Описание пространства и природы в текстах казахских волшебных сказок.

 

Керимбаева Д.А.,к.ф.н.,доцент

Керимбаева С.Е., к.ф.н.,доцент

Шымкентский Университет, г. Шымкент

Республика Казахстан

 

            В статье рассматривается концепты пространства и природы в текстах казахских волшебных сказок.

 

To reveal and give lingvocognitive the description concepts space and the natural in a language picture of the world of the Kazakh national magic fairy tales.

 

Художественный (вербальный) текст казахских волшебных сказок можно рассматривать как своебразный лингвокогнитивный континиуум культурных (этнокультурных и универсальных) концептов. Концепты реализуются (вербализуются, репрезентируются) в различных дискретных фрагментах целостного художественного текста или в дискурсах. «Дискурс- это речемыслительное образование событийного характера с прагматическими факторами /.../, дискурс предстает как лингвокультурное образование» [1,99,101].

 Таким образом, основным способом вербализации (репрезентации, речевой реализации) концептов в художественном тексте казахских волшебных сказок следует считать дискурс как лингвокогнитивную ментально-речевую структуру, способную как кодировать так и декодировать самые различные концепты. В структуре дискурса также лексемы, словосочетания и предложения представляют собой лингво-речевые средства вербализации концептов.

 Среди лексических средств ярко выраженной функцией вербализации концептов обладают имена собственные, так как они способны в суггестивной форме накапливать, аккумулировать, сохранять и транслировать разнообразные когнитивно-ментальные смыслы концептов.

 В сказке «Құйын батыр» главный герой сказки- Құйын батыр отправляется за молоком водяной коровы, которая находится у трех пери- Ақ дәу, Қара дәу, Қызыл дәу за шестью неопредолимыми горами Қуз тау, Таз тау, Қар тау, Мұз тау, Саз тау, От тау: «Сусиыр тек «Ақ дәу», «Қара дәу», «Қызыл дәу» деген перілердің қолында. Ол перілер мен біздің арамызда алты тау бар. Құз тауға адам түгілі құс та ұшып шыға алмайды. Шыққан мен арғы жағында Таз тау деген екінші тау бар. Онда кілең айнадай жылтыр тастар жатыр. Одан адам тұрмақ, таста жүретін тау ешкі де тайып, құлап өледі. Ал одан әріде Қар тау бар. Онда қар күндіз-түні бірдей жауады. Қардың қалыңдығы мың кез. Одан ешкім өте алмайды. Ал, оның ар жағында аса биік Мұз тау бар. Шапсаң ұшатын құстың өзі де оның етегінен басына демалмай бір ай ұшады. Ал, оның ар жағында Саз тау бар. Бетіне бір мысқал тас түссе, соны түбіне қарай тартып әкетеді. Оның ар жағында От тау бар. Одан адам түгіл құста өте алмайды. Оның ыстығы күнге жетіп тұрады» [E4,с.172-173].

 На первый взгляд, данный дискурс представляется вербализацией концепта «пространство» или концепта «гора». Но внимательный анализ понятийной структуры данного дискурса показывает, что основой или ядром данного когнитивного образования является доминантные семы «неопредолимая преграда», «трудность» или «испытание», которые синонимичны в данной референтной ситуации. Из этого следует, что понятие «пространство» является внешней (формальной) оболочкой внутреннего концепта «преграда, которую надо преодолеть», т.е. пройти испытание. Құйын батыр должен преодолеть эти горы, т.е. пройти испытания, говоря другими словами, инициацию. Инициация- важнейшая категория, ведущий мотив всех древних и древнейших мифологий.

 Разные ступени инициации в казахских волшебных сказках представлены в форме и в материализованной субстанции различного вида гор, которые, казалось бы, непреодолимы. В некоторых сказках иницационная ступень представлена в виде Огненной Реки- От дария. Так, в сказке «Керқұла атты Кендебай» сказочный герой перелетает на своем коне Керкуле через огненную реку, закрыв глаза, по совету своей лошади: «Анау жалыны аспанға шығып жатқан от дариясы. Сенің баратын жерің сол дарияның ар жағында. Қазір көзіңді жұм. Мен аш дегенше ашпа. Көзіңді ашсаң екеуміз де өлеміз»,- дейді [E4,с.34-35].

