ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ «ЧИКЛИТ»

Цыганкова З.М. (Киев)

Современный литературный жанр "чиклит" сформировался и получил широкую популярность в конце XX – начале XXI столетия. На процесс развития и становления данного литературного направления оказали влияние ряд факторов, включая изменения в социальном сознании, произошедшие на рубеже веков и повлекшие за собой переоценку ценностей и, в частности, формирование нового взгляда на роль и место женщины в современном обществе. Возникновение и утверждение постфеминизма в обществе выразилось в бурном развитии женского литературного творчества. Эти произведения, впоследствии получившие признание среди читательской аудитории, дали толчок развитию "чиклита". Родоначальницами этого литературного направления стали Хелен Филдинг и Кэндес Бушнелл, которым удалось максимально реалистично воссоздать жизнь современной женщины со всеми ее превратностями и радостями. Рассуждения об истинном призвании женщины, ее праве на утверждение себя как личности, выборе жизненной позиции отражают основные тенденции в развитии постфеминизма, который имеет значительные расхождения с феминистскими догмами.

В первую очередь, следует указать на основные различия феминизма и постфеминизма. Ю.Г. Ремаева Феминистки, подчеркивая общность интересов всех женщин и свое противостояние интересам мужчин, считали, что с помощью новых законов помогут решить свои проблемы женщинам всех социальных слоев. Для их идеологии был характерен коллективизм, исключавший возможность развития и реализации личностных качеств каждой конкретной женщины. Права женщин рассматривались именно в аспекте коллективного противостояния требованиям мужчин, а не в русле индивидуальной самореализации. Постфеминизм же утверждает индивидуализм, иногда граничащий с эгоизмом и пренебрежением к интересам общества, однако именно постфеминистская концепция подразумевает гармоничное развитие женщины, открывая доступ ко всем сферам современной жизни.

Особое место в истории женской литературы, принадлежит британским писательницам, которые заложили фундамент для ее дальнейшего развития. Джейн Остин, Джордж Элиот, сестры Бронте, Элизабет Гаскелл, Мэри Шелли стоят у истоков женской литературы, которая в своем развитии подвергалась влиянию многочисленных внешних факторов, подавлявших и замедлявших ее динамику или же, наоборот, способствовавших ее бурному росту и расширению границ и масштабов [1]. В числе представительниц современной женской британской литературы Сью Таунсенд («Тайный дневник Адриана Моула), Фэй Уэлдон («Жизненная сила», «Ожерелье от Bvlgari»), а также Хелен Филдинг («Дневник Бриджит Джонс»), чье творчество ознаменовало рождение нового литературного жанра – "чиклита". Данный термин, который является транскрипцией английского слова chicklit, еще окончательно не утвердился в русском языке, однако в западноевропейском литературоведении активно используется. Слово сhicklit представляет собой сочетание двух основ – chick и literature – и буквально переводится как «литератур для цыпочек», иными словами, литература, создаваемая женщинами для женщин. На данный момент существуют различные направления "чиклита", а именно книги, посвященные проблемам полных девушек и женщин (Bigger Girl Lit); литература для карьеристок (Career Chick Lit); для одиноких женщин, живущих в мегаполисе, (Single City Girl Chick Lit); а также книги для женщин предпенсионного и пенсионного возраста (Hen Chick Lit); для шопоголиков (Shopping Chick Lit); для женщин с детьми (Kids Chick Lit) и т.д. Альтернативным вариантом является наименование «женская литература», однако оно имеет более размытые границы и может быть неверно интерпретировано. Современная «женская литература» позиционирует себя как своеобразное и независимое культурное явление, подчеркивающее иной подход женщины к литературной деятельности