Шарипов М.Р.

доцент кафедры истории

стран Востока ДГПУ

 

Человек и земледелие. ТАЙНА ПЕРЕХОДА К ЗЕМЛЕДЕЛИЮ.

ЧТО ЗАСТАВИЛО ЧЕЛОВЕКА ЗАНЯТЬСЯ

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМ ТРУДОМ

 

В истории человечества возникновение земледелия, случившееся внезапно получило название неолитической революции.,около 10-12 тысяч лет назад у человека появляются культурные растения.

В генетике не случилось ни одного документально зафиксированного случая, чтобы из какого-либо вида культурного растения или домашнего животного получился другой культурный вид. Получались разные сорта, но всегда в пределах одного и того же вида (собаки, овцы, коровы, яблони, груши, пшеницы, ячменя). Большинство культурных растений не имеют аналогов в дикой природе. Почти безуспешными оказались попытки обратить в культурные сорта их одичалые формы.

Подавляющее число культурных растений в диком состоянии почти никогда и нигде не встречалось, а такие культуры, как маис, финиковая пальма, банан, хлебное дерево, даже не способны без человека к опылению и рассеиванию семян. Картофель, ананас, батат, маниок вообще не могут размножаться семенами. Почти все возделываемые культуры уже изначально требуют искусственно полива.

Кто надоумил человека в доисторические времена приступить к выращиванию семян, клубней и корней возле своего жилища? Использовать в труде мотыги и серп. И какие люди прислушались этим советам и почему.

В наиболее благодатных краях человеку время от времени необходимо было заняться защитой от нападений врагов. Для эффективной обороны нужны были запасы воды и продовольствия. В таких случаях люди отводили воду в укрепления, труднее было во время военных действий пополнять запасы продовольствия. Для выпаса домашних животных нужны обширные пастбища. На случай военных столкновений нужно было создавать запасы кормов (сено и солома). Для этого фураж создавался из наиболее продуктивных и распространенных злаковых культур. Отсюда и выращивание злаков и люди стали заниматься земледелием. Такова позиция большинства исследователей.

Но ведь зерно нужно еще промолоть для получения муки, затем получить тесто и наконец, последняя стадия – выпечка. В тропиках намного проще выращивать и обрабатывать корнеплодные растения: маниок, ямс и сладкие бататы. Основными продуктами питания всех времен и для всех народов стали рис, ячмень, пшеница, кукуруза (маис).

И в последние столетия примитивные формы земледелия тропических стран не позволяют им обеспечить себя хлебом, не обеспечивая себя продовольствием. Шторма, ураганы, засухи и голод не щадят население даже самых плодородных земель.

По мнению некоторых ученых, переход к земледелию следствие истощения возможностей охоты, собирательства, скотоводства и рыболовства. Позволю себе не согласиться с этим, эти способы пропитания в ряде мест не исчерпаны до сих пор. А как же несметные запасы ягод и грибов тайги и тундры. В пустыне Калахари кочевники собирают дикие арбузы. Жители Огненной Земли едят моллюсков или выброшенного на берег кита. Живут до тех пор, пока не будет съедена вся туша. Переходить к земледелию они не хотят.

Иордан, Нил, Евфрат, Тигр, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы и в наши дни богаты рыбой и водоплавающей птицей. Письменные источники не раз приводят примеры истощения продовольственных ресурсов у ряда неземледельческих народов. И всякий раз они не переходят к земледелию, а совершают воинственные набеги на более богатых соседей. В крайнем случае откочевывают за стадами антилоп, бизонов и оленей. Или приступают к разведению домашних животных.

В процессе перехода человека к земледелию много не выясненного. Люди десятки тысячи лет питались почти исключительно мясной пищей, растительная пища лишь разнообразила мясной рацион человека. Переход на питание культурными растениями усилил в человеке терпение, рассудительность, грациозность скелета, развил привычку трудиться. Человек – есть то, что он ест. Все религии мира ограничивают питание человека мясной пищей.

