Проблема этно-национальной толерантности в обучении истории в школе

Скрябина Татьяна Олеговна

доцент, кандидат  педагогических  наук

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» ( г. Ялта)

Евпаторийский институт социальных наук

Постановка проблемы. Глубинные процессы политических, экономических и социальных преобразований сопровождаются пробуждением национального самосознания народов, населяющих нашу страну. Сегодня, когда идет процесс демократизации и деполитизации образовательной системы, когда гуманизация становится характерной чертой украинской школы, делаются попытки вернуть её в лоно культуры появилась возможность ставить и решать проблемы этнонациональной толерантности.

Анализ последних публикаций. Проблемы этно-национальной толерантности рассматривали в своих работах К. Баханов, О. Безкоровайна, Я. Береговой, Ы. Бех, А. Леонтьев, Е. Пометун, Д. Полторак и мн. др.

Цель написания статьи. Проанализировать проблемы этно-национальной толерантности при изучении истории в условиях общеобразовательной школы.

Изложение основного материала. Украина одна из стран, где проблема толерантности стоит очень остро. Терпимость в изложении многих авторов учебников, особенно в советский период, имела негативное значение. Повсюду говорилось о нетерпимости к тем, кто шагает не в ногу в борьбе с проявлением чуждых взглядов, о необходимости отстаивать единственно правильную точку зрения [1].

История тесно связана с пониманием категории толерантности. Содержание изучаемых в школе курсов истории может помочь раскрыть сущность толерантности, ее место в развитии человеческой цивилизации, укрепить согласие, взаимопонимание в современном обществе. Современный мир полон острых национальных конфликтов, а также продолжающихся попыток идейной реставрации теории расового превосходства, теоретического оправдания насилия на национальной почве.

Необходимым условием формирования толерантного сознания является постоянное обращение к опыту современной действительности в стране и в мире, понимание связи уровня конфликтности в обществе с типом политического режима, господствующей идеологией, выработка понимания сущности конфликтов, нетерпимости, терроризма, причин живучести предрассудков и заблуждений. Особенно важно уяснить главную причину разрушения человеческой личности в ХХ веке страх перед террором, геноцидом, «образом врага», порождающего в людях настороженность, подозрительность, желание расправиться с неугодными [3, с. 48].

В какой же мере вопросы формирования этно-национальной толерантности решаются в процессе обучения истории? Прежде всего, эту задачу должны решать школьные программы и учебники. За последние 10 лет произошли позитивные изменения в отражении многих событий политической истории в толерантном духе. В программах провозглашены социальные цели исторического образования: воспитание уважения к плюрализму в оценке событий, терпимости и способности воспринимать «инаковость». В учебниках представляется не одна, а несколько точек зрения на события.

В практике обучения истории имеют место просчеты в формировании этно-национальной толерантности, недостаточное внимание к региональной, локальной истории (АР Крым). В последнее время, когда под влиянием усиливающихся негативных явлений в мировом и отечественном социуме возникают региональные, национальные конфликты, войны, происходит массовая миграция населения, остро встает вопрос о формировании национального самосознания граждан современного полиэтничного государства.

Обучение истории должно базироваться на следующих компонентах: любви и уважении к своему этносу, своему народу; чувстве принадлежности к многонациональному обществу, общегосударственном патриотизме, сопряженном с отказом от национального (этнического) тщеславия; ощущении причастности к мировому (и европейскому, как его части) сообществу, чувству ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира [4].

Для решения этой задачи, прежде всего, учителя должны осознать, что обучение истории может быть важным фактором в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами. Оно не должно превращаться в инструмент идеологических манипуляций, пропаганды или распространения ксенофобских, расистских, шовинистических взглядов или нетерпимости. Чтобы укрепить согласие, взаимопонимание и толерантность в современном обществе, учителям истории нужно преодолеть:

– односторонность при освещении истории (аспект доминирования истории государства при недостаточном внимании к истории многих народов);

– подчеркивание особого пути государства в мировом историческом процессе;

– преобладание внимания к истории войн и конфронтаций;

– представление исторических событий с позиции только одной из участвовавших в них сторон, отражение господствовавшей в данный момент точки зрения;

– слабую координацию материала по истории Украины и всемирной истории [2, с. 8].

