ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ПИСАТЕЛЯ

 

Тынысбек КОНЫРАТБАЙ,

доктор филологических наук, профессор

 

       В настоящее время общественное сознание казахстанцев выходит на новые рубежи независимости. На фоне глобальных экономических перемен произошла  поэтапная реабилитация безвинно репрессированных  писателей в 30-40-е и 50-е годы. Одним из них был писатель  Алибек Конратбаев, который вышел на литературную арену в начале 30-х годов. В те годы писатель занимал видную позицию: работал секретарем Союза писателей Казахстана (1931-1933), литературным сотрудником газеты “Казахская литература”, журнала “Литературный фронт”,  заведовал отделом учебников и учебных пособий в Казгосиздате. Однако по ложному обвинению 17 марта  1937 года  был репрессирован решением тройки Управления государственной безопасности  НКВД СССР по Алма-Атинской области. С той поры его имя было предано забвению.

Алибек КОНРАТБАЕВ (1907-1937) родился в селе №7 Чийлийской волости Акмечетьского уезда Сырдарьинской губернии в семье Коныратбая Манабайулы. Начальное образование получил в ауле, а после установления советской власти  учился в Ташкентском опытно-показательном детском доме №5.

В 1920 году Алибек поступает в Казахский институт  просвещения, где встречается с предводителем молодежи Востока Гани Муратбаевым, слушает лекции академика В.В.Бартольда, профессоров А.А.Диваева, М.Тынышпаева, Х.Досмухамедова, Ж.Аймауытова, Ж.Жумабаева и других.  В эти годы на страницах журнала Новая школа” публикует свои первые материалы,  пробует  силы в области литературной критики. Его ранние критические статьи - Первый поэт-народник(1928),  “Несостоятельный ответ на возросшее требование” (1931), “Плоды пролетарского воспитания” (1931) - вызвали большой интерес со стороны литературной общественности. В 1928 году он поступает на филологический факультет Казахского государственного университета в Алматы.    

      Середина 30-х годов - расцвет  творческой деятельности писателя Алибека Конратбаева. Именно в эти годы он выступает на страницах периодической печати с многочисленными литературно-критическими публикациями, в которых все отчетливее прослеживается его многогранный талант, огромная привязанность к вопросам истории родной литературы. В многочисленных статьях, как “Реализм в нашей литературе” (1934), “О поэтическом состязании” (1934), “О поэме “Каскелен” (1934), “Максим Горький в казахской литературе” (1932), “Поэт  Ирана - Фирдоуси” (1932) “Общественные взгляды Абая” (1934), которые опубликованы на страницах ведущих изданий того времени -   «Литературном фронте» и  «Казахской литературе»,  он выступает как сложившийся литературный критик.  

«О поэме «Каскелен» - критическая статья, где автору удается обьективно показать  художественные достижения и упущения автора поэмы. Все  вопросы, затронутые в указанных статьях, освещены им серьезно и основательно.

Немаловажный интерес представляют его художественные очерки:  “Диалог с пулей” (1932), “Поход челюскинцев” (1934), “Белые и красные” (1936), “Поездка в Шаульдер” (1934), в которых отражены бурные послереволюционные события.

“Диалог с пулей” - небольшое по объему произведение, где нет литературных образов с их дальнейшей типизацией. Небольшой рассказ, сюжет которого взят из жизни русских железнодорожников, посвящен противостоянию возрожденного рабочего класса и буржуазной верхушки. Противопоставляя эти силы автор создает впечатляющую художественную картину. По стилю и художественным средствам нетрудно понять, что к тому времени писатель обладал соответствующим опытом и мастерством.

В рассказе  “Белые и красные” создана картину степного аула, оказавшегося на пути отступающих белогвардейских отрядов. Обращает внимание драматургическая канва, построенная на сопоставлении  двух противоборствующих сил – белых и красных.

Вслед за белыми на горизонте вновь появляются всадники. Жители аула  перепуганы. С помощью этой психологического эпизода писатель развивает событие до конфликтной ситуации. Развязка наступает тогда, когда аксакалы аула узнают их по форме. Всадниками оказались красногвардейские отряды, идущие по пятам  белогвардейских беженцев.

