К.ф.н. Кулагина Г.Н.

Казанский государственный университет культуры и искусств

ПРАВДА, ВЫМЫСЕЛ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ХХ ВЕКА

        Русская литература начала ХХ века тесно связана с социальной, политической, религиозной, культурной сферами общества.  Основная проблематика творчества русских писателей - проблематика общественной справедливости и внутреннего достоинства.  Русская литература  всегда гордилась правдоискательством,  "которая должна осуществляться в жизни вопреки царствующей в ней неправде"[i][1]. Искания правды всегда были связаны не только со спасением, но и со стремлением найти основы всей справедливой человеческой жизни.  По утверждению  Ильина И., "Россия есть прежде всего - живой сонм русских правдолюбцев, …, верных Божьей правде"[ii][2]. Любовь к правде отразилась и в русских пословицах и поговорках: «правда светлее солнца», «правда чище ясного солнца», «правда дороже золота», «правда — свет разума», «свет плоти — солнце, свет духа — истина», «истина от земли, а правда с небеси».

        Без понимания роли философии правды в России невозможно понять русскую культуру, русский национальный характер, русскую историю.

        По мысли Н. А. Бердяева, "целостное миросозерцание, в котором правда-истина будет соединена с правдой-справедливостью"[3][iii] составляет конечную цель мировоззренческой деятельности русской интеллигенции, а, по мнению С. Л. Франка, правда является тем характерным русским словом, которое "одновременно означает и "истину" и "моральное и естественное право"[4][iv]  - "то неизъяснимое высшее начало, которое русский язык обозначает непереводимым и неисчерпаемым до конца словом "правда"[v][5].

        Франк С.  писал в «Духовных основах общества», что «русский дух всегда искал «истину», которая объяснит и осветит жизнь, станет основой «подлинной», т.е. справедливой жизни»[vi][6]. Сущность мировоззрения русского человека Франк С. видит в стремлении «к конкретной и всеобъемлющей истине, совпадающей со справедливостью или святостью»[vii][7].

       Жизнь по правде или с правдой – высшая справедливость для русского человека. Правду он переживает, чувствует всей глубиной сердца, постигает ее интуитивно через любовь и сострадание. Л.Толстой считал   правду основным принципом всей его жизни и творчества («Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен – правда»[viii][8]).

        Правда – это  то, что мы признаем справедливым, ясным, то, что способствует более утонченному, детальному пониманию объекта. Правда – это субъективная, выстраданная истина,  высшая ценность, основа всей русской культуры. Правда – категория ценностная, субъективно-духовная,  связана с добром, правом, равенством и свободой. Правда в русской культуре всегда соотносится с личностью, с ее честью, достоинством, благородством. Также правда всегда соотносится с должным, идеальным в культуре. Пристальный интерес к поискам правды-справедливости русских писателей можно объяснить их антропоцентризмом. Большинство критиков отмечают религиозный характер правды-справедливости, ее онтологизм, антропоцентризм, целостность, панморализм, историософичность

        Обратимся к античной философии, чтобы исследовать различные виды истины  в русской культуре. Парменид и Гераклит  утверждают существование абсолютной вечной истины, которая  может  быть понята интуитивно[ix][9]. Поисками абсолютной вечной истины и правды были заняты и русские  религиозные философы и писатели. Они искали не просто правду, а абсолютную правду,  отождествляли правду с Богом, с подлинным бытием, с тем, «что мы называем в последнем, глубочайшем смысле жизнью, бытием»[x][10].

         Русский человек хотел быть служителем высшей правды. «Человек есть существо, преодолевающее свою ограниченность, трансцендирующее к высшему. Если нет Бога как Истины и Смысла, нет высшей Правды, все делается плоским, нет к чему и к кому подыматься»[xi][11]. Русский человек поднимал бунт против Бога, если не мог найти Бога, становился нигилистом  ("Если Бога нет, то все позволено").

         Второй вид истины античных философов – релятивистская точка зрения софистов. Существует столько истин, сколько людей. Каждый имеет свою собственную истину. Мерой истины выступает человек. Некоторые русские философы и писатели высказывали аналогичные взгляды. Шестов Л. утверждал, что истина в переменных человеческих вкусах»[xii][12].