 В сказке «Қарадөң батыр» пространственную преграду в виде водной и огненной рек герой сказки Қанышпен батыр преодолевает также с помощью летающего и говорящего коня. Конь предупреждает батыра, чтобы тот во время полета не открывал глаз- батыр, подумав, что преграды позади, открывает глаза, почти пролетев над огненной рекой, и огонь опаляет две задних ноги его тұлпара: «От дариясы, су дариясының жанына барғанда атқа тіл бітіп тағы сөйледі: «Сен көзіңді жұмып үстімде отыр. Қашан мен жерге түсіп сілкінем, өзіңе белгілі ғой, сонда бірақ көзіңді аш»,- деп уағда қылып, ұшып алып жөнеледі. Ұшып келе жатып су дариясынан өтіп, от дариясына аттың алды шыға бергенде Қанышпен өткен шығармын деп көзін ашып қалып, аттың артқы екі аяғы күйіп қалды»[E4,с.267-268].

 Примерно такая же ситуация происходит и с Ханшентай батыром. Вербализация концепта «огненная преграда- испытание» представлена в следующих дискурсах: «Оның жолы қиын еді, оның бер жағында қырық күншілік жер бар екен, жанып тұрған от дейді; құс ұшса қанаты күйеді, ат жүрсе, тұяғы күйеді» [E4,с.217].

 «Бір замандар болғанда бағанағы қырық күншілік жанып тұрған отқа келді, оттан жүре алмады беті күйіп. Енді Ханшентай уайым қылды, сол жерде атын байлап ұйықтады. Жирен ат айтады: «Е, Ханшентай, түрегел, уайым қылма, мен сенік болдым. Менің байым саған бергенде, қашып кел деп еді, мен сені тастап кетпедім. Менің ерімді ал аунайын, жүгенімді ал қунайын»,- деді. Ханшентай ерін, жүгенін алды, ат аунады, түрегелді, елден шыққан жаңа қалпына түсті. «Маған екі жағыма екі қапшық тас арт, мен ойдан ойға шауып, қырдан қырға шауып қазармын. Сонда маған мініп қызыл отқа түс. Сол оттан мен жүрермін, жургенде менің үстімде саған салқын жел болар. Онан алып шығармын сені». Ханшентай сол атқа тағы мінді, қырық күншілік от жолына түсті, бірнеше уақыттан соң шықты оттан. Шыққанда аттың төрт аяғы күйіп түсті» [E4,с. 219].

 В любом дискурсе вербализуются не один концепт, а два или несколько как совокупность взаимосвязанных концептов, так как в ментально- когнитивном пространстве человека (этноса, текста и т.д.) они не изолированы а входят в тот или иной комплекс взаимодетерминированных, взаимодополняющих концептов. Так, в приведенных выше дискурсах присутствуют взаимосвязанные между собой (в рамках определенного дискурса) концепты «огненная река» (огонь), «полет (на коне)», «летающий (говорящий) конь», «преграда- испытание (имплицитное- инициация)». Описательные и концепт-сценарии, закодированные в данных дискурсах, обозначены (индексированы) лексемами, сочетаниями слов, предложениями в рамках этих дискурсов. Их раскодирование как раз и является описанием анализом и реконструкцией знакового (смыслового) содержания того или иного концепта.

 Так, например, в сказке «Керқұла атты Кендебай» конь Керкула говорит Кендебаю: «Анау жалыны шығып жатқан от дариясы (выделено нами- К.Д.)» [E4,с.34]. От, т.е. огонь в мифологических традициях считался очистительной силой, символом всеобщего очищения, символом торжества света и жизни над мраком и смертью, имел созидательную и разрушительную функции [2,с.54]. Очистительная сила огня использовалась древними тюрками и казахами ближайшего прошлого в ритуалах и обычаях. Так, например, известен ритуал «аластау», «отқа май қую» применяемой в свадебной и лечебной ритуально- обрядовой практике у казахов.

 В концепт- сценарии полета-преодоления огненной реки (огня) мы имеем, видимо, инициационную и магическую символику посвященных. Интересно замечание Мирча Элиаде о том, что : «Огонь какой бы природы он ни был, превращает человека в дух»; именно поэтому шаманы считаются «владыками огня» и становятся нечувствительными к раскаленным углям. «Господство над огнем» или испепеление некоторым образом равнозначны посвящению» [3,с.159-160].

 Дария, т.е. широкая река (в словосочетании «от дариясы») помимо разнообразных символических смыслов представлялась в виде преграды, которую преодолевают либо с помощью посредника, либо волшебным образом: огненная река, река Стикс и т.п. [2,с.57]. В казахских волшебных сказках огненная река «от дариясы» как и другие преграды (Қуз тау, Таз тау, Қар тау, Мұз тау, Саз тау, От тау) преодолеваются с помощью летающего коня.

