ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЦИОНАЛИСТОВ: ПРОПЕДЕВТИКА «ПРОСТРАНСТВО» В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ АРХИТЕКТОРА

 

Доц., к.п.н. Н.П. Никитина

ФГАОУ ВПО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»

 

В 1920 году из Государственных свободных мастерских, созданных в 1918 году из Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества, формировалось высшее комплексное художественное заведение — ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).

         Уточнялось структура будущего вуза, осуществлялся подбор преподавателей. Так как архитектура явно отставала от других видов искусств в освоении принципов авангарда, то преподавать на архитектурный факультет пригласили лидеров рационалистов (Ладовский,  Кринский,  Докучаев), чтобы иметь на факультете альтернативные традиционной методике «левые» мастерские. Возникло три мастерских, возглавляемых этими профессорами. С 1 сентября 1920 года начались занятия, в мастерские записалось несколько десятков человек, поддерживающих нетрадиционное, авангардное обучение профессии [ 1, 2 ].

         Созданные Объединенные левые мастерские ВХУТЕМАСа  — ОБМАС, которыми совместно руководили Н. Ладовский, В. Кринский, Н. Докучаев, стали экспериментальной базой разработки нового метода преподавания, предложенного  Ладовским. В отличие от академических мастерских архитектурного факультета, где преподавание начиналось со штудирования классических ордеров, в ОБМАСе студенты приступали к знакомству с архитектурой, выполняя отвлеченные задания на выявление формы, массы и веса, равновесия, на организацию пространства, ритма и т.д. Такой метод преподавания приучал студентов мыслить объемно-пространственными категориями, которые лежат в основе любой стилевой системы. Студент с первых шагов знакомства со своей будущей профессией получал творческую свободу; его художественно-композиционное мастерство не было связано с навыками компоновки конкретных архитектурных форм.

                        

                               Рис.1. Глубинно-пространственная композиция

        Такой подход рационалистов к преподаванию во ВХУТЕМАСе был отражением одного из важнейших принципов творческого кредо этого течения архитектурного авангарда — признание большой роли в процессах формообразования особенностей зрительного восприятия человеком объемно-пространственной композиции как таковой вне зависимости от степени выявления в ней утилитарно-технической основы или декоративных качеств. Обращение к первичным элементам архитектурно-художественных средств и приемов — пространству и простейшим формам и особенностям их восприятия  ставило формально поиски рационалистов на твердую почву, делало их эксперименты, независимыми от традиционных форм. Этот подход был неожиданным, он подергался критике как со стороны традиционалистов — классиков, так и со стороны тех, кто видел единственный путь создания новой архитектуры во внешнем выявлении конструктивно-функциональной основы сооружения [ 3 ]. Смысл спора был в том:  необходимо ли архитектору овладевать мастерством объемно-пространственной композиции, работая с отвлеченными формами, или нужны лишь конкретные утилитарно-технические и декоративные формы. Рационалисты убедительно признавали роль отвлеченной формы и в процессе обучения профессии, и на определенной – начальной стадии творческого поиска архитектурного решения. ОБМАС стал экспериментальной площадкой для проверки творческого кредо рационалистов, школой подготовки новых сторонников этого течения.

                           

                               Рис.2. Глубинно-пространственная композиция

         Рационалисты предавали большое значение своей деятельности во ВХУТЕМАСе. Преобладание в старых архитектурных обществах Москвы (МАО), Петрограда (ПОА) архитекторов — традиционалистов  заставило новаторскую группировку делать ставку на молодежь. Борьба за высшую архитектурную школу приобрела принципиальное значение, так как решалась судьба архитектурного образования. Именно стремление уйти от опеки общего художественного факультета заставило Ладовского, Кринского и Докучаева создать ОБМАС  со своим советом и программой. В конце 1921 года ОБМАС был официально утвержден в структуре архитектурного факультета как  Второе отделение. Здесь среди сторонников рационализма был создан творческий актив, который в 1923 году был оформлен в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), председателем стал Н. Ладовский, секретарем В. Кринский.

           В 1923 году была реорганизована структура ВХУТЕМАСа. Первый этап художественной подготовки был выделен в самостоятельный двухгодичный цикл, общий для всех факультетов — Основное отделение (здесь преподавали различные дисциплины пропедевтики. Кринский руководил группой преподавателей, работающих на этом этапе. Докучаев и Ладовский возглавляли самостоятельные мастерские с третьего курса [ 2, 3 ].

           В годы преподавания во ВХУТЕМАСе  В. Кринский  много сделал по совершенствованию методики развития пространственного мышления у будущих архитекторов. Особенное внимание он уделял разработке методики преподавания дисциплины «Пространство». Он экспериментировал с объемом, цветом, фактурой материала, выявляя художественные возможности этих средств архитектурной выразительности. В. Кринским были созданы экспериментальные методические проекты на темы: «Форма и светотень», «Цвет и форма», «Цвет и пространственная композиция», «Цвет и стандартные элементы»,  «Цвет и графическая композиция» и т.д.  В 1926 году В. Кринский выступил с докладом на конференции ВХУТЕМАСа , где разделил содержание программы пространственных дисциплин на четыре группы: 1) типы форм как основной материал, который изучается в отношении свойств и принципов организации — поверхность, объем, пространство; 2) свойства указанных типов форм — форма, положение, величина, масса, вес; 3) средства организации, понимаемые как средства выявления основных свойств формы и как средства композиционного построения; 4) условия восприятия пространственных форм, то есть конкретные условия положения зрителя по отношению  к форме, характер движения зрителя и условия освещения [ 4 ].

        Опыт преподавания пропедевтической дисциплины «Пространство» отразился в изданной в 1934 году  совместно И.  Ламцовым и  М. Туркусом книге «Элементы архитектурно-пространственной композиции» — учебного пособия для архитектурных вузов. Изложенная в данной книге, новая для своего времени, методика воспитания пространственного мышления успешно выдержала проверку временем. В 1968 году  — по прошествии более тридцати лет — была переиздана практически без изменения.

        Определяющие  компоненты данной методики использовались и находят применение  в настоящее время многими архитекторами — педагогами в проектной учебной деятельности. Например, студенты УрФУ специальности «Проектирование зданий» изучают свойства формы и условия ее восприятия с 1 года обучения, выполняя объемно-пространственные и глубинно-пространственные композиции. Начинают именно с абстрактной геометрической формы ( курсовой проект «Макет: закономерности архитектурной композиции»), что подтверждает своевременность и научную актуальность педагогического опыта рационалистов (см. рис. 1,2,3).

                          

                                 Рис. 3. Объемно-пространственная композиция

 

Список литературы

1.                 Хан-Магомедов, С.О. Николай Ладовский / С.О.Хан-Магомедов — М. : «Архитектура-С», 2007. — 88 с.

2.                 Хан- Магомедов, С.О. Владимир Кринский / С.О.Хан-Магомедов — М. : Фонд «Русский авангард», 2008. — 192 с.

3.                 Хан Магомедов, С.О. Проблемы динамической формы в творческих концепциях 20-х годов / С.О.Хан-Магомедов // Техническая эстетика. Композиционные средства и приемы художественной выразительности в дизайне. — М., 1982. — № 33. — С. 82 — 98.

4.                 Хан-Магомедов, С.О. Пропедевтическая дисциплина «Пространство» в структуре основного отделения ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа / С.О.Хан-Магомедова // Техническая эстетика. — 1982. — № 7. — С. 24 — 29.