Филологические науки/2. Риторика и стилистика

К.ф.н. Сищук Ю.М.

Санкт-Петербургский государственный горный университет, Россия

Полифония как организующий принцип построения публицистических текстов

В публицистике, главной задачей которой является активное воздействие на адресата, формирование его мнения, а иногда и побуждение к действию, писатель ищет формы прямого общения с читателем, позволяющие “руководить восприятием адресата, направлять его в нужное русло»  [1:15]. Для данного функционального стиля важно содержание  идейно–политической концепции, выдвигаемой автором в тексте, а также его позиция – социально–оценочное отношение к фактам, явлениям, событиям. При этом, автор использует различные «способы оперативной переадресовки произведения массовой аудитории» [2: 39] В лингвистическом плане позиция автора выражается в подчинении всех языковых средств основной коммуникативной установке, иными словами, в их, совместно с композиционными приемами, целенаправленном использовании для усиления воздействия текста на читателя.

Поскольку исторически публицистический стиль восходит к речи ораторов, то здесь важно обратиться к риторике, которая «прежде всего исследует в литературном произведении формы его построения по законам читателя» [3:100]. Публицистическое произведение по сути своей является ораторской речью, которую В. Гофман определял следующим образом: «конструируясь в монологе, ораторская речь осложняет противонаправленность смысла в диалогической полемике…при «одностороннем» длительном воздействии – в монологе – в условиях публичного взаимодействия резко выступают явления внутримонологической диалогизации. Эти явления не что иное, как выражение полемической структуры ораторской речи, как признак диалогической остроты столкновения смыслов»  [4:143].

 Концепция внутренней диалогичности монологичных по внешней структуре текстов опирается на концепцию М.М. Бахтина, в которой диалогичность определяется как «почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение» [5:49];  и концепцию субъекта речи (или «образа автора» В.В. Виноградова). Внутренней диалогичностью определяются основные особенности повествовательной структуры и наличие в ней читателя как участника коммуникации, воспринимающего субъекта. Внутренняя диалогичность в рамках оппозиции «автор – читатель» рассматривается в следующей классификации:

1) позиция эмоционально-оценочной общности критика и читателя в отношении к предмету;

2) полемичность критической позиции по отношению к читателю – оппоненту.

Исходя из того, что социальная роль публицистики заключается в активном воздействии на массовую аудиторию в общественно-политических целях, роль автора в ней может определяться как направляющая. Целью воздействия может быть и убеждение, и переубеждение, разрушение ранее сложившихся стереотипов мышления. Особый характер публицистического общения предполагает установление контакта автора с читателем напрямую. Это явление предусматривает отражение читательского мнения в повествовании от лица автора путем вторжения в его монолог диалогических элементов. Автор может выступать против определенной системы взглядов, подвергать ее критике, или вступать в диалог с собеседником. Поэтому мы наблюдаем полемическую позицию автора по отношению к одним лицам и стремление завоевать на свою сторону, убедить других, т. е. читательскую аудиторию.

 Таким образом, автор в публицистике не только эксплицитно выражает свою точку зрения, но и манипулирует мнением читателя по этому поводу, чем и объясняется повышенный субъективизм и оценочность как характеристики публицистического стиля.

Между тем, в публицистических текстах проявляется активная позиция адресата – читателя, выполняющего роль не только реципиента, но и интерпретатора, соавтора. Читатель воспринимается здесь как рефлектирующий субъект, который является и отражением «Я» публициста [6:86].

Кроме того, коммуникация в публицистическом тексте может быть не только двухсторонней, но и многосторонней, в нее вовлечены как оппоненты, так и единомышленники автора. Они могут быть представлены как конкретные лица (политики или общественные деятели, к которым обращена статья), так и в обобщенном виде – как концепция, мнение, точка зрения, не принимаемая автором или как социальная группа. В этом проявляется полилогичность публицистической речи – выраженность смысловых позиций коммуникантов. Такая особенность реализуется в:

-   проявлении саморефлексии публициста, выражении его точки зрения;

- представленности в тексте смысловой позиции адресата, прогнозируемой автором;

- отражении смысловых позиций «третьих лиц» – единомышленников и оппонентов автора и авторского комментария, оценки этих позиций.

Литература:

1.            Алиева А.А. Очерки лексикографии словаря писателя (двуязычные словари). – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1981.- 160 с.

2.            Ученова В.В. Публицистика и политика. М.: Политиздат, 1979. - 271 с.

3.            Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. – М.: Изд-во художественной литературы, 1961.

4.            Гофман В. Слово оратора (риторика и политика). – Л., 1932.

5.            Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: «Искусство», 1979.423 с.

6.            Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. - М.: Мысль, 1982. – 176 с.