 Концепт «летающий конь» или «полет героя на коне над преградами» декодируется также, на наш взгляд, в ракурсе семантики посвящения и инициации сказочного героя. Известна многообразная символика коня в казахской (протоказахской) мифологии, полно и обстоятельно описанная в научных трудах Серикбола Кондыбая. В данном случае мы ее здесь не используем, приведем лишь существенное замечание М.Элиаде, касающееся в некоторой степени концепта «летающий конь» или «полет героя на коне над преградами»: ... он (конь- К.Д.) осуществляет «прорыв уровня», переход из одного мира в другой, и именно поэтому он также играет первостепенную роль в некоторых видах мужского посвящения» [3,с.347-348].

 Вербализация концептов пространства в текстах казахских волшебных сказок показывает: 1)взаимосвязь концептов пространства с другими мифологизированными концептами; 2)символизацию пространства в виде «преград»- образов гор, рек, огня для кодирования ступеней инициации и посвящения; 3)ментально-когнитивную природу (смысл) инициационных концептов «летающий конь» или «полет героя над преградами на коне».Таким образом, в концептах пространства закодированы интерпретационные смыслы мужских посвящений и инициаций, имевщих место в древних человеческих обществах, остаточные явления которых довольно исторически долго сохранялись в самых разных этнических сообществах, в том числе и в казахском. Переход через шесть гор «алты таудан (алты қырдан өтү),» преодоление (или «перелет») водных и огненных рек («су, от дариялары») не что иное как символические изображение инициаций, считает С.Кондыбай, приводя типологические параллели из инициационных мистерий Египта и древних майя [4,с.222-230].

 Концепты пространства  вербализуются также в ономастических наименованиях водных объектов и в дискурсах, описывающих эти водные объекты. В сказке «Жалғыз жігіт ұрпақтары» упоминается река Ұлы дария, в сказке «Ақбілек қыз- тұрғын бала»,- Құла су, Елек су, в сказке «Алтын пышақ» -Көк дария, в сказке «Қасқырдың жасаған қамқорлығы» -Заңғар су, в сказке «Бар онда, әкел мұнда» -Төмаркөл и т.д. Образы рек в концептуальной картине мира в своей глубинной мифологической основе связаны с потусторонним миром, чему свидетельствуют довольно многочисленные ритуально-обрядовые и лексико-фразеологические факты и реминисценции.

 Герои сказок, (как и шаманы, т.е. посвященные, так и умершие) должны переправиться через реку. В сюжетах сказок герои переправляются через реку (водную или огненную) с помощью коня, который перелетает через реку. В некоторых сказках присутствует мотив преодоления реки (воды, огня) по мосту. В сказке «Ханшентай» данный концептуальный сценарий вербализован в следующим дискурсе: «Сол қырық күншілік от дариясына кілемнің бірін көпір қылып өтті. Онан соң қырық күншілік от шөлге келді. Оған екінші кілемді көпір қылып өтті.Үшінші кілемді құм дариясынан жайып өтеді».[E4,с.223]. В сказке «Жалғыз жігіт ұрпақтары» тема моста «көпір» вербализована в следующем дискурсе: «Сонымен бала жылай-жылай айдалада қай жақта екенін білмей , сар даланың сағымымен жарысып келе жатыр. Баланың аты да қалжырап, өзі де қалжырап отырды. Манағы қарлығаш озып барып, балаға айналып келіп: «Мүсәпірім, жылама, мына алдымызда үлкен дария бар, соның жанына алып барайын, менімен бірге жүр»,- деді. Бала қуанып атына мініп, тұра жөнеліп, дарияға келіп еді, алдынан көпір пайда болып, құдайдың жұмсауымен балаға жақсылық етіп өткізді» [E4,] В сказке «Батыр қойшы» сказочный герой, долгие годы проведший у дэва, (он пас его лошадей) наконец возвращается в родной аул. Дэв перед его предстоящей дальней поездкой говорит ему, чтобы он, переправляясь через реку (большую воду, море), поднял в руке платок девушки, махал саблей- тогда перед ним возникнет мост, который будет рушиться под задними ногами скачущей лашади: «Дәу қойшыға: «Жолдастарың кеткелі төрт ай болды, олар адасып жүр, әлі бір жылсыз еліне бара алмайды»,- дейді де, жүрү жолын үйретеді.- Осы арада дария бар, соның үстінен тіке өт, қыз берген орамалды көтеріп, қылышыңды бұлғап шап, сол кезде алдыңнан су үстіне көпір тұрады да, артыңнан сына сына берер, еліңе жолдастарыңмен қатар жетерсің,- дейді.

