Педагогические науки

 

Д.п.н. Полынская И.Н.

 

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Россия

 

Дистанционные образовательные технологии при подготовке будущих специалистов в области преподавания изобразительного искусства

 

Изменившиеся социально-экономические условия, приобщение России к мировому сообществу, проводимая сегодня реформа образования предъявит новые, современные требования к уровню подготовки человека новой формации, обладающего не просто полученным багажом знаний, умений и навыков, но и, что значительно важнее, умеющего использовать этот багаж для постоянного обновления знаний в условиях динамично меняющейся реальности.

Информатизация современного общества привела к изменениям в разных сферах профессиональной деятельности на основе внедрения в нее новых образовательных технологий. Эти изменения коснулись и педагогическую науку. Так в процессе обучения будущих педагогов изобразительного искусства становится необходимым условием, обеспечивающим эффективную, качественную и продуктивную профессионально-ориентированную фундаментальную подготовку специалиста, сочетающую высокий уровень предметных знаний, широкий спектр практических умений и, как интегрирующий фактор, креативную составляющую, которая позволяет использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых, нестандартных ситуациях, пользоваться новыми информационными технологиями для непрерывного пополнения и корректировки имеющегося багажа знаний.

Несомненно, что система педагогического образования позволяет реализовать различные типы индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от способностей, возможностей и потребностей конкретного студента.

В рамках реализации индивидуальной образовательной траектории особое значение приобретает самостоятельная творческая работа студента, призванная максимально раскрыть способности и возможности каждого. Поэтому необходимы концептуально новые подходы к использованию новых информационных технологий в художественном и дизайнерском образовании, новые методы, приемы и формы обучения, которые бы соответствовали требованиям нашего времени.

Учитывая современный уровень развитости ИКТ (информационно-комуникационные технологии) (карманные компьютеры; смартфоны; доступность Интернета, включая мобильную Wi-Fi-связь; экономическая необременительность высокоскоростного неограниченного трафика; огромные объемы памяти всех этих устройств и т.д.), следует говорить не просто об ЭОР (электронные образовательные ресурсы), а об учебно-методических комплексах нового поколения (УМК НП), который используется в учебном процессе интегрированно и взаимосвязанно. При этом УМК НП представляет собой электронный образовательный ресурс (ЭОР) в разных программных реализациях:

    DVD-ROMверсия для самостоятельной работы в автономном режиме;

    СЕТЕВАЯ — версия для коллективного обучения в локальной сети вуза;

    SCORM — версия для организации дистанционного обучения. «Дистанционное обучение « в данной концепции понимается такая организация учебного процесса, которая совмещает очное обучение с самоподготовкой в сети Интернет под контролем преподавателя или тьютора;

    OFF-LINE — версия, когда занятия скачиваются и проигрываются в of-line;

    ON-LINE — версия, когда занятия проигрываются в on-line с удаленного сервера;

    MOBIL — версия для обучения в of-line с помощью ПК (персональный компьютер) или смартфонов;

    ВИДЕОверсия для DVD-проигрывателей или кабельных телевизионных сетей;

    КНИЖНАЯверсия — «твердая копия» — конспект лекций, учебно-методические комплексы, технологические карты и т.п. [1, с.48].

В настоящее время в профессиональное образование активно внедряется такой предмет, как компьютерная графика. Компьютерная графика — это синтетический предмет, соединяющий знания, технологию и эстетику рисунка, живописи, и композиции и других пластических искусств с компьютерными технологиями.

Освоение средств компьютерной графики предполагает исследование инструментария этих средств в профессиональной подготовке художника-педагога, а также его разностороннюю подготовку в сфере новых информационных технологий.

Являясь необходимым атрибутом учебной работы, компьютер делает возможным выполнение части действий студентов, а также, что немаловажно, реализацию творческих идей.

