Филологические науки/8.Родной язык и литература

 

Магистрант Бадалова Е.Н.

Астраханский государственный университет, Россия

Христианские образы в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» 

 

Для большинства исследователей  произведения Ф.М. Достоевского остаются загадкой. Роман «Идиот» не исключение. Особое внимание привлекает образная составляющая текста произведения. Неоднократно отмечалась интертекстуальная связь образов Достоевского с христианскими образами.

В работе Б.Н. Тарасова «Человек и мир в мысли Достоевского» затрагивается общечеловеческая проблематика творчества Достоевского. По мнению автора, представители христианской культуры (Соня Мармеладова, князь Мышкин, старец Зосима) являются хранителями чистоты идеала в обществе, пораженном языческой страстью и вседозволенностью и идеей цивилизации о необходимости примата земных ценностей над духовными в процессе построения секуляризованного рая на Земле, то есть, словами Достоевского, Вавилона [6: 485].

Т.А. Касаткина в книге «О творящей  природе слова» пишет следующее: «Многократно вспоминали в связи с романом «Идиот» об особом внимании Достоевского к Евангелию от Иоанна. В одном смысле, во всяком случае, роман действительно сопоставим с четвёртым Евангелием: в начале всего в нем слово, образ, знак» [4: 258].

Справедливость данных утверждений возможно доказать путём сопоставления христианских образов с созданными Ф.М. Достоевским. В рамках данной работы мы рассмотрим два ключевых образа: образ Иисуса Христа и образ города.

 Образ Христа – центральный образ. В романе очевидна связь ключевого образа с образами Мышкина и Настасьи Филипповны. Важно отметить символическое значение картины Г.Гольбейна-мл. для понимания идейной составляющей образной системы романа в целом.

Картина, увиденная Мышкиным в доме Рогожина, является предтечей  той сцены, свидетелем которой станет князь. «Вошли в большую залу. Здесь, по стенам, было несколько картин, всё портреты архиереев и пейзажи, на которых ничего нельзя было различить. Над дверью в следующую комнату висела одна картина, довольно странная по своей форме, около двух с половиной аршин в длину  и никак не более шести вершков в высоту. Она изображала Спасителя, только что снятого со креста. Князь мельком взглянул на неё, как бы что-то припоминая, впрочем не останавливаясь, хотел пройти в дверь» [3: 216].  Картина  Г. Гольбейна-младшего является особого рода   прототипом  описания  Настасьи Филипповны в конце романа.  Положение её тела напоминает нам изображение  на данной  картине в доме Рогожина. Ср. «Спавший был закрыт с головой, белою простыней, но члены как-то неясно обозначались; видно только было, по возвышению, что лежит протянувшись человек. Кругом, в беспорядке, на постели, в ногах, у самой кровати на креслах, на полу даже, разбросана была снятая одежда, богатое белое шелковое платье, цветы, ленты. На маленьком столике, у изголовья, блистали снятые и разбросанные бриллианты. В ногах, сбиты были в комок какие-то кружева, и на белевших кружевах, выглядывая из-под простыни, обозначался кончик обнаженной ноги; он казался как бы выточенным из мрамора и ужасно был неподвижен» [3: 589];  «Первое, что бросается в глаза,  – тело не только и не столько исхудало, сколько страшно, неимоверно, до судороги напряженно. Мышцы словно окаменели в некоем усилии – что странно сочетается с пятнами тления на распухших ранах» [5: 158].      
Картина Гольбейна – воплощение синтеза духа и материи, особая ипостась вещи: одни видят духовное начало, другие – материальное. Касаткина в своей статье «После знакомства с подлинником» говорит о поразительной анатомической детализированности  изображения, что заложено уже в названии «Мёртвый  Христос». В пространстве романа данная картина акцентирует внимание читателя на изображении, которое является предсказанием будущего. Отношение Рогожина к данной картине показательно: «Вот эти все здесь  картины, - сказал он, - всё за рубль да за два на аукционах куплены батюшкой покойным, он любил их. Один знающий человек всё здесь пересмотрел: дрянь, говорит, а вот эта- вот картина, над дверью, тоже за два целковых купленная, - говорит, не дрянь. Ещё родителю за неё один выискался, что триста пятьдесят рублей давал, а Савельев, Иван Дмитрич, из купцов, охотник большой, так тот до четырёхсот доходил, а на прошлой неделе брату Семён  Семёнычу уж  и пятьсот предложил. Я за собой оставил» [3: 217]. 
Образ Христа воспринимается в тексте через картину, что способствует особому пониманию идейной составляющей образа в целом [7]. В романе одновременно происходит децентрализация духовного пространства, в котором существуют герои, и преобладание элементов внешне-предметного мира.

