Хасанов Р.Ф.,

Бирская государственная социально-

педагогическая академия,

Республика Башкортостан

 

 ГЕРОЙ И ВРЕМЯ В РОМАНЕ «КРЕЧЕТ МЯТЕЖНЫЙ» Р.БАИМОВА

 

Роман посвящен событиям и лицам послереволюционных лет. В центре – личность, судьба известного деятеля башкирского национального движения Заки Валиди.         Средствами художественной изобразительности, приемами очерковой публицистики, историко-документального повествования автор воссоздает атмосферу послереволюционной эпохи, когда решались исторические судьбы народов России. Многоплановость, информационная насыщенность, широкие пространственные и географические рамки романа обусловлены стремлением создать картину сложной, противоречивой социальной, нравственной, политической жизни того периода, показать расстановку противоборствующих сил, основных участников событий. Хронологические рамки романа довольно узки – они охватывают период с декабря 1917 года (Первый Курултай башкир) по июль 1920 года (отъезд Валиди за границу). Однако его художественное время «вобрало» в себя несколько сотен лет. Исторические экскурсы, прием ретроспекции, лирико-публицистические отступления позволили автору воссоздать многовековую историю родного народа, составить своеобразную летопись его жизни, начиная с первых упоминаний о нем в Х веке. В первой части романа главный герой наблюдает за проходящими перед ним башкирскими воинами и мысленно переносится в глубь веков, испытывая чувство гордости за своих земляков и сородичей (с. 273). Перед ним словно встает вся история башкирской земли, образы многих ее славных сыновей.

Несомненным художественным достижением автора является образ Заки Валиди. Обрисованный на широком социально-историческом фоне, он воспринимается как крупный деятель башкирского национального движения, сыгравший в исторических судьбах народа большую роль. Творческая задача автора - создать многоплановое историко-документальное повествование, в котором биография исторического деятеля играет существенную роль как в идейном содержании, так и в сюжетно-композиционной структуре. Писатель не рассказывает о всей жизни героя, но воспроизводит значительные вехи его жизнедеятельности, а именно – послереволюционный период, когда развернулась борьба за башкирскую автономию, за национальную независимость. Через экскурсы в прошлое мы также узнаем о детстве, юности Заки. Но авторское внимание сосредоточено на периоде активной общественно-политической деятельности героя, начало которой приходится на конец 1917 года. Его образ стал средоточием основных сюжетных линий, композиционным центром произведения.

Через все повествование он проходит достойно. В критических ситуациях, сложных обстоятельствах он умеет находить верные решения, ответы, будь это поездки по войскам, селениям, сопряженные с риском, или выступления на съездах, совещаниях, заседаниях, споры, дискуссии с идейными противниками. Заки Валиди, как духовный лидер башкир, борется за национальную свободу, отстаивает башкирскую автономию, ощущая кровную связь со своими предшественниками, организаторами башкирских восстаний в ХVII – ХVШ веках.

Центральный герой романа - это яркая личность, сложный, противоречивый характер,  в котором сплелись частное и характерное, индивидуальное и общее, типическое. Через этот и другие образы автор показывает взаимообусловленность, взаимосвязь человека и среды, обстоятельств, их сложные взаимоотношения, изображает судьбу неординарной личности в переломную эпоху.

Хроникальность сюжета, событийность обусловили многомерность художественного пространства и времени в этом произведении, что придает ему черты панорамного (центробежного) романа. Если его историческое, реальное время ограничивается несколькими послереволюционными годами, то художнический взгляд простирается вглубь веков благодаря приему ретроспекции, включению в повествование воспоминаний героев, обращению к легендам, преданиям. Перед читателем встают картины жизни башкир на протяжении нескольких веков, история их многотрудной освободительной борьбы, а главный герой воспринимается как наследник, продолжатель дела Кусема, Алдара, Бэпэнея, Карасакала, Бушмана, Салавата.

Удачное сочетание центробежных и центростремительных тенденций позволяет автору представить многогранную жизнедеятельность центрального героя на широком фоне общественно-политической, социально-бытовой жизни Башкортостана и России послереволюционного периода. В книге нашли отражение основные  факты общественной жизни страны, которые даны в авторском изложении или через восприятие героя.

Большая событийность романа оправдана, так как она связана с его основной проблематикой и судьбой главного героя. События не обретают самодовлеющего значения, так как имеют прямое отношение к личности героя, являются средством его характеристики, раскрытия его внутреннего мира, показа его многогранной деятельности в стремлении установить башкирскую автономию. Размышления героя, часто сопровождаемые авторским комментарием, обретают обобщающее значение, придают роману философское звучание. Символические образы огня, воды, кречета, дракона  также усиливают философское содержание книги. В спорах главного героя с Лениным, Сталиным, Артемом-Сергеевым о малых и больших народах,  национальной политике сталкиваются противоположные философии, жизненные позиции.

Книгу Р. Баимова можно воспринимать и как своего рода художественный (беллетризированный) опыт политической истории. В ней очень много места отведено политической деятельности правительств и масс, классов и социальных групп, партий и общественных организаций, лидеров партий и руководителей различных движений. Автор романа касается также таких вопросов, как механизм власти, политический режим, политическая культура, революция и контрреволюция, прогрессивные и регрессивные процессы в обществе, формирование различных идеологий, политического сознания масс, национальная политика, проблема альтернативности общественного развития, государственного устройства, военное дело.  Все это, по сути, является объектом изучения политической истории. Показанные, осмысленные через призму видения того или иного персонажа, преломленные в судьбах и характерах действующих лиц, эти общественно-политические процессы под пером писателя обретают живую плоть, создавая наглядную картину напряженной жизни общества того периода.