Преодоление недостатков в обучении истории, связанных с отражением интолерантности (лат. into-lerantia непереносимость, нетерпимость) состояние сниженной переносимости каких-либо факторов), зависит не только от внесения исправлений в учебники, программы. Многое могут сделать учителя истории в процессе изложения нового материала, в ответах на вопросы учащихся, организации их самостоятельной работы.

Объяснить школьникам значение вклада каждого из народов в развитие культуры Украины крайне важно для формирования диалектики понимания этнонациональной толерантности в вопросах развития культуры.

Наряду с формированием национального самосознания в процессе обучения истории в ряде регионов нашей страны, где проживают многочисленные народы (например АР Крым), нужно заботиться и о стимулировании национальной самоидентификации. В этой ситуации очень важно в соответствующих формах пробуждать идеи национальной самоценности, самобытности малых народов, идею общего дома, в котором каждый народ должен ощущать теплоту дружественной поддержки соседа и взаимопомощь [7 ].

Для достижения взаимопонимания и толерантности в отношениях между народами рекомендуется расширять применяемые формы занятий и учебной работы школьников. Речь идет об активных формах работы с учебниками, изучение многообразных исторических источников, частом применении форм занятий, позволяющих «погружение» учащихся в конфликтные исторические ситуации, события. Для этого могут быть использованы ролевые и другие игры. К активным формам обучения можно отнести и работу с тестами для выявления толерантного отношения к этно- национальным проблемам в истории.

В методической литературе за последние годы появились публикации, раскрывающие необходимость и возможность выстраивать в преподавании истории систему ознакомления школьников с проявлениями толерантности, обогащающими целевые установки образовательных программ ориентирами на гуманизм, многообразие и диалог культур [6].

Украина страна не только многонациональная, но и поликультурная, многоязычная. Украинская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Это взаимодействие не всегда считают нужным отметить учителя истории. В интересах воспитания этно-национальной толерантности важно преодолеть проявляющуюся иногда тенденцию к изоляционизму, противопоставлению Украины и ученых, архитекторов, художников, оставивших заметный след в развитии экономики, науки, техники, искусства, но не являющихся этническими украинцами. Культура Украины, как и культура других народов, имеет разно национальные корни.

Выводы. Проблемы этнонациональной толерантности чрезвычайно актуальны для развития многонационального украинского государства. Современной образовательной системе Украины остро необходим курс, способный углубить и уточнить знания учащихся, конкретизировать формирующиеся у них адекватные образы других народов, помогать определить их затруднения в области понимания этно-национальной толерантности.

 

Список использованной литературы

 

1.       Баханов К. О. Оновлення змісту сучасної шкільної історичної освіти: Монографія. – Донецьк : ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2005. – 326 с.

2.       Безкоровайна О. В. З педагогікою толерантності в третє тисячоліття / Педагогіка толеранттності. – 2003. – № 3. – С. 4 – 11.

3.       Береговой Я. А. Актуальні проблеми впровадження толерантності в суспільно-державну і міжнародну практику / Педагогіка толерантності. – 2005. – № 4. – С. 47 – 59.

4.       Бех І. Д. Особистісно зорієнтоване виховання – нова освітня філософія / Педагогіка толерантності. – 2001. – № 1. – С. 12.

5.       Леонтьев А. А. Россия: многокультурность и толерантность. – М. : Гардарики, 2001. – 136 с.

6.       Методика навчання історії в школі / О. І. Пометун, Г. О. Фрейман. – К. : Генеза, 2006. – 328 с.

7.       Полторак Д. И. Проблема этно-национальной толерантности в преподавании истории. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 120 с.