Наиболее эффективный способ организации учебно-познавательной деятельности студентов с учетом развитых у них способностей и накопленных навыков компьютерного обучения включает:

    выработку правильного пути решения поставленной преподавателем задачи по работе с графическими изображениями;

    формирование мотивации познавательного интереса в изучении программных продуктов (Corel Draw Adobe Illustrator, MacromediaFreeHand, Macromedia Flash, Paint, Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Paint Shop Pro, Microsoft Photo-Draw, Adobe Photo Deluxe, Corel Painter и др.);

    установление рационального, дидактически оправданного диалогового общения студентов с компьютером на всех этапах представления и усвоения соответствующей учебной информации;

    гармоничное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм компьютерного обучения;

    организацию и проведение деловых игр, научных конференций, диспутов, «круглых столов» с применением новых информационных технологий (использование средств мультимедиа в обучении, создание презентаций, работа с локальными глобальными вычислительными сетями, знакомство с современными периферийными устройствами, видеоконференциями);

    активизацию учебно-познавательной деятельности студентов, развития их самостоятельности в выполнении поставленных перед ними заданий;

    организацию оперативного контроля и самоконтроля результатов учебно-познавательной и творческой деятельности с последующей (в случае необходимости) коррекцией процесса обучения;

    выяснение наиболее эффективных путей формирования творческих способностей студентов;

    установление оптимальных пропорций между компьютерным и традиционным обучением;

    организацию наиболее продуктивной по своим результатам системы взаимодействия преподавателей и студентов, а также студентов друг с другом в условиях компьютерного обучения и др.

Решение перечисленных задач требует поиска действенных путей разработки нового содержания обучения. От современного педагога требуется постоянное изменение методики организации учебной деятельности таким образом, чтобы развивающее обучение стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Средства мультимедиа оказались чрезвычайно полезным подспорьем в процессе освоения самых разных отраслей знания. Благодаря которым любой изучаемый предмет становится наглядным и «живым». Сочетание традиционных и новых средств в обучении изобразительному искусству должно ликвидировать шаблонность занятий, сделать их интересными, а также обеспечить более высокий уровень усвоения материала.

Информационную роль в обучении изобразительному искусству играют различного рода наглядные средства, аудио и видеозаписи, слайды, которые способствуют непосредственному чувственному восприятию происходящего на занятии. В преподавании рисунка хорошо использовать мультимедиа-программы, демонстрирующие технику рисунка, приемы и способы изображения, поэтапность ведения рисунка и методическую последовательность.

В цикле интегрированных занятий по живописи компьютерная графика выступает как моделирующая среда для обучения цветоведению, объемно-пространственным отношениям и композиции живописных произведений. Компьютерная техника в данном контексте представляет широчайшие возможности изучения цветовых отношений, нюансов, а также способов взаимодействия объектов реального мира на плоскости и в пространстве [2, с.78].

С помощью современных информационных технологий прекрасно рассматриваются композиционные элементы: точка, линия, пятно, свет, цвет, плоскость, пространство. Соподчинение элементов, приемы гармонизации композиции: контраст, нюанс, тождество; масштаб, масштабность; симметрия, ассиметрия; пропорции, ритм; статика, динамика, композиционный центр; нахождение колористической гармонии, тональной и пространственной организации изображения — в поле пристального внимания педагога.

Работа с различными арт-энциклопедиями позволяет учащимся зрительно знакомиться с творчеством мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, самостоятельно изучать и сравнивать стилистические особенности, что дает возможность самостоятельной аналитической работы с информацией: визуальной и текстовой.

Как представляется, современный педагог должен органично использовать все преимущества информационных технологий и воспитать у своих студентов умения применять эти технологии как в учебной и будущей профессиональной деятельности, так и в непрерывном процессе самообразования. Дать импульс к новому виду творчества, вызвать интерес к искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы. 

Перспектива приближающейся массовой компьютеризации обучения создает необходимость большого целенаправленного труда в данной сфере: нужны глубокие и разносторонние исследования процесса обучения с точки зрения целесообразности и эффективности внедрения ПК, детальная разработка конкретных методик, в конечном счете — создание принципиально новой модели всего процесса обучения.

Дистанционные образовательные технологии при подготовке будущих специалистов в области преподавания изобразительного искусства может быть успешной только при постоянном контроле деятельности студента со стороны преподавателя, вариации поставленных задач в зависимости от успехов студента; в этой связи необходимо развивать и рефлексию студента, его способность к самооценке. Особое значение приобретает постоянный мониторинг, текущий, промежуточный и заключительный контроль.

Из этого следует, что уроки изобразительного искусства с использованием дистанционных образовательных технологий способствуют решению проблем эстетического воспитания и развитию творческих способностей обучающихся.

 

Литература:

1. Аветисян Д.Д. Образовательный контент для дистанционного обучения // Преподаватель XXI век. – 2099. № 1 часть 1. – С. 48.

2. Дмитренко О.В. Использование передовых технологий обучения при подготовке будущих специалистов в области художественного образования // Преподаватель XXI век. – 2009. – №  2 часть 1. – С. 78.