Земледелец гораздо больше кочевника и охотника ценит свои поля и селения. Занятие земледельческим трудом развивает у человека алчность и стремление к накоплению материальных богатств. У земледельческих народов более выражены расслоение общества, беспринципный карьеризм, рабская психология, вероломство, измены.

Вавиловские центры появления культурных растений. Академик Н.И.Вавилов выявил семь основных центров происхождения культурных растений. Из средиземноморского региона берут начало многие овощные культуры, включая свеклу, репу, капусту. Кавказ, Передняя Азия, Пенджаб, Кашмир, Таджикистан образуют юго-западноазиатский центр. Он дал миру пшеницу, рожь, горох, горчицу, большинство плодовых культур. Горы Южного Китая стали центром распространения на весь мир гречихи, редьки, сои, грецкого ореха, многих цитрусовых культур. Огурец, рис и некоторые цитрусовые вышли из района Гималаев, горной Индии и Мьянмы. Эфиопия стала родиной кофейного дерева и ячменя, а в Мексике были окультурены хлопчатник и кукуруза. Картофель и томаты получены с западных склонов Анд. У многих культурных растений оказалось два или три центра происхождения.

Выкорчевывая деревья для своей пахоты, земледелец щадит лучшие плодовые деревья. На полях нередко можно видеть оставшиеся от прежних лесов яблони и груши.

На взгляд антрополога В.П. Алексеева, вавилонские центры появления культурных растений связаны с географическими очагами формирования человеческих рас и даже с этнической картой мира. Европейская раса соотносится со средиземноморским и юго-западноазиатским центром, монголоиды – с китайским и юго-восточноазиатским, а американоиды – с центрами Нового Света. Веками народы были прикованы своей пищей к тем или иным центрам и лишь возникший 200-300 лет назад межконтинен-тальный торговый обмен стер грани в питании разных народов мира.

Неизвестные очаги зарождения земледельческих культур. Самые ранние следы земледелия обнаружены в Палестине (поселение Нахал-Орен и долина Иерихона), Месопотамии и Египте. К Х тысячелетию до нашей эры здесь господствовала дубово-фисташковая лесостепь с обилием диких злаков и зернобобовых. Среди них произрастали дикие виды пшениц и ячменя. Археологами на раскопках найдены окультуренные зерна, многочисленные зернотерки, серпы, печи для выпечки хлеба. Жители разводили быков, коз, овец, собак, свиней, ослов, даже антилоп впрягали в плуги. Им была известна письменность и кузнечное дело, прекрасно умели обрабатывать обсидиан. Из глиняных кирпичей строились первые на Земле города и храмы. Анализ мезолитических слоев не выявил никаких признаков перехода к земледелию или одомашненных животных. Высокая культура первых земледельцев и горожан появляется внезапно. Данные археологии подтверждают внезапность появления первых городских и земледельческих культур Египта, Шумера, Малой Азии, Ирана, Индии и Китая.

По мнению Н.И. Вавилова, небольшое пространство между Гиндукушем и Западными Гималаями, на протяжении всего несколько сот километров, население возделывает поразительное количество главного хлеба Земли – мягких пшениц. Некоторые сорта этих пшениц нигде в мире больше не встречаются. Здесь сконцентрировано все мировое разнообразие зерновых и бобовых растений, льнов, моркови.

Древнее орошаемое земледелие Египта и Месопотамии оказалось бедно сортами культурных растений.

Проблему формирования очагов мировых цивилизаций академик Н.И.Вавилов рассматривал через призму взаимодействия человека и растения.

Другим очагом зерновых культур экспедиция Н.И. Вавилова выявила на Эфиопском нагорье. Количество возделываемых на нем твердых пшениц и ячменей превышает их количество во всех остальных странах земного шара. Только в Эфиопии встречаются ряд культур. Среди них хлебный злак тэфф, фиолетовозерная пшеница, масличный нуг. Лён возделывается не ради масла и волокна, а как хлебное растение, на муку. Эфиопия стала распространителем зерновых культур в очаги древнего земледелия.