 Қойшы атына мініп, орамалын көтеріп, қылышын бұлғап, шаба береді. Дарияның үстінен көпір тұрады да, артынан қарай береді. Аты да жүйрік болып шығады, үш ай дегенде ханның өзіне жетеді, соңынан жолдастары да жетеді» [E4,с.212].

            Вербализация концептов пространства (природы), к которым мы относим концепты, символизирующие протяженность, естественные преграды (границы); объекты, соединяющие границы двух пределов (напр. «мост») или миров, представляет нам образы не только реального (географического) пространства, но и мифологического (метафизического).

 

 

 

 

                                                   Литература

 

1. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка сознания и культуры.  М.: Academia, 2002. -394с.

2. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я.Шейнина. –М.: 000 «Издательство АСТ», Харьков: 000 «Торсинг», 2002 -591с.

3. Мирча Элиаде. Шаманизм: архаические техники экстаза. Пер.с англ./ К.Богуцкий, В.Трилис. –К.: «София», 1998. -384с.

4. Қондыбай Серікбол. Арғықазақ мифологиясы. 1-ші кітап.- Алматы. Дайк – Пресс, 2004. -512б.

 

        Е4 – Ертегілер. (Қазақ халық әдебиеті. Көптомдық).- Алматы: Жазушы. 1988. төртінші том.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка

 

Керимбаев А.Е., к.ф.н. ст.преподаватель

ЮКПУ, г.Шымкент, Республика Казахстан

 

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка мы создаем модель реального общения.[6]

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.[8]

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке английского языка, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, а также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернет.[7]

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

-         электронную почту (e-mail);

-         телеконференции (usenet);

-         видеоконференции;

-         возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

-         доступ к информационным ресурсам:

-         справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

-         поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);

-         разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского языка.

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.[29]

          Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов.

интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида. [4]

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:

совершенствование механизмов у­правления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно– педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

Интенсивное развитие процесса информатизации образования влечет за собой расширение сферы применения СНИТ. В настоящее время можно уже вполне определенно выделить успешно и активно развивающиеся направления  использования современных информационных технологий в  образовании:[2]

– реализация возможностей программных средств учебного назначения (проблемно-ориентированных, объектно-ориентированных, предметно-ориентированных) в качестве средства обучения, объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства обработки информации.

– интеграция возможностей сенсорики, средств для регистрации и измерения некоторых физических величин, устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов для связи с комплектом оборудования, сопрягаемого с компьютером, и учебного, демонстрационного оборудования при создании аппаратно-программных комплексов.

Использование таких комплексов предоставляет обучаемому инструмент исследования, с помощью которого можно осуществлять регистрацию, сбор, накопление информации об изучаемом или исследуемом реально протекающем процессе; создавать и исследовать модели изучаемых процессов; визуализировать закономерности процессов, в том числе и реально протекающих; автоматизировать процессы обработки результатов эксперимента; управлять объектами реальной действительности. Применение этих комплексов, учебного, демонстрационного оборудования, функционирующего на базе СНИТ, позволяет организовывать экспериментально-исследовательскую деятельность – как индивидуальную (на каждом рабочем месте), так и групповую, коллективную с реальными объектами изучения, их моделями и отображениями. Это обеспечивает широкое внедрение исследовательского метода обучения, подводящего учащегося к самостоятельному "открытию" изучаемой закономерности, способствует актуализации процесса усвоения основ наук, развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей.[2]

– интеграция возможностей компьютера и различных средств передачи аудиовизуальной информации при разработке видеокомпьютерных систем и систем мультимедиа.

Эти системы представляют собой комплекс программно-аппаратных средств и оборудования, который позволяет объединять различные виды информации (текст, рисованная графика, слайды, музыка, реалистические изображения, движущиеся изображения, звук, видео) и реализовывать при этом интерактивный диалог пользователя с системой. Использование видеокомпьютерных систем и систем мультимедиа обеспечивает реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности, способствует повышению мотивации обучения за счет возможности использования современных средств комплексного представления и манипулирования аудиовизуальной информацией, повышения уровня эмоционального восприятия информации.

