Педагогические науки / 4.Стратегические направления реформирования системы образования

 

Цыренова Т.Л.

 

Бурятский государственный университет, Россия 

 

деятельность как средство развития способности личности к Творчеству

 

Приоритетной задачей современного образования является становление творческой личности и создание условий для ее развития, а именно формирование творческих способностей ребенка. Безусловно, личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера его жизни, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это деятельность. Именно деятельность является уникальным средством развития личности ребенка.

С точки зрения психологии  творчество и рассматривается как разновидность деятельности, поскольку личность развивается и проявляется в деятельности. Этот закон был открыт и получил всеобщее признание Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном [1, 5].

Деятельность выступает в качестве средства активного взаимодействия личности со средой, в которой она достигает заранее поставленной цели, возникшую в результате определенных потребностей, с ее изменением и совершенствованием. Прежде чем человек начнет осуществлять деятельность, появляется потребность, как уровень неопределенности, когда личности ясно, что ей необходимо делать, но что именно – осознается недостаточно. Каждая из осознанных потребностей подкрепляется или опровергается мотивом.

Мотивация творческой деятельности представляет тенденцию к риску, основанному на желании достичь неопознанное, проверить свои предельные возможности. Мотивационной характеристикой творческих личностей по Беррону является «моральная привычка» самоотверженно трудиться, «отдавать все себя работе». С этим трудно не согласиться. Однако полностью проверенных данных этих характеристик пока не имеется. Этот отчасти объясняется отсутствием измерительных инструментов в этой области исследования.

Взаимосвязь творчества и деятельности в последние десятилетия предопределило все психологические исследования проблемы творчества. В  частности, введение принципа деятельности как формы взаимодействия человека и мира, в котором человек сознательно и целенаправленно изменяет мир, способствовало разработке различных подходов в теории творчества.

Отражая и осваивая в процессе деятельности внешний мир, человек творит свой внутренний мир, который, в свою очередь, направляет, регулирует и активизирует деятельность [3]. Внутренний мир человека всегда работает, и мера его напряженности является показателем духовного богатства его индивидуальности. Эффект этой работы проявляется в поведении и в деятельности как продукте творчества.

Творчество возможно лишь тогда, когда личность с интересом и любовью относится к выполняемой деятельности, когда сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость того, что делает. В этом случае деятельность является основной формой проявления личности и ее таланта. Это объясняется тем, что творчество как процесс рождения нового входит различным образом даже в очень далекие друг от друга виды деятельности и, возможно, в разные уровни проявления. В этом контексте деятельность – это аналог творческого процесса.

Познание деятельности осуществляется на исследования ее  как системного образования. В этом случае деятельность представляется как сложная динамическая система, состоящая из последовательности определенных действий, которые, в свою очередь, имеют операционную структуру.

По определению А.Н. Леонтьева действие – это целенаправленный процесс, побуждаемый не самой целью, а мотивом деятельности в целом, которую реализует данное действие. Здесь, как правило, каждое действие характеризуется промежуточной целью, подчиненной общей цели деятельности [3]. Важно при этом помнить, что способность осуществлять то или иное действие по оптимальным параметрам составляет умение. В свою очередь, навык рассматривается как способность осуществлять оптимальным образом ту или иную операцию, включающую определенные действия. Так, Н.В. Кузьмина считает, что умения - это приобретенная человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях [2]. В связи с этим, в отличии от принятого многими исследователями, Кузьмина всегда ставит после знаний – навыки, а только потом – умения.

Сознательно контролируемый навык по своему происхождению отличают от операций, образовавшихся путем подражания. Прежде, чем стать сознательно контролируемым, навык был предметом специальных действий, занимал структурное место в цели действия, т.е. создавался актуально. Такой навык считается результатом процесса, построенном на высшем неврологическом уровне [4].

Далее остановимся на характеристике структурных компонентов деятельности. Структура деятельности была представлена многими исследователями (Э.Г. Юдин, А.Г. Спиркин, В.Д. Шадриков Т.В. Кудрявцева и др.). Наиболее близкой к контексту нами рассматриваемого исследования является структура деятельности, представленная А.Н Леонтьевым, который считает ее составляющими: потребности; мотив, побуждающий личность к деятельности; цель; средства, с помощью которых эта деятельность осуществляется; результат [3]. При этом  в качестве основы для творчества А.Н. Леонтьев и выделяет мотивированную деятельность и входящие в ее состав целенаправленные и взаимосвязанные действия (операции), обеспечивающие использование имеющихся условий и средств для достижения результата деятельности [3]. Как видно из вышеобозначенных рассуждений, любой вид деятельности весьма сложное образование, в которое включены и используются все психические процессы, свойства личности и ее способности.

Рассмотрение различных аспектов сущности деятельности позволяет выделить ее преобразовательный характер, определяющий активность личности, направленный на объекты и субъекты, где сама личность является субъектом деятельности.

Активность при этом имеет формы процесса, включающего ряд трансформируемых друг в друга временных этапов деятельности. Источником активности, как, впрочем, и творчества, является потребность и осознанная цель. Это составляет отличительную особенность творческой деятельности. С этой точки зрения деятельность – это творческое преобразование окружающей действительности. 

Потенциально человек способен к овладению любым видом деятельности. Он может обладать универсальными метапроцедурами, позволяющими ему создать свои способы решения конкретных интеллектуальных и творческих задач.

Итак, деятельность творческой личности – такое явление, составляющие компоненты которой находятся в постоянных взаимосвязях и трансформациях. Она обязательно направлена на создание нового материального или духовного продукта.

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что творческой можно считать такую деятельность, в которой полностью или частично отсутствуют или представлен неясно хотя бы один из ее компонентов, неизвестно хотя бы одно действие или не определена последовательность этих действий.

Таким образом, творческая деятельность имеет свои специфические закономерности, свои структурные компоненты, свое содержание, этапы или стадии осуществления. Для их развития необходимо использовать в практике образования методы обучения, основанные на организации продуктивной познавательной деятельности обучающихся, в частности решение творческих  задач.    

При традиционных формах обучения, подросток, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т.п. Однако он не принимает участия в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с олимпиадными или конкурсными задачами (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Творческие способности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся, об этом никогда не стоит забывать педагогам. Никакой рассказ о роли гипотезы не сможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Только практический опыт исследования развивает творческие способности. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

Школьники в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

Основными проблемами развития способности личности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решения задач, или назовем это не желанием человека работать в силу своих возможностей.

Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у наших детей, во многом зависит от нашего внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать.

Литература:

1.      Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1983.,

2.      Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985.

3.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 65 с

4.      Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.).

5.      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. - М, 1946