С Эфиопского нагорья выходит и весь пантеон животных Древнего Египта. Идею Эфиопского центра появления земледелия подтверждает открытие земледельческих поселений в Судане, относящихся к 7 тысячелетию до нашей эры.

Нет никаких письменных или материальных свидетельств древней культуры Гималайско-Гиндукушского района и Эфиопского нагорья. Но ботанико-географический анализ Н.И. Вавилова говорит, что в этом направлении их надо искать. Чтобы понять, например, расхождение между Эфиопским и Гималайско-Гиндукушским центрами происхождения пшениц, исторический процесс происхождения культурных растений приходится отодвигать за пределы археологических времен в глубь геологических эпох или допускать иную причину появления культурных растений.

Выяснение очагов древнеземледельческих культур прослеживается не столько по разнообразию диких предков культурных растений, а сколько по разнообразию самих культурных растений – таков вывод Н.И. Вавилова. Локализацию месторождений земледельческих культур, а значит и цивилизаций не всегда удается установить по письменным и материальным источникам.

Прогнозы, данные Н.И. Вавиловым, уже подтверждаются. В своих трудах Н.И. Вавилов описал Юго-восточноазиатский центр происхождения культурных растений и открытие археологами таиландской пещеры духов, обнаружившие следы земледелия, древнейшие слои которого датируются возрастом 11 тысячелетия до нашей эры. Но ведь Гималайско-Гиндукушский центр разнообразных культурных растений расположен на полпути между Ближневосточным и Таиландским очагами земледелия. Южнее Гималайско-Гиндукушского центра расположен район одной из самых ранних – хараппской земледельческой культуры в бассейне Инда.

Цивилизации зарождались там, где в диком состоянии росли злаковые и плодовые культуры, где ледниковые паводки умеряли летнюю жару, где паслись стада баранов и коз. Там люди стали соединяться в общества и основывать постоянные жилища при ведении орошаемого земледелия. Все сельскохозяйственные работы на плодородных равнинах, лежащих у подножий гор и предгорий, должны были быть защищены сильной армией от вторжений кочевых и охотничьих горных племен.

Нельзя не согласиться с мнением Н.И. Вавилова о том, что рабовладельческий труд, таким образом, не труд сам по себе вообще создал из человека-людоеда человека-созидателя.

Распространение земледельческих культур. Генетика Н.И. Вавилова постоянно волновала причина значительного сходства высокогорных растений Гиндукуша, Памира, Эфиопского нагорья, Атласа с возделываемыми культурами Русского Севера. С подъемом на высоту рожь и овес становятся возделываемыми злаками и полностью вытесняют пшеницу.

Рожь в замкнутых котловинах Западного Памира выделялась исключительно крупным колосом и зерном, в два раза превосходящими европейские сорта. А сорта яровых пшениц, ячменя, горохов напоминали сибирские и североевропейские формы.

Всем известный картофель был заимствован у индейцев острова Чилоэ у берегов Южного Чили, и в дальнейшем вся европейская селекция основывалась на этих 2-3 случайных образцах одного вида. На базарах горных селений высокогорных Анд ученый обнаружил 18 новых видов картофеля. Он вывез их на родину, и большинство из них именно на Крайнем Севере давало нормальные клубни и выявляло исключительное плодоношение. Некоторые из диких видов картофеля с мелкими клубнями оказывались до того морозоустойчивыми, что выносили понижение температуры до 8 градусов цельсии (вид акауле).

На полярных станциях в Хибинах и на Печоре под руководством Н.И.Вавилова успешно вызревали высокогорные сорта средиземноморских овсов и эфиопских ячменей. Ряд из высокогорных растений отлично приживались в северных широтах и даже ускоряли там темпы своего развития, причем тем стремительнее, чем с большей высоты брался исходный материал для посева. В средней полосе России такой успешной продуктивности высокогорные сорта уже не обнаруживали. Высокогорные сорта культурных растений успешно внедряются в сходных климатических условиях севера.

