Педагогические науки / 5.Современные методы преподавания.

 

д. культурол. доцент Суленёва Н. В.

Челябинская государственная академия культуры и искусств, Россия

Современная медиакультура в аспекте изучения аудиочтения

Аудиокниги существуют не в безвоздушном пространстве и история их создания состоит в непрестанной борьбе одних методов с другими, в обмене эстетическими находками, во вторжении не только форм одного жанра, но и излюбленной им тематики в другой жанр. Аудиопроизведение требует как от своего создателя, так и от реципиента конструирующего контекста – модели «большого мира». Видимая ограниченность созданного художником произведения преодолевается благодаря его имплицитному значению. Смысл конкретного аудиопроизведения может быть многомерен и абстрактен, но он принадлежит к определенной традиции, познавательному контексту.

Работая над записью аудиокниги, режиссер создает новые измерения, новые компоненты художественного текста: аудиообраз через речевое действие. Аудиозапись открывает целое поле особой перцепции и специфической видимости художественного текста, вызывая некую, по определению Ж. Делёза, «гипертрофию зрения». Однако, постановочный дискурс не должен быть избыточным повторением художественного текста, он должен стать его «виртуальной транскрипцией» [2,с.120], поскольку рождается новое произведение и внутри художественного текста возникает коммуникативный процесс.

Опираясь на другие виды искусства, на культурные традиции, на достижения в области гуманитарных наук, режиссер меняет структуру своего художественного мышления, формирует его глобальный характер. По мнению А. Я. Зися, умение масштабно мыслить (в творческом отношении) рождает необходимую свободу в эстетическом освоении жизненного и литературного материала. Это ведет не только к созданию новых ценностей, но и ставит новые вопросы формирования современной эстетической аудиореальности. Синтез освобождает «художника от строгой канонической регламентации» [1,с.123]. 

Любая схематизация реальности (в данном случае аудиореальность художественного текста) является знаковой. Соответственно, все знаки, как когнитивные, так и коммуникативные, должны быть прочтены и всеми этими процедурами чтения необходимо владеть режиссеру и чтецу.

Учитывая специфику аудиочтения, его опосредованное общение со слушателем, чтецу необходимо проводить «репетиции в воображении», культивировать в себе способность «принятия роли другого», «встраивания себя» в ситуацию. В конце ХХ  века, когда бум информации, сопровождаемый развитием средств массовой информации и новыми технологиями, достиг нашей страны, в ее орбиту были включены и произведения печати и традиционное чтение. Чтение стало трактоваться как получение смысловой информации, заключенной в тексте.

Широкое распространение в этой связи получило скорочтение, нацеленное на быстроту выборки из текста нужных сведений и на соответствующую реакцию глаз. Со временем в массив информации стали вводить и художественную литературу. Однако через некоторое время стало ясно, что не информацией одной жив человек. «Все чаще стали раздаваться голоса об иллюзорности всесилия информации. Все заметнее в гуманитарной сфере зазвучало мнение, что информация, удовлетворяющая утилитарным потребностям человека, не ведет к подъему культуры, к облагораживанию ума и сердца человека, не разрешает духовного кризиса: информированность и безнравственность хорошо уживаются друг с другом» [3, с.107]. Как видим, требуется решительный поворот к этической культуре, художественно воплощенной в истинном искусстве [там же]. Информация должна быть уравновешена гуманизацией человека и, следовательно, чтением. Информационный подход к литературе  нарушает у читателя восприятие, гасит эмоции и воображение, снижает творческий потенциал, способность словесного самовыражения и человек ожесточается.

Продолжая решать проблему взаимодействия современного человека с книгой, ученые (Е. Я. Дубнова,  И.Тихомирова, А. А. Урбан и др.) и деятели искусства (И. Л. Андроников, Г. В. Артоболевский, С. С. Клитин, А. Н. Петрова и др.) определяют чтение как то ядро, в котором потенциальная культура, содержащаяся в книгах, реализуясь в сознании читателей, преобразуется в новый пласт культуры. Аудиочтение–культура сливаются в единое целое, открывая новый вектор читателю, отличный от информационного. Он направлен не столько на удовлетворение запросов читателей, сколько на их корректировку, на селекцию чтения, на рекомендацию лучшего, наиболее значимого в книжном мире, на содействие более полному творческому освоению его, соответствующему жизненным задачам личности и эффективному использованию свободного времени.

Специфика аудиочтения требует ответа на вопрос, который поставил перед собой философ и психолог В. Рогозин в одной из своих статей: «Где мы находимся, когда читаем: перед текстом, внутри текста или за текстом?». Если мы находимся перед текстом, мы ищем в нем информацию, оперируем чужими словами и предложениями. Находясь внутри текста, мы включаемся всем существом в происходящее: сопереживаем, сожалеем, радуемся с его героями и авторами. Ребенок в этом случае говорит: «Я как будто жил среди героев», «Я как будто сам там был» [3, с.109]. Находясь за текстом, но под его влиянием, мы мысленно продуцируем новую реальность, в центре которой оказываемся мы сами. Читать можно в разных вариантах, но если мы говорим о радости этого процесса и его возвышающем влиянии на человека, их дают только два последних, обеспечивающие эмоциональную вовлеченность и подлинную свободу творчества.

Аудиокниги - это рожденные чтецом впечатления, масли, чувства, образы, аналогии, мечты, воспоминания и многое другое. Соответственно, прослушивая аудиокнигу, человек не только воспринимает услышанное, но и воссоздает новое по тем меркам, какие согласуются с его душевной организацией. Поэтому неслучайно полноценное аудиочтение иногда называют созидающим, помогающим человеку выстраивать мир в полнозвучии и многокрасочности.

Интерпретируя текст на основе постоянного диалога с гипотетическим слушателем, чтец прогнозирует процесс опосредованного общения с рецепиентом: позволяет увидеть нечто новое в тексте и помогает самому стать слушателем-герменевтом.

Воспроизводя в аудиокнигах текст, чтец невольно адресует свои ощущения, мысли своему слушателю, пусть еще не явному, но без которого все становится бессмысленным. Пространство аудиочтения, обладающее качествами нелинейности, содержит креативный потенциал самоорганизации чтеца и слушателя. Самоорганизация проявляется, прежде всего, в их интеллектуальной деятельности. И как всякий человеческий труд, заключающий какую-либо долю изобретательности, как всякий производственный акт, заключающий долю свободы, как всякое движение организма, проявляющее его самопроизвольность, вносит в мир нечто новое, так и аудиокнига творит новую форму.

В современной медиакультуре существование аудиокниг расширяет объем «прочитанной» слушателем литературы. Вдумываясь в слова Ж.П. Сартра о том, что  читают второпях и берутся судить прежде, чем осознают смысл прочитанного, полагаем, что научиться слушать аудиокниги – значит владеть инструментом для понимания и знания «текстов  и бесконечных их комментариев». Сегодня читатели пассивны по отношению к писателям. Они ждут, чтобы им навязали идеи и формы нового искусства. Непрофессиональный читатель ищет в самых разных книгах собственные мысли, другие ему не нужны. Он только хочет, чтобы ему их представили в великолепной форме, что в состоянии предоставить им аудиокниги, ведь для профессионального чтеца работа с литературным источником – это мнение о настоящем во имя будущего.

Литература:

1.     Зись, А. Я. Виды искусства / А. Я. Зись. – М.: Знание, 1979. - 128 с.

2.     Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мира / И. П. Ильин. – М.: Интрада, 1998. - 227 с.

3.     Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь – справочник для библиотекарей / И. И. Тихомирова. М.: Школьн. библиот., 2004. – 248 с.