    Розанов В. также считал, что «У каждого Павла своя правда (русская поговорка); И моя правда, и твоя правда, и везде правда, а где она? Говорят о правде народа, о сермяжной и солдатской правде, о правде всех и правде одиночек: Каждый человек живет правдой своей. И всякий человек умирает от неправды своей»[xiii][13]. О такой  правде размышляют  герои Сологуба Ф.. Они ищут правду и понимают, что ее невозможно достичь. Жизнь абсурдна, в ней непостижимым образом соединяются правда и ложь, рациональное и иррациональное. Ф. Сологуб утверждает: «Разум наш есть часто система чужих слов, мнений, привычек, чужой лжи и чужой правды, а воля наша почти всегда подобна воле той марионетки, которую подергивает за веревочку спрятанный за кулисами господин. Сегодня он, человек нынешнего дня, говорит одно, а завтра, пожалуй, скажет другое. Он полагает свою свободу в том, что  ему книжка последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет»[xiv][14].

       Третий вид истины в античной философии – диалогическая точка зрения Сократа на истину, которая  была разработана в противостоянии        релятивистской точки зрения софистов. Для Сократа дискуссия, вопрос-ответный метод – единственный способ поиска истины. Эта истина не может быть раскрыта полностью человеком. Тем не менее, она  частично доступна для человека.

         Русские философы и писатели истину искали, в основном, не в процессе коммуникации, они стремились обнаружить ее, познать мир через творчество, искусство, мистику. Истина отождествлялась  с добром, красотой. Соловьев писал, что «истина, настоящая всецелая истина, необходимо есть вместе с тем и благо, и красота, и могущество, а потому истинная философия неразрывно связана с настоящим творчеством и с нравственной деятельностью, которые дают человеку победу над низшей природой и власть  над нею»[xv][15].

        А.Белый утверждал, что жизнь раскрывается не через научное познание, а через творческую деятельность, которая "недоступна анализу, интегральна и всемогущественна"[xvi][16]. А. Белый отмечает ценность вымысла в искусстве. В романе «Петербург» он пишет, что «развесил картины иллюзий» для своих читателей, но они - воплощение мистической силы и поэтому реальны». Белый А. в своих воспоминаниях заявляет, что он не претендует на объективность. В романе «Петербург»  он пишет о желто-красных трамваях, хотя в 1905 г. трамваев в Петербурге не было. Неточность становится для него художественной правдой. Автор играет с истиной, читателем. Игра с масками, персонажами, ненадежным рассказчиком – черта времени. Для писателя художественный вымысел – «языковая игра». Автор не несет ответственности за истинность своих высказываний, он не желает обмануть читателя.    

       На первый взгляд может показаться, что русские писатели начала ХХ века часто предпочитают хорошую историю правдивой.   Например, Арцыбашев  полагает, что «абсолютной правды на земле нет, и потому важно не то, о чем пишет писатель, не те истины, которые он якобы открывает, а его собственная личность, поскольку она велика и своеобразна»[xvii][17]. Главное для писателя – изобразить жизнь души.     

      Хотя абсолютной правды, с точки зрения писателя, не существует, но главное для Арцыбашева «прежде всего и всегда надо знать правду, хотя бы неполную, хотя бы только о предсмертной изжоге. Даже изжога даст больше, чем самая сладостная легенда, ибо легенда есть обман, и каким бы возвышающим ни был он, неизбежно сомнение и рaзочapовaниe, а за ними полное отчаяние»[xviii][18]. Для писателя правда – его Бог.  Но люди «не выносят правды о самих себе. Должно быть, она и в самом деле так ужасна, что с сознанием ее нельзя жить. Поэтому они хотят, чтобы правда была облечена в красивый наряд вымысла, особенно ценят идеализацию жизни и требуют, чтобы человек писался не иначе как с большой буквы»[xix][19]. Арцыбашев полемизирует с М.Горьким, которого считали «певцом возвышенного обмана».

         В  начале ХХ века обострился конфликт между вымыслом и реальностью. Черта времени – в литературе  появляется больше вымысла. В чем причина этого явления? Фрейд З. писал: «…никогда не фантазирует счастливый, а только неудовлетворенный»[xx][20]. Русские писатели начала ХХ века жили в ожидании катастроф,  стремились убежать от действительности в мир грез, сновидений. Нигилизм эпохи способствовал развитию мифологического мышления, которое, в свою очередь, обусловило игру между вымыслом и реальностью.