·                   Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке так называемых интеллектуальных обучающих систем (Intelligent Tutoring Systems) типа экспертных систем, баз данных, баз знаний, ориентированных на некоторую предметную область.

·                   Использование возможностей систем искусственного интеллекта создает веские предпосылки для организации процесса самообучения; формирует умения самостоятельного представления и извлечения знаний; способствует интеллектуализации учебной деятельности; инициирует развитие аналитико-синтетических видов мышления, формирование элементов теоретического мышления. Все это является основой интенсификации процессов развития личности обучаемого.[3]

·                   Использование средств телекоммуникаций, реализующих информационный обмен на уровне общения через компьютерные сети (локальные или глобальные), обмен текстовой, графической информацией в виде запросов пользователя и получения им ответов из центрального информационного банка данных.

Телекоммуникационная связь позволяет в кратчайшие сроки тиражировать передовые педагогические технологии, способствует общему развитию обучаемого.[3]

Новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире" - система "Виртуальная реальность".

Использование этой системы позволяет обеспечить аудиовизуальный и тактильный контакт между пользователем и стереоскопически представленными объектами виртуальной реальности при наличии обратной связи и использовании средств управления.

Перспективами использования системы "Виртуальная реальность" в сфере образования являются: профессиональная подготовка будущих специалистов в областях, в которых необходимо стереоскопически представлять изучаемые или исследуемые объекты: стереометрии, черчению, инженерной графике, машинной графике, организация досуга, развивающих игр, развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, интуитивного, творческого видов мышления.[5]

Как показывает отечественный и зарубежный опыт применения СНИТ, реализация вышеизложенных возможностей позволяет обеспечить:

·      предоставление обучаемому инструмента исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире и вместе с тем активного компонента предметного мира, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир;

·      расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательская, учебно-игровая, информационно-учебная деятельность, а также деятельность по обработке информации, в частности и аудиовизуальной), в том числе индивидуальной, на каждом рабочем месте, групповой, коллективной;

·      индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения;

·      вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала или решения задач определенного класса за счет реализации возможностей систем искусственного интеллекта;

·      формирование информационной культуры, компоненты культуры индивида, члена информационного общества, за счет осуществления информационно-учебной деятельности, работы с объектно-ориентированными программными средствами и системами;

·      повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций.

Процесс информатизации образования и связанное с этим использование возможностей СНИТ в процессе обучения приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых методов обучения.[1]

Математизация и информатизация предметных областей, интеллектуализация учебной деятельности, общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, поддерживаемые использованием СНИТ, приводят к расширению и углублению изучаемых предметных областей, интеграции изучаемых предметов или отдельных тем. Это обусловливает изменение критериев отбора содержания учебного материала. Они основываются на необходимости интенсификации процесса  интеллектуального и саморазвития личности обучаемого, формирования умений формализовать знания о предметном мире, извлекать знания, пользуясь различными современными методами обработки информации.

Таким образом, в связи с развитием процесса информатизации и образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов (курсов), интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов (курсов) и, следовательно, структуры и содержания образования.

Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения.

Изменение содержания и структуры образования, представлений об организационных формах, методах обучения и контроля за его результатами приводит к изменению частных методик преподавания.

Реализация возможностей СНИТ в процессе обучения и связанное с этим расширение спектра видов учебной деятельности приводят к качественному изменению дидактических требований к средствам обучения, учебной книге. Это наглядно демонстрируется на примере педагогических программных средств (ППС) учебного назначения.

 

 

 

 

 

                                                                 Литература

 

1.      Зимняя И. А.-Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978

2.      Ильин Е.Л., Курдюкова Н.А. «Направленность на отметку»

3.      Каспин И. В., Сегаль М. М.. Новые технологии в обучении иностранным языкам http://linguact.hyperlink.ru/articles/kaspinandsegal.html

4.      Качалова К.Н «Практическая грамматика англ. языка»   

5.      Комарова Ю. А.. О принципах обучения в интенсивном курсе иностранного языка для научных работников  http://linguact.hyperlink.ru/articles/komarova.html              

6.      Носенко Э. Л. «Применение ИТ в образовании»    

7.      Пассов Е. И. Кузовлев В. П.  Коростелев В. С.  -Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. - 1987. - №6  

8.      Полат Е.С. "Интернет на уроках иностранного языка". //"Иностранные языки в школе" № 2  2001 г.