Вентанд-Граф, 2006. – С. 252-300.
11.
Подласый, И.П.
Педагогика [Текст]: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. –
С. 384-419.
12.
Совещание по высшей
школе. Обращение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла [Текст]
// Высшее образование сегодня. – 2009. – № 4. – С. 5-7.