Народный комиссариат просвещения Казахстана развернула огромную просветительскую работу, где участвовали люди различных профессий: писатели, артисты, ученые и т.д. Одним из главных направлений этого процесса явилось создание стабильных учебников и учебных пособий по литературе. Будучи заведующим отделом учебников Казгосиздата  Алибек Конратбаев принимает активно участие в этой работе. За короткий срок, совместно с Молдагали Жолдыбаевым и Мухтаром Ауэзовым, создают «Учебник по истории казахской литературы конца XIX и начала  XX веков» (1933) и «Хрестоматию по истории казахской литературы конца XIX и начала  XX веков (1934). Выходят из печати  «Хрестоматия» для 4 года (совместно с М.Жолдыбаевым и М.Каратаевым, 1934, 1935), затем  для 3 года обучения (совместно с А.Алибаевым, 1936). Этими учебными пособиями школы Казахстана пользовались до 1937/1938 учебного года. Они получили положительную оценку со стороны педагогической общественности того времени.

 С 1934 по 1937 годы, работая в Казгосиздате, Алибек Конратбаев всецело занимается переводом произведений русских писателей-классиков. Им переведены на казахский язык “Отцы и дети” С.Тургенева, “Скупой” Мольера, написана  пьеса  “Молодые соколы” (1935) и другие произведения. В последние годы жизни им был завершен роман на тему  1916 года. Однако выпустить это произведение было не суждено…

Это был тот самый период, когда, после смерти первого секретаря Ленинградского областного комитета партии С.М.Кирова в конце 1934 года, по указанию ЦК ВКП (б) развернулась целая компания по разоблачению «террористических групп» и «врагов народа». В середине января 1935 года выездной сессией военной коллегии Верховного суда СССР была рассмотрена “подпольная контрреволюционная” деятельность группы зиновьевцев - “Московского центра”. В период с 19 по 24 августа 1936 года проходит открытый судебный процесс над членами “Троцкистко-зиновьевского объединенного террористического центра”, которые обвинялись в организации убийства С.М.Кирова, подготовке террористических актов против Сталина и его окружения – Жданова, Кагановича, Косиора, Постышева и др.

Отголоски этих политических событий, происходивших в Москве, отдавались и в союзных  республиках, в том числе и в Казахстане. Работники НКВД республики также вели работу по разоблачению “врагов народа”. Начиная с середины 1936 года  на страницах периодической печати Казахстана появляются самые ходячие термины и лозунги тех лет. Об этом свидетельствуют даже заголовки газетных выступлений: “Разоблачим буржуазных националистов и уничтожим всех до единого!”, “Буржуазные националисты – враги коммунистической партии и советского правительства” и т.д. Если в центре  страны все это имело сугубо политический характер, то у нас в республике этим событиям придавалась еще и националистическая окраска. Многие явления были рассмотрены через призму буржуазно-националистической партии алашордынцев, которая была распущена еще в 1919 году.

Наблюдая за всеми событиями тех лет нетрудно установить, что массовые репрессии в Казахстане начались вскоре после выступления Сталина на Пленуме ЦК ВКП (б) от 3 марта 1937 года. В своем заключительном выступлении 5 марта 1937 года Сталин призвал народ к  борьбе с троцкистами, зиновьевцами и агентами японо-германской разведки.

Это был период, когда после ухода Ягоды в запас, генеральным комиссаром государственной безопасности страны был назначен Н.Е.Ежов, некогда работавший в аппарате Казахского краевого комитета  ВКП (б). Для того, чтобы иметь  представление о характере политических событиях достаточно процитировать такие лозунги, как “врагов уничтожим как бешеных собак!”,  “Искореним врагов народа, японо-германо-троцкистких вредителей и шпионов! Смерть изменникам Родины!” .

Политический тон, заданный Сталиным и  органами государственной безопасности, был подхвачен определенным слоем населения страны. До сих пор остается загадкой причастность к данному негативному явлению партийно-советских чиновников. Это касается и работников карательных органов – прокуратуры и управления государственной безопасности НКВД.