Предметный мир, в данном случае, предполагает большое количество описаний. В романе это имеет прямое отношение к городскому пейзажу и интерьеру. Образ города (Петербурга) становится ключевым в тексте произведения. 

В тексте  Евангелия от Иоанна возникает образ Вавилона, города грехов и  несправедливости. При описании  Вавилона  важную роль играет не только сюжетная составляющая, но и внешне-предметный компонент. Предметный мир захватывает пространство, овладевает духовным миром людей,  которые  жестоко наказываются за свои поступки.

Описание  развитого  торгового   города  представляет собой   представление предметного мира (предмет, как  показатель богатства  и благополучия): «Товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» [1: 1239].

Материальная составляющая преобладает над духовной  составляющей  мира. Вавилон  являет собой  город – предмет, где вещи  превосходят людей. Материальная составляющая доминирует  над духовной составляющей мира. Объекты материального мира  овладели людьми настолько, что  тела и души последних входят в разряд предметов.

Подобное мы наблюдаем в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».      Пространство, в котором разворачивается действие – это Петербург, город, который аккумулирует  трагедию судеб героев. Нравы и поступки горожан  ярко характеризуют  атмосферу  городского быта.

Князь Мышкин приезжает  в Петербург  и сталкивается с реальностью, в которой люди подчиняются материальному миру. Вещи завладели  жителями и превратили их в объекты купли-продажи. Достоевский  изображает тёмный, греховный мир города, в котором царит хаос. Образ Петербурга  напоминает евангельский  образ Вавилона. Главным образом это связано с мотивом денег в романе.

Деньги являются не только частью предметного мира, но и частью системы отношений, и даже специфическим двигателем, ускорителем  последнего. Большинство отношений одного из героев с другими героями характеризуются денежными знаками.

Интерьер – второй по значимости элемент, составляющий образ Петербурга в романе. Вещи  в доме Настасьи Филипповны не уступают ей в красоте и оригинальности. Об этом свидетельствует реакция компании Рогожина на обстановку в доме  Настасьи Филипповны: «…но в сердце своём относились к Настасье Филипповне с глубочайшим презрением и даже с ненавистью и шли к ней как на осаду. Но великолепное убранство первых двух комнат, неслыханные и невиданные ими вещи, редкая мебель, картины, огромная статуя Венеры – всё это произвело на них неотразимое впечатление почтения и чуть ли  даже не страха» [3:167]. Предметный мир блокирует негативные человеческие отношения,  выступая не представителем, а  заменой  хозяина. Вещи становятся на один уровень с человеком.

Образ Петербурга-Вавилона создан Ф.М. Достоевским посредством изображения городского пространства и интерьера домов героев. Писатель воссоздает сознание  современного ему городского общества для того, чтобы указать на опасность замены духовного материальным.

Выявление интертекстуальной связи образов, созданных  Ф.М. Достоевским, с евангельскими образами  способствует пониманию идейной составляющей романа «Идиот», которая заключается в изображении греховности и порочности общества и гибельности выбранного пути.

 

Литература:

 

1.Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст] – Лениздат., 2007. 

2. Вахтель, Э. «Идиот» Достоевского. Роман как фотография [Текст]// Новое литературное обозрение. – 2002. – № 57. – С. 126-144.

3. Достоевский, Ф.М.  Собрание сочинений: в 7  т. Т.3. Идиот: Роман в четырёх частях [Текст]/Фёдор Михайлович Достоевский. – М.: «Лексика», 1994.

4. Касаткина, Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве  Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» [Текст]/ Т.А. Касаткина. – М.: ИМЛИ РАН, 2004.

5. Касаткина Т. А. «После знакомства с  подлинником» [Текст]/ Т.А. Касаткина // Новый мир. – 2006. – № 2. – С.154-168.

6. Тарасов, Б.Н. Человек и история в русской религиозной философии в классической литературе [Текст] / Б. Н. Тарасов. – М.,  2007.  

7. Янг, С. Картина Гольбейна «Христос в могиле» в структуре романа «Идиот» [Текст]/ С. Янг// Ф.М. Достоевский и православие. Сборник статей. [Сост. В. Алексеев] – М., 2003. – С. 368-380.