Филологические науки/7.Язык, речь, речевая коммуникация

 Ишмуратова С.Р.

Башкирский государственный университет, Россия

Речевое поведение персонажа в художественном тексте: вербальный и невербальный аспекты описания

В системе речевой коммуникации важное место занимают как вербальные, так и поведенческие средства, существенные для понимания сказанного. Владение языком, разнообразными типами и формами речи, видами речевого сопровождения, этикетными правилами, интонационными средствами служит основанием для типологии речевого поведения.

Речевое поведение человека проявляется в процессе коммуникативного акта, что часто выражается в стереотипных высказываниях, речевых клише и в каких-то сугубо индивидуальных проявлениях данной личности.

Т.Г. Винокур определяет речевое поведение как процесс, находящийся между речевой деятельностью и речевым поступком и являющийся их совокупностью: «В основе речевого поведения лежат внутриязыковые закономерности подсистемной дифференциации стилистических явлений, внешние закономерности социальных и социально-психологических условий коммуникации» (Винокур 1993:50). Речевое поведение более конкретно, так как в нём присутствует ситуативный смысл.

 В художественном тексте как способ выражения речевого поведения персонажей функционирует прежде всего диалог. При анализе речевого поведения необходимо различать его вербальное и невербальное выражение. Вербализованная часть речевого поведения предусматривает разграничение прагматического (формирование интенции) и стилистического (оформление языкового выражения) аспектов. К невербальным средствам коммуникативного процесса относят кинетическую систему знаков (жесты, мимика), паралингвистические средства (интонация, фонация, паузы).

Различают два способа передачи речевого и речежестового поведения персонажей:

1) репродуктивная речь, переданная в основном вербально и отчасти в виде невербального поведения персонажа, произносящего в тексте свое высказывание;

2) описательная речь, передающая наряду с вербальной речью и неречевым поведением обстоятельства речевого действия персонажа.

Способы описания вербального поведения в художественном тексте связаны:

1) с описанием автором речи персонажа, его манеры говорить;

2) вербального эмоционального состояния персонажа.

Невербальное поведение выражается авторами художественного текста путем описания или характеристики:

1) мимики, жестов и движений;

2)взгляда человека;

3) невербального эмоционального состояния человека.

Естественно, что речевое поведение прежде всего связано с персонажем-героем художественного произведения. Можно обозначить разные способы отражения речевого поведения персонажа. Речевое поведение может соотноситься с портретом персонажа: старушка с добреньким лицом, печальным взглядом спросила слабым и тихим голосом (Тургенев). Описание внешности старушки  (добренькое лицо, печальный взгляд) находится в единстве с характеристикой манеры речи (слабым и тихим голосом), что позволяет подчеркнуть целостность художественного образа. Аналогичную роль может играть описание ситуации и поведения героя повествования: этот заброшенный человек приютился…, притулился, ходил и двигался без всякого шуму. Облик ничтожного существа раскрывается через описание места его обитания(чуланчик, таганчик), внешности (лицо у него маленькое, носик остренький), манеры речи (и отвечал он, запинаясь). Сочетание однотипных средств создаёт единство художественного образа в рассказе Тургенева «Малиновая вода»  (Полищук 1998:153).

Речевое поведение персонажа соотносится со всеми средствами его описания, тем самым обеспечивается единство художественного текста. Так, например, в рассказе А.Чехова «Полинька» изменение внутреннего состояния персонажа показано через речевое поведение. Герой рассказа, приказчик, в разговоре с людьми ведет себя высокомерно (кричит он хорошим, здоровым баритоном, говорит с усмешкой, громко спрашивает). Однако в разговоре с девушкой, которую он любит без взаимности, приказчик становится скромнее, тише (шепчет, бормочет, тихо добавляет).

Описание речевого  поведения включается в текстовую структуру, передавая состояние и настроение персонажа:

- отчаяние: дрожащим голосом объявила она (Пушкин);

- удивление: Да что ж они тебе? – сказала старуха, выпучив на него глаза (Гоголь);

- гнев: Мстительный сын турецкого подданного пнул его ногой (Ильф и Петров);

- растерянность: Здесь Чичиков закусил губу и не нашёлся что ответить (Гоголь);

- восхищение: Говорил языком истинной страсти (Пушкин).

Психологическое состояние персонажа передаётся посредством художественных деталей, уточняющих манеру произнесения слов, передающих особенности жестикуляции или мимики, обращающих внимание читателя на действия персонажа.

Литература:

1.     Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1993.

2.     Полищук Г.Г. Речевое поведение в структуре художественного текста// Вопросы стилистики. – Саратов, 1998, с.152-156.