Политические репрессии 30-х годов подтверждают,  что инициаторами карательных мер были партийно-советские работники, которые осуществляли  свои гнусные замыслы от имени всего народа. Так, после заключительной речи Сталина на Пленуме ЦК ВКП(б) в НКВД Казахстана обсуждается вопрос о подпольной деятельности террористических групп, агентов японо-германской разведки, намечаются соответствующие меры под грифом “совершенно секретно”.

Вскоре 17 марта 1937 года, на рабочем месте в Казгосиздате, был арестован писатель Алибек Конратбаев. Одновременно с ним были арестованы главный редактор Казгосиздата, член Союза писателей СССР Абат Алибаев, сотрудник газеты “Трудовой казах  Газиз Исмагулов, Абдрахман Айсарин, Кадыр Тайшыков и Рахим Валиахметов.  Писателям,  оказавшимся в этой шестерке,  пришлось первыми испытать всю мощь и силу репрессивного механизма УГБ НКВД.

Конечно, начало репрессии было подготовлено многочисленными  выступлениями газет и журналов. Так, начиная с 1936 года в Союзе писателей Казахстана проходят неоднократные собрания, в которых осуждаются “вражеские”  действия алашордынцев – А.Байтурсынова, М.Жумабаева, М.Аймауытова, М.Дулатова и др. Отдельные казахские писатели пытаются придать  произведениям Б.Майлина  характер “контрабанды”. Обо всем этом   писались соответствующие материалы, которые  создавали так называемое “общественное мнение”.

       Обратите внимание на материал, опубликованный в  газете “Социалистическая Алма-Ата”,  где в краткой форме  излагается содержание собрания, состоявшегося 21 сентября 1936 года в писательской организации республики. Докладчик Р.Жаманкулов отмечает, что у нас “тесно смыкались… контрреволюционный троцкизм с наследием алаш-орды”. Далее он сочинения Ж.Аймаутова, М.Дулатова, С.Торайгырова относит в разряд контрреволюционных произведений. “Кстати, - пишет  далее, - Дулатов в свое время пользовался не только идеологической поддержкой отдельных казахских писателей, но и прямой материальной помощью Союза советских писателей Казахстана. Некто Конратбаев, до сих пор являющийся кандидатом в члены союза и сотрудников Казиздата, а в свое время бывший секретарем союза, выдал Дулатову из сумм союза писателей немного-немало 15 тысяч рублей” [1].

Сегодня уже нет надобности говорить, что произведения С.Торайгырова, Ж.Аймауытова и М.Дулатова являются достижением казахской  литературы 20-30-х годов. Их имена реабилитированы, труды возвращены своему народу. Но тенденции тех лет были ясны и многие талантливые писатели выдавались за идеологов буржуазных националистов, за “врагов народа”. Иной раз обвинительные фразы звучали из уст самих писателей. Так, председатель организационного комитета Союза писателей Казахстана  И.Жансугуров выступая на собрании произнес следующие слова: “Появление в писательской организации врагов народа вроде Конратбаева, Антоненко-Давидовича и других и есть прямой результат слабой бдительности, замкнутости писательских организаций, недостаточной связи с общественностью”.

К сожалению, это далеко не единичный факт. Орденоносный писатель Казахстана Сакен Сейфуллин, выступавший на том же собрании, отмечает, что в связи с ослаблением бдительности такие “заклятые враги партии как Галина Серебрякова и Селеванский” приблизились к нам как “друзья казахской литературы”...

Автор очередного материала “О добрых дядях из Союза писателей”, минуя художественные аспекты произведений И.Шухина, С.Сейфуллина, Б.Майлина, занимается подсчетом гонорара и приходит к такому умозаключению: “Контрреволюционные националисты и алашординцы – Валиахметов, Конратбаев, Таниберген Отарбаев, Орынбек Беков долгие годы жили за счет литфонда союза писателей”[2].

Не умолчала обо всем этом и газета “Социалистический Казахстан”. В передовом материале “В первичной ячейке при писательской организации”  отмечается, что “С.Муканов и разоблаченные враги народа Джансугуров, Сейфуллин, Жаманкулов не давали дорогу молодым, растущим писателям. Вместо них собирали вокруг себя врагов вроде Айсарина, Валиахметова, Конратбаева”[3].

