Магомедова Р.М.

К.и.н.,

ДГПУ

 

К вопросу о формировании и развитии союза сельских обществ капучинцев – как закономерный результат социально-экономического развития Северо-западного Дагестана.

 

 

В современном мире, когда характерной чертой жизни общества стал возросший интерес к истории народов, когда этническое сознание обращается к своему историко-этнологическому прошлому, к своим истокам, каждый этнос старается сохранить и возродить свои традиционные историко-культурные ценности и этничность во всепоглощающем мире унификации. Отсюда настоятельная потребность во всестороннем исследовании истории народов, в том числе и капучинцев.

Наряду с ростом интереса к истории и этнографии в настоящее время наметилась и другая тенденция – падение престижа историко-этнологических исследований в исторической науке в целом.

Это связано, прежде всего, с преодолением утвердившейся за многие десятилетия политизацией науки и с формирующимся в последнее время объективном видением исторических источников и самой истории.

В этих условиях становится очевидной необходимость исследований и публикаций историко-этнографических трудов, адекватно отражающих происхождение, этническую историю, хозяйственный, общественный и семейный быт, материальную и духовную культуру народов.

Исследователей истории народов Дагестана всегда интересовали проблемы, так или иначе относящиеся к феномену союзов сельских общин. Для их детального и всестороннего изучения необходимо комплексное исследование истории каждого политического образования: феодальных владений и союзов сельских общин.

Исследование социально-экономического и административно-политического устройства общества является стержневой задачей исторической науки. Особенно важно изучение социально-экономической и политической истории союзов сельских общин, потому что без всесторонней разработки этой проблемы невозможно описать объективную историю такого многонационального региона , как Республика Дагестан.

Являясь специфической формой социально-политической и административно-территориальной организации населения, союзы сельских общин сыграли важную роль во всех сферах общественной жизни, во многом определяли особенности исторического развития народов Дагестана на протяжении многих столетий. По верному замечанию известного исследователя социально-политической истории народов Северного Кавказа В.П.Невской «Процесс складывания северокавказских народов шел одновременно с процессом феодализации. Народы, не прошедшие стадии античного рабства, формировались как феодальные.         Новый период развития сельской общины характеризуется как феодальный. Но переход от сельской общины свободных производителей к феодальной общине шел чрезвычайно медленно, растянувшись на века.  Вместе с тем развитие шло в сторону феодализации, стали складываться первые феодальные государственные образования: Аланское, союзы адыгских народов, Дербентский эмират, Аварское нуцальство, Казикумухское шамхальство и прочие»[1].

Не случайно становление и развитие отечественного дагестановедения начиналось с рассмотрения места и роли союзов сельских общин в повседневной жизни дагестанских народов, уровень социального развития общества определялся в значительной степени соответствующим уровнем развития союзов сельских общин.

Исследования по союзам сельских общин занимают весьма значительное место в исторической науке Дагестана. Это не только целый ряд статей и монографий по данной проблематике, но и материалы научных форумов, специально ей посвященных. Однако место, значение и роль общин в дагестанском историческом процессе в полной мере раскрывается только через исследование основных черт, закономерностей и механизмов их взаимоотношений друг с другом, с феодальными образованиями и с иноземными государствами.

Все эти вопросы хотя и были освещены в исследованиях по истории Дагестана, но носят фрагментарный, несистематический, эпизодический характер (в разной степени для разных исследований).

История каждого из государственных образований Дагестана переплеталась с историей соседних союзов сельских общин и феодальных владений. Поэтому для всестороннего изучения истории общественно-политического и экономического развития Дагестана необходимо комплексное исследование истории каждого политического образования: феодальных владений и союзов сельских общин.

Изучение истории союзов сельских общин Капуча XVIII – первой половины XIX вв. продиктовано тем, что, несмотря на наличие монографических исследований, отдельных статей и других работ, где затрагиваются вопросы социально-экономического развития и административно-политического устройства данных союзов, эта проблема всё же остаётся актуальной.

Многие аспекты проблемы – такие, как место союзов сельских общин Капуча в политической системе Дагестана, их образование, социальная структура общества, уровень экономического развития союзов в целом - в изучаемый период остаются неисследованными, или недостаточно изученными.

 Изучаемая проблема прямо или косвенно затрагивалась более или менее подробно в некоторых работах отечественных ученых как дореволюционного, так и советского и постсоветского периодов, посвященных социально-экономическому и политическому развитию Капуча.

Глубоко проникнув в вопросы становления и дальнейшего развития этих союзов, Д.М. Магомедов приводит большой фактический материал об особенностях общественно-экономических, политических и социальных отношений и взаимоотношениях в союзах, давая этим особенностям четкие

В связи с отсутствием письменной традиции, капучинцы не оставили таких исторических свидетельств прошлого, как летописи, хроника и т.д., что во многом помогло бы исследователю при воссоздании исторической картины прошлого капучин. Поэтому основная задача, поставленная в работе, – восполнить этот пробел, включая в число источников археологический материал и нормы обычного права капучинцев - адаты.

Таким образом, в заключение можно сказать, что перечень и анализ ряда трудов, посвященных капучинцам, позволяет сделать вывод о том, что эта проблема все еще является весьма актуальной и перспективной, требующей дальнейшего целенаправленного и углубленного исследования.

К сожалению, приходится констатировать, что в записках путешественников, воспоминаниях русских офицеров, участников кавказских войн, статьях и очерках, помещенных в различных периодических изданиях, трудах ученых и исследователей, представляющих значительную ценность для освещения многих вопросов, касающихся Дагестана в целом, почти нет сведений, позволяющих дать конкретную картину особенностей жизни именно капучин, только архивные данные и некоторый статистический материал .