        Вымысел – термин, обозначающий стремление «построить», «сфабриковать» несуществующее, нереальное. Мы можем определить вымысел в терминах авторского отношения к происходящему.   Функция литературы – стремление сделать жизнь более упорядоченной, более рациональной и понятной.  Для читателя вымышленный мир автора привлекательнее  беспорядочного реального. Читатель часто отдает предпочтение миру иллюзий. Вымышленные элементы иногда воспринимаются им как биографические, а некоторые достоверные переживания писателя рассматриваются как фиктивные. Литературные произведения сами по себе не отделяют истинного от ложного, вероятного от невероятного. Поиск истины – задача читателя. Обращение к вымыслу  позволяет писателю более глубоко передавать различные аспекты духовной жизни, тем самым способствовать появлению различных типов моральной рефлексии.

        Таким образом, русские  писатели начала ХХ века, отказавшиеся от претензий на четко сформулированную истину, тщетно искавшие веры-опоры, «реабилитировали человеческую субъективность», то есть искания правды часто были связаны у них с обращением к вымыслу. 

Литература



1.[i] Трубецкой Е. Н. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология.  М. Республика1994. С. 280.

2.[ii] Ильин И.  Почему мы верим в Россию: Сочинения.  М. Республика.2007. С.7.

3.[iii] Бердяев Н. А. Русская идея. М. Искусство. 2002.С.39.

4.[iv] Франк С. Л. Духовные основы общества.  М. Республика.1992. C. 35.

5.[v] Франк С. Л. Смысл жизни // Смысл жизни: антология.  М. Республика. 1994.  С. 489-583.

 

6.[vi] Франк С. Духовные основы общества. М.: Республика. 1992. С.490

7.[vii] Франк С.Л. Русское мировоззрение СПб.: Наука. 1996. С185.

8.[viii] Цит. по: Куприн А. Наше оправдание/Полное собрание сочинений в 12т. Т.7. СПб.: Изд.  тв -ва А.Ф.Маркс. 1912. С. 157.

9.[ix]   Morimichi Katо Greek Paideia and its Contemporary Significance (электронный ресурс) URL:http://www.bu.edu/wcp/Papers/Educ/EducKato.htm (дата обращения 20.01.2013)

 

 

10.[x] Франк С.Л. Смысл жизни/ С нами Бог. М.: Республика. 2003. С.85.

11.[xi] Бердяев Н. Царство духа и Царство Кесаря/Дух и реальность. М.: АСТ: Фолио. 2003. С.584.

12.[xii]  Шестов Л. Апофеоз беспочвенности (электронный ресурс) URL: www.biblioclub.ru/ (дата обращения 17.08.2011).

 

13.[xiii]  Розанов В.Опавшие листья. Короб первый (электронный ресурс). URL:http://www.magister.msk.ru/library/philos/rozanov/rozav024.htm  (дата обращения 25.01.2013)

14.[xiv] Ф. Сологуб  Искусство наших дней /Творимая легенда. (Забытая книга).  Кн. 2.   М.: Художественная литература. 1991. (электронный ресурс). URL:  http://az.lib.ru/s/sologub_f/text_0410.shtml (дата обращения 15.07.2011).

 

15.[xv] Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. (электронный ресурс) URL:www.vehi.ru. ( дата обращения 04.12.2012). 

 

16.[xvi] Цит. по: Лосский Н.О. История русской философии (электронный ресурс) URL:www.vehi.ru. ( дата обращения 04.12.2012). 

17.[xvii] Арцыбашев М.  Смерть Башкина /Записки писателя (электронный ресурс) URL: www.biblioclub.ru  (дата обращения 15.07.2011).

18.[xviii] Арцыбашев М. О Толстом/Записки писателя (электронный ресурс). URL: www.biblioclub.ru (дата обращения 15.07.2011).

19.[xix] Арцыбашев М. От «малого» ничтожным/Записки писателя (электронный ресурс). URL: www.biblioclub.ru (дата обращения 15.07.2011).

20.[xx] Фрейд З. Художник и фантазирование/М.: Республика. 1995. С.130.