Летом 1937 года в молодежной газете “Ленинская молодежь” печатается развернутая статья под названием “Тажибаев и его друзья”, где отмечается следующее: “Тажибаев долгие годы состоял в дружбе с врагами народа – Конратбаевым, Алибаевым и Валиахметовым. Однако сам категорически отказывается...пора бы ему признаться в этом” [4].

 Ознакомившись с данным материалом мы убедились в том, как отдельные писатели, в лице Ж.Саина, К.Абдыкадырова и Ж.Сыздыкова,  выступали  резкими выпадами в адрес Алибека Конратбаева, вчерашнего друга и коллеги. В результате Алибека Конратбаева взяли агенты государственной безопасности, но и они не уцелели. Вслед за А.Конратбаевым  на протяжении 1937-1938 годов были репрессированы почти все члены Союза писателей Казахстана, за исключением лишь некоторых.

По архивным данным после ареста Алибека Конратбаева по месту работы выходит приказ за №32 от 4 мая 1937 года, который гласит: “С 29 апреля 1937 года считать освобожденным от работы в КазГизе редактора Учпедсектора Конратбаева А. ” [5] .

 Как видите, приказ об отстранении вышел задним числом. Поэтому нетрудно догадаться, что к началу мая месяца 1937 года уже была предрешена судьба Алибека Конратбаева. По некоторым данным удалось выяснить, что в архиве КГБ Казахстана хранится уголовное дело за 451312 на Алибека Конратбаева, где  имеются следующие биографические сведения: «Алибек Коныратбаев родился в 1907 году в ауле 7 Яны-Курганского района Южно-Казахстанской области. Казах, служащий, безпартийный, сын крупного бая, полуфеодала. Зять руководителя партии «Алашорды» Дулатова, образование высшее, работал редактором в Казгосиздате. Его личное участие в  националистическо-контрреволюционной организации, пропаганда террористических работ полностью доказаны материалами следствия, собранными после его ареста. Поэтому признать его виновным по статье  58-10,   58- 11   (антисоветская агитация, пропаганда и террор) уголовного кодекса РСФСР и привлечь к ответу».

Далее работники НКВД в его квартире произвели обыск, во время которого были изьяты и уничтожены все его фотографии, труды и рукописи. Одна единственная фотография, которая публикуется в справочных изданиях, была сохранена супругой  Гульнар Дулатовой.

Первый раз Алибека Конратбаева допросили 15 марта 1937 года. Следователь задает вопрос:  «Ты признаешься в том, что состоял в националистическо-контрреволюционной, террористической организации и проводил  пропагандисткую работу?»

       На что А.Коныратбаев отвечает: «Я никогда не состоял в контрреволюционной организации и не проводил агитацию террористической работы».

       На этом первый этап обвинительной процедуры завершается. Затем в следствии создается продолжительная пауза. Причем разрыв между изначальными  допросами составляет восемь месяцев. Чем занимались на протяжении 240 дней работники НКВД, никому неизвестно. Можно лишь  догадываться... Поскольку во время второго допроса, производившегося 3 ноября 1937 года, Алибек Конратбаев признает себя и «националистом», и «контрреволюционером», и «шпионом». Среди следователей, производивших допрос, фигурирует имя начальника НКВД, комиссара 2-го ранга  Залина, прославившегося своим коварством и непорядочностью. К счастью, вскоре  и по отношению к нему были приняты такие же меры; теперь уже Залин признавался в том, что он германо-польский «шпион».

     В чем конкретно обвиняли Алибека Конратбаева? В архивно-уголовном деле имеются следующие сведения:

      «Алибек Коныратбаев в 1933 году был втянут Ильяс Жансугуровым в антисоветскую-националистическую, террористическо-диверсионную, шпионско-повстанческую организацию, где принимал активное участие в контрреволюционных делах, а именно:

    -    совместно с Жургеновым, Тогжановым и др. принимал участие в нескольких секретных собраниях, где отрабатывались вопросы разделения Казахстана от СССР и создания националистическо-буржуазного государства; 

    - будучи членом террористической группы вел подготовительную работу по убийству 1 секретаря ЦК КП(б) Казахстана Мирзояна;

    - по поручению Жургенова и Жансугурова привлек в ряды террористической организации Тажибаева и Жангалина;

    - среди студенческой молодежи вел антисоветскую пропаганду, призывал их к террору и антисоветскому восстанию;

    -   привлекал к контрреволюционной работе Маметову;

    - на страницах периодической печати пропагандировал антисоветскую, националистическую идеологию. Вместе с тем, публиковал националистическо-контрреволюционные произведения против СССР".

