Омарова К.Т.,Сарсекеева Ж.Е., Нейзман Л.А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

Развитие творческого мышления младших школьников

в процессе обучения

Наше время - это время перемен. К сожалению, современная школа еще сохраняет нетвор­ческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повто­рение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способ­ность к творчеству.

Творчество - вещь тонкая и хрупкая. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества - предугадывание ре­зультата, правильно поставленного опыта, создание усилием мысли того, что называется «чувством природы» [1].

На современном этапе развития общества, происходящие изменения в социальной, экономической и политической сферах оказывают влияние на систему образования в целом и на ее модернизацию в частности.
Изменяющееся общество предъявляет к человеку совершенно иные требования, в отличие от прошлых лет. При этом основной задачей образовательных реформ является всестороннее развитие личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность. На первый план выдвигаются такие качества как предприимчивость, неординарность, оригинальность, развитие которых
, невозможно без переоценки собственной позиции, пассивности при взаимодействии с окружающей действительностью и при ригидности мышления. На решение данной проблемы направлены различные инновационные и развивающие программы, изменяющие не только характер обучения, но и объем получаемой информации. При этом большое значение имеет ярко выраженная познавательная активность учащихся, реализующаяся через ряд личностных свойств, одним из которых является любознательность.

Интенсивность и вариативность проявления данного свойства в значительной степени влияет на объем получаемых сведений и позволяет находить нестандартные решения различных ситуаций путем преобразования имеющегося опыта и знаний, тем самым, развивая гибкость мышления и творческий потенциал. Однако, несмотря на масштабность и разноплановость исследований, касающихся различных свойств личности, проблема развития и проявления любознательности на данный момент остается недостаточно изученной. Интенсивное внедрение развивающих программ в образовательное пространство способствует активизации познавательной деятельности учащихся, тем самым, предъявляя повышенные требования к реализации творческого мышления. В связи с чем, мы полагаем, возникает необходимость рассмотрения именно особенностей проявления любознательности во взаимосвязи с творческими способностями личности, развитием творческого мышления.

Изменения, происходящие в нашем обществе, предъявляют совсем иные, нежели ранее требования к подрастающему поколению, которое в недалеком будущем станет не только активным компонентом государства, но и ведущей силой в его дальнейшем развитии. Обществу тоталитарного сознания, приоритетности политической и идеологической направленности в полной мере соответствовала педагогика идейных догм, репродуктивного обучения, рецептуры и регламентации деятельности учителя и учеников. Педагогические технологии этого времени отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Личностно-ориентированные технологии, получившие новое развитие в наше время, характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Только такая, активная, творческая, личность способна реализовать себя в непростых социальных взаимоотношениях современного общества.

Таким образом, приоритетным становится развитие творческого мышления.

В.С. Шубинский отмечал, что в начальной школе необходимо развивать  творческое    воображение    и   творческие способности. В ходе творческого воображения, человек создаёт самостоятельно образы и идеи. Ребёнок будет способен создать образ, если он кроме эстетической позиции, обладает развитым воображением, которому эта позиция придаёт определённую направленность [2].

Сила художественного воображения, во-первых, в его произвольности, во-вторых, в достаточно богатом запасе впечатлений от окружающего, в-третьих, в свободном и гибком обращении с этим запасом впечатлений, в-четвёртых, в подчинённости эстетической позиции. На уроках должно быть как можно меньше всякого рода запретов -больше свободы, фантазии, чтобы ребенку хотелось сказать о чем-то своем и по-своему. Он на практике поймёт, что с помощью слова можно «творить чудеса». Детей надо так учить, чтобы им было интересно. На основе анализа различных произведений по стилю, по жанру, по типу учащиеся выявляют их особенности, признаки, что помогает им в дальнейшем создавать свои произведения. Это требует творчества и от детей, и от учителя. В начальной школе следует развивать эмоциональную отзывчивость на  произведения художественной литературы [2].

Итак, на основании вышесказанного можно утверждать, что в  период осуществления реформ образования в нашей стране актуальность развития творческого мышления младших школьников значительно возрастает.

Список литературы

1 Лук А.Н. Учись мыслить творчески. - М., 1980.

2 Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. – М.: Просвещение, 1989. – 300 с.