Воссоздать многогранный характер главного героя способствуют образы  других исторических лиц. На страницах романа мы встречаемся с личностями  Троцкого, Фрунзе, Блюхера, Чапаева, Шагита Худайбердина, Мулланура Вахитова, Шайхзады Бабича и др., с которыми имел контакты Заки Валиди.       Интересными представляются страницы, посвященные Троцкому. Можно заметить немало сходства в судьбах и личностях Троцкого и Валиди. Оба хорошие организаторы, яркие ораторы, идеологи, популярные лидеры, талантливые военачальники, оба оказались в политической оппозиции; из-за идейных разногласий с лидерами большевистской партии  (Лениным, Сталиным) в дальнейшем были вынуждены эмигрировать. Автор на страницах романа рисует несколько их встреч. Хотя Троцкий и дает почувствовать собеседнику свое  особое положение, тем не менее их беседы проходят в обстановке взаимопонимания и доверия. Заки Валиди видит в Троцком единомышленника, понимающего заботы и тревоги председателя Башревкома, главнокомандующего башкирскими войсками. И в дни противостояния с областным комитетом РКП (б) Заки Валиди находит опору и поддержку в лице наркомвоенмора. В свою очередь, башкирский лидер с пониманием и сочувствием относится к нему. «Буран на станции Рузаевка, взявший в снежный плен поезд наркомвоенмора, помог военному комиссару Башкортостана лучше узнать своего военачальника. Гроза фронтов, властный и безрассудно храбрый легендарный нарком, имя которого гремело на весь мир, к удивлению Заки Валиди, показался ему одиноким человеком, жаждущим простого человеческого общения. Заки Валиди тоже порой ощущает пустоту вокруг себя, потому он посочувствовал Троцкому. Это открытие успокоило и самого Заки Валиди, из головы которого не шли тяжелые мысли…»(с.465).

Новым взглядом увидены и некоторые факты истории. Автор призывает осмыслить их с высоты общечеловеческих нравственных ценностей. Это касается таких явлений, как «красный террор», действия Красной Армии, ее комиссаров и продотрядов на территории Башкортостана, русско-башкирские, татаро-башкирские отношения, двойственная политика большевиков во главе с Лениным и Сталиным (по сути политика «кнута и пряника») по отношению к башкирам и другим малочисленным народам, так называемый «национализм» Заки Валиди и его соратников, или «валидовщина», роль башкирских войск в борьбе с белогвардейцами, в обороне Петрограда и многое другое. Писатель часто опровергает традиционные взгляды на многие факты истории. Нельзя сказать, что все это бесспорно, однако заставляет задуматься и заслуживает внимания.

В романе ярко выражено авторское начало. Писатель словно «вторгается» в действие, становится участником исторического процесса, дает оценку событиям и явлениям прошлого, уточняет или отвергает полемические версии, выступает в роли историка-следопыта. Все это, в первую очередь, связано с его стремлением актуализировать повествовательный материал. На страницах книги постепенно складывается образ автора, влюбленного в родной край, ведущего заинтересованный рассказ о героическом прошлом своего народа, глубоко размышляющего об уроках истории, стремящегося дать оценку деяниям и поступкам известных исторических лиц, осмыслить их с позиций современности. Следует добавить, что в повествовательной  структуре романа «Кречет мятежный» отразились те процессы, которые стали наиболее ощутимо проявляться в исторической прозе в 70-е годы ХХ века. Если в довоенное и послевоенное время в ней доминировала так называемая «объективная» форма повествования, то в последние десятилетия «заявили» о себе другие варианты авторского присутствия с ярко выраженным субъективно-личностным началом. Так происходит  обогащение исторического романа за счет синтеза объективной и субъективно-публицистической форм повествования.

Как уже было отмечено, в целом автор излагает события с позиций героя, прибегая к субъективному повествованию. В тех случаях, когда герой не является участником или свидетелем события, звучит прямой авторский голос, например, в рассказе о гибели двух поэтов – Шайхзады Бабича и Абдельхая Иркебаева. В конце автор пишет, что «…он (Заки Валиди, Р.Х.) не узнал о том, что подаренный им крохотный браунинг мог сыграть какую-то, пусть даже ничтожно малую, роль в этой разыгравшейся трагедии…» (с.365.)

Авторская позиция реализуется через повествователя, который «взаимодействует» с героем, временами сливается с ним, хотя автор видит дальше и знает больше своих персонажей. Органичное слияние авторской речи с речью героев, с их мышлением обусловливает единство стиля романа.

Анализируемый роман вобрал в себя свойства так называемого «романа-события», и «романа-судьбы». Внешняя канва сюжета, основанная на многочисленных событиях, фактах, воссоздающих колорит места и времени, образует его первый тип; история личности, рассказанная автором в документальном и вымышленном  повествовании, выстраивает вторую разновидность. В романе обе эти линии тесно переплетаются, смыкаются в единое целое, при этом организующим началом выступает образ Заки Валиди. Его личность, многогранная богатая биография позволили органично включить в художественный текст большой фактический материал, большое количество действующих лиц.

Примечание

          

 1.  Баимов Р.Н. Кречет мятежный.- Уфа, 2002.- 544 с. Далее ссылки даются по этому изданию в тексте с указанием страницы.