       Так звучит обвинительное заключение от 1 декабря 1937 года, выдвинутое против писателя-критика Алибека Конратбаева. Уцелеть было невозможно. Оно было подписано тройкой НКВД - первым секретарем обкома КП(б)К, председателем облисполкома и прокурором, а на следующий день, т.е. 2 декабря с.г., приговор был приведен в исполнение. А.Конратбаев был расстрелян в следственной камере УНКВД по Алма-Атинской области без суда.

        Все это стало известно лишь сейчас. В те годы родные не могли знать правду о судьбе писателя. После неоднократного обращения в соответствующие инстанции, работниками КГБ республики были собраны дополнительные материалы. В частности,   с  участием литературоведов были проведены научные экспертизы и установлены, что во всех книгах Алибека Конратбаева, написанных совместно с М.Жолдыбаевым, М.Ауэзовым, М.Каратаевым, А.Алибаевым, «идейно-политических ошибок нет».

       Были допрошены и уцелевшие друзья Алибека. Вот что сказал поэт А.Тажибаев по поводу литературного наследия и личности А.Конратбаева в 1955 году:

       «В области художественной литературы – в статьях, рассказах, очерках и других произведениях, которые мне приходилось читать, Конратбаевым каких-либо антисоветских или националистических идей не проповедовались. В то время, когда писались им эти произведения, они оценивались положительно. В литературоведческой деятельности Конратбаев по отдельным вопросам в отношении казахского эпоса и народных акынов середины Х1Х века имел свою особую точку зрения, которая разделялась тогда многими видными литературоведами...Он был также сторонником включения всех акынов Х1Х столетия, в том числе и придворных, в историю казахской литературы, обьясняя это тем, что в истории русской литературы Жуковский занимает видное место, хотя он считался придворным поэтом...

      Было бы неправильно утверждать, что Конратбаев скрывал от кого-либо эти свои взгляды в отношении казахской литературы, наоборот, он их отстаивал в своих произведениях и публичных выступлениях.

     Из тех же разговоров и бесед, которые были между мной и Конратбаевым, у меня осталось впечатление о нем, как о человеке с твердыми советскими убеждениями. Мне вспоминается один факт, подтверждающий мое мнение о Конратбаеве. В период совместной учебы в казахском университете, когда началась коллективизация сельского хозяйства, Конратбаев призвал меня и других студентов бросить учебу в университете и выехать в аулы. Чтобы, как он говорил, быть свидетелем ломки старого феодального аула и перехода его на новый социалистический путь. Конратбаев заявил, что лишь такое соприкосновение с жизнью поможет создать высокохудожественное призведение о коренном переустройстве казахского аула.  

      Конратабаев состоял несколько лет в комсомоле, был активным в общественной жизни, выступал с докладами о задачах советской поэзии, с критикой и разбором отдельных произведений писателей Казахстана. В своих выступлениях Конратбаев призывал шире и глубже отражать современность в литературе.

      За все время, сколько я знал Конратбаева, он в моем присутствии каких-либо высказывании антисоветского характера или антиобщественных поступков не допускал...».

       В 1956 году, после обращения в Туркестанский военный округ, мать писателя получает справку  следующего содержания:

“Дело по обвинению гр. Конратбаева Алибека, 1907 года рождения, пересмотрено военным трибуналом ТуркВО 14 октября 1955 года.

Постановление от  1 декабря 1937 года в отношении Коныратбаева Алибека отменено и дело производством прекращено.

Председатель военного трибунала

 ТуркВО.генерал-майор юстиции                      Хаспулатов”.