На протяжении веков народы северо-запададного Дагестана, живя бок о бок, сохранили собственные языки – главные показатели принадлежности этноса, самобытную материальную культуру, обычаи, бытовые памятники, присущие каждому из них. Естественно, живя тысячелетиями, бок о бок, они сохранили и общие черты культурно-исторического развития.

Они располагались по соседству с такими государствами, как Албания, Иберия, имея с ними тесные экономические и политические связи, сохранили свою самостоятельность, язык культуру и быт.

Капучинцы под терминами «didi» и «didini» политического образования Дидо были известны древнегреческим авторам (Плиний, Плутарх) армянским (М. Хоренский, М. Каганкатваци и др.), грузинским (Картлис Цховреба), которые играли огромную роль в политической и экономической жизни народов Закавказья.

Большое внимание авторы как дореволюционного, так и советского периода, уделяли этносам юго-западного Дагестана. Они затрагивали отдельные стороны социально-экономического развития этих обществ в целом. При этом безосновательно архаизировали их социально-экономический, политический и правовой строй.

 В Западном Дагестане в исследуемый период существовало множество союзов сельских общин с некоторыми присущими им чертами социального развития. Особенности их социального, политического и экономического их развития были обусловлены не только естественно-географическими условиями, но и близостью того или иного общества к феодальным образованиям Дагестана. Более отдаленные от Аварского ханства союзы сельских обществ в основном развивались без его воздействия, тогда как соседние с ним общества оказались на протяжении многих веков под его влиянием. Следует отметить, что до ХVIII в. политические объединения Западного Дагестана отличались своей централизацией. В ХVIII в. происходит процесс децентрализации и распад отдельных крупных союзов на более мелкие политические обеднения. Этому способствовало дальнейшее развитие феодальных отношений в этих обществах, проникновение аварского ханства в глубь гор, понятие монотеистической религии и сложившаяся политическая обстановка в Дагестане в связи с агрессией мусульманских государств в Закавказье.

 Одним из крупных политических объединений на территории юго-западного Дагестана был союз союзов сельских обществ Антль-Ратль который граничил на юге - с Джаро-Белоканским обществом; на востоке - с союзом сельских общин Кьенсерухъ и Карах; на западе - с дидойцами.

В высокогорной части преобладающим было отгонное животноводство; в горнодолинной занимались земледелием; в долинной зоне было развито садоводство, земледелие, скотоводство. У отдельных этносов садоводство занимало главное место в их экономической жизни.

Приведенный в работе материал показывает, что не только естественно-географические условия способствовали развитию земледелия и скотоводства, немаловажную роль в этом также сыграли навыки, умения и старания самих жителей, сложившиеся на протяжении многовековой их истории и продиктованные суровыми физико-географи­ческими и климатическими условиями.

Основными отраслями, согласно их значимости, были: животноводство, земледелие, садоводство, огородничество.

Как видно из приведенного материала, население данного региона занималось кустарными промыслами. Они из шерсти изготовляли оригинальные изделия: бурки, носки, обувь, верхнюю одежду, сукно, которые пользовались большим спросом в Закавказье и в Персии. Из кожи изготавливались, а также необходимые в быту предметы.

Достаточное развитие получило ремесленное производство по изготовлению различных украшений, отличающихся своеобразным декором и большим многообразием, которыми не только пользовались сами жители в качестве украшений, но и обменивали их на товары первой необходимости.

О развитии ремесла у капучин можно заключить из источников, сообщающих о наличии ремесленных центров. Так, например, в каждом сельском обществе были свои кузнецы, которые нередко достигали виртуозности в своей работе. Они были знакомы со сложными приемами обработки металла: ковкой, художественным литьем, паянием, чеканкой, лужением и т.д. По сведениям средневековых источников, высокий уровень металлообработки способствовал тому, что к этому времени уже обособлялось кузнечно-литейное и ювелирное дело.

На основе сведений из письменных источников в работе рассматриваются проблемы земельно-правовых отношений, существовавшие у жителей юго-западного Дагестана. В рассматриваемое время господствующими были частная собственность на пахоты, сенокосы; общественная – на пастбища, харимы, леса и вакуф-мечетская.

Анализ выявленного материала свидетельствует о том, что на должности выдвигали только с согласия старейшин, где присутствовали представители всех тухумов. Приведенный материал показывает, что сельское общество, как верховный собственник, являлось юридическим лицом, ему принадлежало право самоуправления в пределах своей территории с определенными границами.В работе рассматривается также вопрос о рабстве, где на основе достаточного материала показано, что данное сословие в полном его социальном содержании, не ужилось. Они считались членами тех семей, где их содержали. Со временем они обзаводились своей семьей, получали от общества или от своего хозяина землю и пользовались теми же правами, что и свободный член общества. Приведенный в работе статистический материал свидетельствуето том, что по их желанию военнопленных отпускали на волю без выкупа и других обязательств.Как свидетельствуют сведения из письменных источников и литературы, а также полевой материал, основной законодательной властью сельских обществ был народный сход. На народном сходе ежегодно избирались старшины и представители исполнительной власти. Другим органом управления был совет старейшин, куда входили представители каждого тухума. Фактически это был высший исполнительный орган управления обществом. Они решали вопросы, связанные с гражданскими и уголовными делами. За нарушение установленных традиций, обычаев, норм поведения Совет налагал на виновного взыскания и определял наказание.С укреплением гражданского общества отчетливо проявилась функция права, как орудия регулирования правоотношений в капучинском обществе, в котором укрепилась система социально-правовой защиты его граждан - такова история формирования, становления и развития Капучинского союза сельских общин.

 

 



[1] Невская В.П. Процесс   феодализации горских обществ Северного Кавказа и сельская община// Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII – нач. XIX вв. Махачкала, 1981.