Педагогика
/ 5. Современные методы преподавания.
Олейников А.А., к.п.н.
Шварцкоп О.Н., магистр
педагогики и психологии
Костанайского государственного педагогического
института, Казахстан
Компьютерные
системы в совершенствовании преподавания иностранных языков
Сегодня, когда компьютерные системы применяются
во всех сферах человеческой деятельности. Наиболее актуальным становится
проблема обучения иностранным языкам в условиях виртуальной реальности. Учитывая,
что мы мыслим образами, а под каждым образом подразумевается действие, то можно и необходимо создать
педагогические условия, при которых процесс запоминания происходит быстрее. Сознание
воспроизводит мысленный, субъективный знаниевый образ реальной действительности.
Необходимо отметить, что сознание и мышление выступают основой не только сознательного, но чувственного и
подсознательного, то есть функциями восприятия, ощущения, воображения, мыслительной
деятельности.
Компьютерная модель
(динамический образ) как общая категория изучаемого языка - это
визуализированные в анимированном формате средствами компьютерной системы,
условный или мысленный или знаниевый образ, анимированное изображение, описание,
схема или чертеж, график, план, карта или прообраз, образец какого-либо объекта
или системы объектов, используемых в определенных условиях в качестве их заместителя. Компьютерная
имитация реальной действительности позволяет задействовать механизм восприятия, т.е. перенести визуальные образы
на визуальные отношения (здесь под
отношениями мы понимаем динамичность образов и их усвоение), сохраняющие
характеристики реальности, но исключающие сам физический (зрительный) контакт.
В преподавании иностранного языка восприятие
осуществляется через мысленный образ, основанный на символах и знаках. Это, в
свою очередь, позволяет предположить, что теоретически мы можем использовать компьютерную имитацию, как таковую, для вычисления
величин любой иллюзии, вызываемой у человека в изучении другого языка.
Применение дидактических возможностей
компьютерных систем в изучении
иностранных языков - есть модификация внутренней формы предмета иностранного
языка, в смысле внешней формы обучения,
где последняя соотносится с формой полиязычного образования [1]. Соответственно
меняются способы и приёмы осмысления
полученной знаниевой информации об изучаемом языке, создаются условия для
перехода от частных способов обобщения, формирующихся в конкретной ситуации, к
более общим, формирующимся в видоизменённых ситуациях.
Процесс обучения языку посредством динамических
образов необходимо рассматривать как многогранную и взаимообусловленную
деятельность участников педагогического процесса, направленную на отбор,
систематизацию и представление учебной информации в виде динамических знаниевых
образов посредством компьютерной системы. Освоив способы действия с
динамическими образами, отражающими языковую среду, у учащегося формируется мотивация познавательной деятельности,
которая характеризует отношение обучаемого
к тому или иному проявлению действительности и связана с возникновением
потребности к познанию иностранного языка. Создаваемый компьютерной системой, динамический
образ направлен на активизацию мысленных действий обучаемого, в силу наличия у
него взаимосвязанных систем отражения действительности в сознании, есть выражение
его интереса.
Анализ полученных результатов позволяет сделать
выводы, что обучаемый действует в рамках традиционной мыслеформы, выделяя узкую
область в качестве цели своей познавательно-творческой деятельности, в то
время как необходимо осознание им ценностного значения изучаемого языка, понимание его смысла. Так, методы динамизации знаниевых образов, преимущественно позволяют исследовать
опытным путем сферу социальных и личностных интересов в освоении языка, а тренинги
позволяют наращивать знание путем
расширения рамок сознания и самосознания обучаемого, анализировать многообразие возможных
мысленных форм решений проблемных ситуаций в конкретной языковой среде.
Литература:
1. Гальскова Н.Д.
Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.:
АРКТИ, 2000.