Нургалиева А.К., Апсаликова Ж.Ш.

Павлодарский государственный педагогический институт, Республика Казахстан

УБЕЖДЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Процесс формирования мировоззрения - это целенаправленное формирование идейно-нравственной убежденности. Убеждения, как правило, характеризуются определяющим влиянием идейных побуждений (идей) на деятельность, поведение и личностное развитие человека. В этом смысле под убеждениями следует понимать совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности и искусству, которое определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждение есть результат сложнейшего интеллектуально-эмоционального процесса и жизненного опыта личности, в результате которых усваиваемые знания (идеи) приобретают силу глубоких внутренних мотивов и стимулов поведения и служат основой укрепления ее волевых усилий.

Глубоко личные убеждения, которые проявляются лишь тогда, когда политические и нравственные понятия осознаются в процессе активной деятельности и глубоких переживаний определяются как мировоззренческие идеи. Сущность убеждений как компонента мировоззрения можно представить в совокупности следующих групп мировоззренческих идей. Мировоззренческие убеждения отражают научное понимание закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. Эти убеждения - идеи можно подразделить на несколько групп. Одна из них связана с материалистическим пониманием закономерностей развития природы, отвергающим религиозную, идеалистическую трактовку картины мира и отражение ее в сознании человека. Вторая группа убеждений связана с материалистическим пониманием закономерностей развития общества. Сюда относятся понятия о закономерности смены общественно-исторических формаций; о движущих силах общественного развития; о роли народных масс; о роли науки и техники в общественном развитии. Третья группа мировоззренческих убеждений тесно связана с первой и второй группами и отражают общую концепцию познаваемости мира, признание того, что сознание человека определяется условиями материальной жизни общества и отображает объективно существующую реальность. Можно выделить группу этических представлений, связанных с принятием и утверждением сущности морали. Мировоззрение включает и систему эстетических представлений, отражающих принципы реализма, утверждение познавательного значения искусства, связи идеологического, этического и эстетического и т. д.

Взгляды человека, опирающиеся на мировоззренческие идеи о закономерностях развития общества, тесно связаны с определенными эмоциями, которые условно можно назвать мировоззренческими чувствами, - это чувство патриотизма, общественного долга, коллективизма. Эмоциональность нужна для того, чтобы бороться за свои взгляды и убеждения. Содержанием убеждений выступают моральные знания о принципах, понятиях, нормах, правилах, ценностях, идеалах, образцах и т.д. Следует отметить, что знания механически не переходят в убеждения. Для этого необходимо личностное отношение к ним, то есть следует их понять, осмыслить [1]. Усвоение моральных знаний во многом зависит от опыта личности и её отношения с окружающими людьми. Переплетаясь с волевыми качествами, они составляют мотивы, установки, направленность личности, только после этого они определяют деятельность людей, в процессе которой формируются поступки.

Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания, и это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, ее активной практической деятельности. Мировоззренческие убеждения представляют собой единство компонентов: интеллектуального (знания о предметах, явлениях, процессах, мировоззрение, представление о своей жизни); эмоционально-волевого (отношение к миру, своим связям, чувствам); поведенческого (предрасположенность к тому или иному типу социального поведения). На основе анализа научной литературы нами определены компоненты, критерии и проявления мировоззренческих убеждений, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Компоненты мировоззренческих убеждений

Компоненты

Интеллектуальный

Эмоционально-волевой

Поведенческий

Критерии

Сформированность мировоззренческих идей (принципы, жизненные цели)

Сформированность мировоззренческих чувств (система эмоционального отношения к убеждениям)

Сформированность практико-действенной направленности

Проявления

Прочность и осмысленность мировоззренческих убеждений

Настойчивость в достижении поставленной цели

Направленность воли на реализацию убеждений

Осознанное субъективное отношение к знаниям

Умение преодолевать трудности

Активная жизненная позиция

Гуманистическая направленность личности

Умение регулировать эмоции

Устойчивое нравственное поведение

 

Основой, фундаментом, на котором базируется мировоззрение, являются знания. Чтобы быть в состоянии выражать свое отношение к тем или иным явлениям действительности, чтобы что-то оценивать или быть в чем-то убежденным, надо, прежде всего, знать его. Вот почему в процессе формирования мировоззрения первостепенное значение имеет овладение учащимися глубокими и прочными знаниями основ наук. Чем прочнее и осмысленнее знания, тем обстоятельнее школьник анализирует акты; чем глубже проникает его мысль в сущность понятий, законов и идей тем шире становится педагогические возможности для выработки взглядов и убеждений. Знания могут носить описательно-констатирующий характер, и не оказывать существенного влияния на взгляды и умонастроения личности. Нужны специальные педагогические усилия и осуществление специфической и целенаправленной воспитательной работы в системе урочных и внеклассных занятий, которые способствовали бы переводу знаний во взгляды и убеждения и оказывали бы действенное влияние на формирование у учащихся мировоззрения.

Мировоззренческие убеждения личности представляют собой центральное образование, определяющее направленность, отношение к тому или иному явлению действительности как к ценному или неценному с позиции общечеловеческой морали, являющей собой высший уровень регуляции социальным поведением личности. Социально-нравственные взгляды, идеалы и убеждения занимают стержневое место в системе ценностных ориентаций.

Мировоззренческие убеждения основываются на ценностях Отечества, его культуре и его истории; самобытности народа, которая отличает его от других, позволяет быстро осваивать все формы коммуникативности и взаимодействия людей своего круга и языка; ценности человеческой жизни, уважении прав и свобод людей; ценности семьи, брака, любви и родительства, ценности жизни ребенка в глазах старших поколений; ценности природы, бережное отношение к ее богатству; ценности личных человеческих качеств, таких как мужество, смелость, решительность, благородство, рыцарское отношение к женщине.

Таким образом, мировоззренческие убеждения школьников представляют собой исходные основы научных взглядов и идей, тесно связанных с чувствами и волей. Они вооружают человека научной методологией и способами мышления, дают возможность объяснять мир с научной позиции, познавать его, опираясь на законы диалектики, и участвовать в его преобразовании.

Литература:

1 Трацевская А.В. Воспитание убеждений у младших школьников в процессе игровой деятельности. – Творческая педагогика. – А., 2008. - № 3.