Философия в лицах И. Кант-создатель первой системы классического немецкого идеализма.

 

Иммануил Кант (1724-1804) – великий немецкий философ, родоначальник немецкого классического идеализма. Родился в Кенигсберге, в семье ремесленника, у которого было 12 детей. И. Кант был учителем, затем доцентом и профессором Кенигсбергского университета, а впоследствии его ректором. В первый период творчества Кант создал «небулярную» космогоническую теорию, основные моменты которой таковы: солнечная система возникла и развилась из первоначального диффузного облака материи на основе законов притяжения и отталкивания; существует Большая вселенная вне нашей Галактики. Известны также работы Канта по физической географии.

Второй период своего творчества, более тридцати лет, Кант посвятил исследованиям познавательных и нравственных способностей человека. Его основные философские труды: «Критика чистого разума». «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Кант-агностик утверждает, что подлинная природа вещей не может быть доступна познанию. Кант - в основном идеалист – утверждает, что законы природы есть творение разума. (Такой вывод вытекает из утверждения о непознаваемости подлинной природы вещей.) В то же время в его философии есть ряд важных материалистических положений. Поэтому часто позицию Канта справедливо характеризуют как дуалистическую. Эта противоречивость позволила критиковать его учения и материалистам, и идеалистам.  

Разрабатывая теорию познания, И. Кант вводит так называемую трансцендентальную логику, задачей которой, заявляет он, и является выработка определённой системы априорных понятий и истин, способствующих переходу познания от «вещи в себе» к познанию «вещи в

нас». Разрабатывается довольно сложное учение о противоречиях –антиномиях, в которых безнадёжно запутывается разум и которые состоят из взаимоисключающих и недоказуемых положений. По Канту, таких антиномий четыре: мир конечен в пространстве и во времени – мир бесконечен в пространстве и во времени; все в мире просто и неделимо –все в мире сложно и делимо; в мире существует свобода – в мире нет свободы и все происходит соответствующе законам природы, то есть необходимо; существует Бог, как первопричина мира - не существует никакой первопричины мира. Выделив противоречие, Кант относит их полностью к сфере человеческого сознания, разума, а не объективной реальности  как таковой.

Во-вторых, Кант насчитывает только четыре антиномия в то время, когда всякое утверждение, отражая противоречие объективного мира, внутренне противоречиво. И, самое главное, в трактовке результатов познания – «вещей для нас» Кант откровенно становится на позицию субъективного идеализма, признавая несовпадение их с реалиями внешнего мира.

Идеалистическим является и этическое учение Канта. Основным законом этики он провозглашает категорический императив – формальное внутреннее повеление, которое, якобы, существует в сознании человека как вечный, неизменный закон и идеал поведения человека. Отсюда – поступок будет тогда моральным, когда он будет соответствовать нравственному закону, а не той действительности, которая окружает человеческую личность и выдвигает по отношению к ней определенные требования. 

Человек - не вещь. И сегодня как никогда актуальны слова И. Канта                       «… Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку…  как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Здесь два момента:

 

1. Нельзя использовать человека в качестве орудия чужой воли (раба, крепостного, холопа и т.д.);

2. Никто не должен быть осчастливлен на сильно, в соответствии с чужими представлениями о счастье. И еще одно следует иметь в виду: человека нельзя изготовлять, пересоздавать, изобретать заново.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 2000 г.

2.     Домбровский А. Рассказы о философах. Москва, 1975 г.

3.     Кохановский В.П. Философия. Ростов н/д