 

На этой основе братом писателя Ауелбеком Конратбаевым был поставлен вопрос о сохранении членства Алибека в Союзе писателей СССР. На заседании президиума Союза писателей Казахстана от 20 сентября 1958 года, под председательством Габита Мусрепова  вопрос был решен положительно.  Однако во всех документах указывается, что Алибек Конратбаев умер от язвы желудка в лагере НВКД.  В свидетельстве о смерти, выданной 15 октября 1946 года, также отмечено, что он умер от болезни – язвы желудка.

После постановления Политбюро ЦК КПСС от 28 сентября 1987 года «Об образовании Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» я решил узнать всю правду о дальнейшей судьбе  писателя, особенно после ареста. Вскоре  12 января 1989 года удалось получить наиболее развернутый ответ из Туркестанского военного округа: “Алибек Коныратбаев по постановлению тройки НКВД по Алма-Атинской области от 1 декабря 1937 года за “Активное участие в антисоветской националистической террористическо-повстанческой, диверсионно-шпионской организации, за участие в террористической группе, личное участие в подготовке террора против секретаря ЦК КП (б) К  2 декабря 1937 года был расстрелян в следственной тюрьме УГБ НКВД.

14 октября 1955 года военным трибуналом ТуркВО был рассмотрен протест военного прокурора ТуркВО  на решение тройки по данному делу.

Определением военного трибунала решение тройки УНКВД по Алма-Атинской области от 1 декабря 1937 года в отношении Конратбаева Алибека отменено и дело о нем в уголовном порядке прекращено за недостаточностью собранных доказательств.

Заместитель председателя военного

трибунала Туркестанского Военного округа                   Плыска.

Получив настоящую справку я обратился в  соответствующие органы г.Алматы с просьбой исправить причину смерти и выдать дубликат свидетельства о смерти. И был крайне удивлен, когда 18 мая 1989 года получил указанный документ (11-ИА  267161). Была изменена лишь дата смерти: вместо 15 октября 1946 года, что было написано в предыдущей справке,  была указана дата расстрела – 2 декабря 1937 года. Однако в пункте  причина смерти стояла прежняя липовая формулировка – язва желудка!?

 Так, в чем же причина смерти Алибека Конратбаева? Его действительно расстреляли или же постигла насильственная смерть в одиночной тюремной камере? К сожалению,  об этом не хотели говорить работники КГБ и после постановлении ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров СССР «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС от 11 июля 1988 года и 5 января 1989 года по вопросам реабилитации лиц, необоснованно репрессированных в 30-40-х и начале 50-х годов», даже после Указа Президента СССР «О Восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов» от 13 августа 1990 года.   

Так сложилась судьба члена Союза писателей СССР, секретаря Союза писателей Казахстана Алибека Конратбаева. Он был видным литературным критиком, исследователем истории родной литературы, организаротом съезда Казахской ассоциации пролетарских писателей (1932) и всеказахстанского съезда  писателей (1934). Ему посчастливилось получить членский билет за подписью писателя М.Горького. Он же является одним из переводчиков речи М.Горького, произнесенной на первом съезде  Союза писателей СССР.

В силу вышеизложенных политических обстоятельств имя писателя Алибека Конратбаева нынешнему казахскому поколению  малоизвестно. Он прожил короткую, но яркую жизнь, оставив за собой значительное литературное наследие.

Недалек тот день, когда его сочинения станут достоянием литературной общественности, а имя  Алибека Конратбаева будет известно за пределами Казахстана.

Литература

1.      В писательской организации// “Социалистическая Алма-Ата” 26 сентября 1936, №113.

2.      Добрые дяди из союза писатиелей// “Соцалистическая  Алма-Ата”, 5 июля 1937, №152.

3.      В первичной ячейке при писательской организации // “Социалистический Казахстан» 3 октября 1937, №227.

4.      Тажибаев и его друзья // «Лениншил жас». – 29 июня 1937, №13.

5.       Центральный государственный архив КазССР, ф.929, оп.3,д.68, л.171; оп.3, д.65, л.9; оп.3, д.106, л.26.

 

 

Республика Казахстан

050037 г.Алматы, ул.Сейфуллина, 102, кв.2

Моб.: 8-775-523-1515