Интернационализация питания. Обмен продуктами между континентами привел к революции в питании, сопоставимой с неолитической. Нельзя, например, готовить вместе рыбу и мясо. У многих народов мира не смешивают свинину с другим мясом, а у народов, исповедующих ислам, свинина попросту запрещена. У людей белой расы существует запрет на употребление мяса кошек и собак, тогда как в Китае и Корее это обычная пища. Нормальный европеоид не станет есть насекомых и червей, а у народов Китая и стран Юго-Восточной Азии они просто лакомство.

Русский национальный характер в определенной степени предопределен хлебом, молоком, крупами, овощами, грибами. Испокон веков основным продуктом была речная рыба. Из зерновых культур преобладали ячмень, рожь и овес. Алкогольные напитки готовились на медово-ягодной или медово-яблочной основе (медовуха). В больших количествах русские пили квас. Водку массово начали потреблять лишь в эпоху Петра I.

То, что из картофеля сделали «второй хлеб» тем самым нанесли удар генным оружием по генотипу русской нации и народов бывшего Советского Союза. Это единственный из овощей, состоящий почти исключительно из углеводов, а их и так организм получает в избытке с крупами и мучными изделиями. Заполонив наши огороды, картофель вытеснил не менее ценные культуры, существенно истощив при этом плодородие почв. Оставьте его вместе с помидором, перцем и табаком перуанцу, чилийцу или мексиканцу. «Щи да каша – пища наша».

Если народ, центр происхождения которого соответствует определенной географической среде, питается растениями и животными, ведущими происхождение из родного ему центра, то можно сказать, что он потребляет родные себе клетки.

Одну из своих величайших революций человечество не заметило. Последствия ее не изучены и труднопредсказуемы, и скорее всего, неблагоприятны. Человек в питании стал связан не с конкретной географической областью, а со всей биосферой.  В магазинах и на рынках продается огромный ассортимент иностранных продуктов. С полей до попадания на прилавок проходит примерно полгода. Но с момента заготовки продукта тут же начинаются необратимые процессы его разложения. Сорванные зелеными бананы и экзотические фрукты дозревают при транспортировке, так считают большинство людей, но, дозревая, они в то же время уже и разлагаются. Чтобы на прилавке продукт выглядел свежим и чтобы побыстрее рос, его еще при жизни напичкивают гормонами, антибиотиками и пестицидами. Еще недавно пастеризацию молока считали полезным для человека открытием. Опыты же показали, что если теленка поить этим молоком, он умрет через три недели.

Еще каких-то несколько десятилетий назад и раньше люди в основном потребляли продукты питания, выращенные под теми же лучами солнца, под которыми жили. В этом есть важный смысл. Ведь зеленые растения питаются главным образом не удобрениями, как многие считают, а солнечным светом. Растения в процессе фотосинтеза поглощают ультрафиолетовые и инфракрасные лучи солнечного спектра. Из них создают органические вещества из веществ неорганических, синтезируют углеводы, питающие растение. А растения, в свою очередь, питают животных.

В питании люди стали жить по законам производителей, которым больше всего выгодны рафинированные продукты всех сортов. Но в процессе рафинирования от природы не остается ничего.

Веками природа, род и народ определяли законы нашего питания. Теперь же это абсолютно не так. Зато чутко прислушиваемся к рецептам кулинаров, рекомендующих готовить нам немыслимые смеси из рафинированных продуктов, которые никогда не встречаются ни в природе, ни в нашем народе. Это именно то, что и хотят от нас магнаты пищевой и фармацевтической промышленности. Для существования им как раз нужны больные люди. По этой причине они и создают зависимых от них людей и делают их действительно больными, выкачивая деньги.

Законы питания надо искать не в справочниках по диетологии, а в самой природе. Они издревле живут в каждом народе, и нет никакой необходимости менять их на какие-либо более «прогрессивные» или «модные».